Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866)




 

А. Дистервег родился в 1790 г. в небольшом промышленном городе Вестфалии в семье чиновника судебного ведомства. После окончания университета с 1813 г. стал преподавателем физики и математики в образцовой школе во Франкфурте-на-Майне. Учителя этой школы, горячие приверженцы педагогической теории Песталоцци, познакомили Дистервега со взглядами швейцарского педагога. Через несколько лет, назначенный директором одной из учительских семинарий, Адольф Дистервег начал последовательно пропагандировать дидактические положения Песталоцци, перестраивая их на основе собственного опыта.

В 1817г. Дистервег защитил докторскую диссертацию «О конце мира», где опровергал мистическую теорию о близкой гибели мира. Он основал специальный педагогический журнал, который долгие годы редактировал, поместив в нем свыше 400 статей по педагогическим вопросам с конкретными указаниями по вопросам дидактики и методики.

В 1830 г. Дистервег был переведен директором учительской семинарии в Берлине (для учителей городских школ). Одновременно он проводил большую работу по организации учительских обществ. В Берлине основал «Педагогическое общество» и «Младшее берлинское учительское общество». Членами обществ были воспитанники семинарии, разделявшие взгляды Дистервега. На собраниях изучали методику Песталоцци. Один раз в году устраивался объединенный «Берлинский учительский праздник».

Дистервег пропагандировал идеи объединения учительства, улучшения его материального положения, поднятия культурного уровня, педагогической подготовки. В это время (1835) он издает «Руководство к образованию немецких учителей».

Дистервег отстаивал идею реального образования, критиковал засилье классицизма в современных ему гимназиях. Горячо сочувствуя народу, он не осознавал в полной мере социальные противоречия и пути их разрешения.

Большую роль в мировом преобразовании общества он отводил просвещению, требовал, чтобы все дети от 6 до 14 лет были охвачены государственной начальной школой. Считая, что всеобщая народная школа должна находиться в руках государства, Дистервег выступал за устранение церковной опеки над школой, осуществление контроля не священниками, а учителями. Единая национальная школа, как указывал Дистервег, должна воспитывать патриотов, которым близки интересы Родины.

За выступления в защиту учителей, за «вольнодумство» Дистервег был отстранен от должности директора гимназии (1847), вскоре последовала его полная отставка (1850).

Во время революции 1848 г. Дистервег принимал участие в разработке требований по народному образованию: школа – государственное учреждение, она независима от церкви, каждый ребенок учится, реализуются идеи общечеловеческого воспитания.

В последние годы жизни Дистервег продолжал отстаивать интересы германского учительства, активно работал в учительских организациях. В 1866 г. умер от холеры.

На формирование педагогической теории Дистервега оказало влияние состояние образования в Германии и собственная педагогическая деятельность, направленная на совершенствование педагогического процесса, на разрешение противоречий между теорией и практикой в обществе, где новые прогрессивные идеи с трудом пробивали дорогу.

В разработке педагогической теории Дистервег, подобно Гербарту, широко опирался на идеи И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте, а также на античные источники (Сократ). Дистервег обращается к развивающему вопросному методу, получившему название «сократический» и рассматривает его как «венец учительского искусства».

Привлекательный и значимой для Дистервега была идея И. Канта о наличии культурной природы человека, выражающейся в свободном самоопределении. Дистервег вслед за Гегелем поддерживает идею смены культуры, связывая эту мысль с теорией воспитания, черпающего свои правила и законы из особенностей народа, времени, истории. Дистервег согласен с идеей Фихте о том, что «воспитание к свободе – единственно возможное предназначение человека». Цели воспитания по Дистервегу – служение истине, добру и красоте, воспитание совершенного человека. Он выдвигал идею общечеловеческого воспитания, идею гармонического развития физических и духовных сил личности, способностей, которые имеет ребенок от рождения.

Ведущая роль в процессе воспитания принадлежит обучению. Дистервег развивает идею воспитывающего обучения. Основными принципами воспитывающего обучения он считал принципы природосообразности, самодеятельности и культуросообразности. Следование за природой ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – это одна из ведущих идей Дистервега. Вслед за Руссо и Песталоцци Дистервег использовал принцип природосообразности в качестве одного из средств борьбы за новую педагогику. Школьное обучение должно опираться на естественные силы, заключенные в ребенке. «Ничто не совершается против природы вещей, то же самое в мире детей».

Понятие природы ребенка у Дистервега выражено словами: «Ведь природа человека хороша, она создана творцом для того, чтобы она развивалась и совершенствовалась на земле сообразно с присущими ей и заложенным в ней законам. Если ты хочешь узнать, что сообразно с человеческой природой, тогда ты должен исследовать природу ребенка. Этого хотел Руссо, это сделал Руссо».

Так как никакое развитие духовных сил и способностей невозможно без определенных усилий со стороны самого человека, самого ребенка, то Дистервег полагал, что следующим принципом воспитания является самодеятельность. Ум, воля, мышление, наблюдательность, свойственные людям, развиваются в процессе самодеятельности. Самодеятельность в понимании Дистервега означает свободное самостоятельное познание. В противовес авторитарной педагогике Дистервег защищал право каждого человека на самостоятельное развитие мышления, деятельности.

В работе «Чего хотел Песталоцци, чего хотим мы?» Дистервег стремился уточнить понятие самодеятельности, употребляя в этом смысле слово «труд». «Человек должен заработать себе на жизнь, должен выработать самого себя. Трудом создается человеческий мир. Поэтому мы упражняем в школе голову, руки и ноги. Школа есть не только молитвенный дом, зал для пения, но и трудовое учреждение в самом свободном и благородном смысле этого слова». Само деятельное познание должно быть направлено к истине, самодеятельное чувство – к красоте, самодеятельная сила воли – к добру.

Принципы природосообразности и самодеятельности у Дистервега тесно связаны с принципом культуросообразности. Он утверждал, что воспитывать ребенка, давать ему образование необходимо в соответствии с условиями места и времени, с учетом потребностей своего народа, своего времени. «Различно должны были воспитываться немецкие дети в VIII, XVI и XIX столетиях. Различны требования времени в Китае, Португалии, Англии, Франции и Германии в нашу эпоху: в 40-е годы XIX в.».

В связи с этим Дистервег указывал на очень большое значение преподавания отечественной истории и географии, родного языка и родной литературы. К правильному пониманию сущности общественного воспитания Дистервег подходил весьма своеобразно.

Наиболее подробно свои взгляды по этому вопросу Дистервег изложил в статье «О культуре и культуросообразном воспитании», в которой делил культуру на три большие области: культура внешняя, внутренняя и общественная. Внешняя культура – удовлетворение физических потребностей человека: как питается, одевается, живет и т. д. Внутренняя культура – духовная жизнь человека, познавательная, чувственная, волевая деятельность. Общественная культура у Дистервега занимает как бы промежуточное звено между внешней и внутренней культурой.

Обучение, по мысли Дистервега, становится развивающим, воспитывающим только тогда, когда оно строится с учетом данных внешней, внутренней и общественной культуры.

Историки педагогики (В. А. Ротенберг, Ш. И. Ганелин, Е. Я. Голант) считают, что Дистервег не только пропагандировал идеи Песталоцци, но и обогатил, углубил понимание принципа культуросообразности.

Три принципа воспитания – природосообразность, самодеятельность, культуросообразность – являются ядром педагогической теории Дистервега. Идеей соотношения принципов воспитания проникнута возрастная периодизация развития и воспитания детей. Выделены три периода:

I – до 9 лет – реакция на чувственные восприятия, игра, сказки, рассказы, приключения;

II – от 9 до 14 лет – накопление в памяти фактов, практических знаний; индукция;

III – свыше 14 лет – преобладает рассудочная деятельность: дедукция; формирование характера, нравственных убеждений.

На первой ступени – ступени ощущений – человек находится «в отношении нравственности в состоянии невинности, а в отношении культуры в первобытном состоянии» [3, с. 128]. На второй ступени наблюдается «переход к свободному самоопределению». На третьей ступени доминируют свободное самоопределение, «произвольно направляемая самодеятельность», «стремление к истине ради истины». Мысль о возбуждении природных задатков позволяет уйти от понимания ребенка как объекта воспитания. Воспитание, образование, внешние воздействия создают условия для того, чтобы ребенок «делал себя сам». Человек созревает настолько, чтобы «овладеть силой и волей самого себя обрабатывать». Отсюда вытекает принцип самодеятельности.

Дистервег рассматривает культуру как очень емкое и многогранное понятие, связанное с понятием общества, нации и человека. Говоря об общественной культуре, он имеет в виду культуру нации.

Принцип воспитания у Дистервега выводится из цели-идеала, подготовки человека к истине (познание), добру (нравственность), красоте (эстетика). Пути достижения воспитательных целей базируются на самодеятельности, ведущей к самоопределению собственных целей.

Из целей воспитания выделяются три задачи: первая относится к человеку с определенными природными задатками, вторая – к человеку, принадлежащему к определенной нации, третья --к члену общества. Речь в педагогике должна идти сначала об общественных, потом национальных, а затем уже личностных ценностях. Отсюда вытекает идея интеграции интересов общества, нации и человека.

На базе принципов воспитания, воспитательных целей и задач Дистервег развивает дальше теорию элементарного образования, которое должно соответствовать уровню культуры народа, от этого уровня зависят наполняемость любого компонента (звена) педагогического процесса, его содержание (отбор учебных предметов), его направленность на социальные ожидания (классическое – реальное).

Выделяя рациональный и исторический циклы учебных предметов, Дистервег отдает предпочтение реальному образованию, учитывая потребности и дух времени. Однако он не отрицает и значимости классического образования.

В соответствии с требованием времени Дистервег (вслед за Песталоцци) отдает предпочтение формальному образованию (развитию познавательных сил ребенка). Вместе с тем он не принижает роли материального образования (усвоение знаний и навыков). В рассуждениях Дистервега прослеживается некоторое противоречие по данному вопросу. В конечном счете, он признает необходимость сочетания формального и материального образования.

Исходя из этого он решает вопрос о формах и методах обучения. В «Руководстве к образованию немецких учителей» и в отдельных статьях Дистервег обосновывает элементарный метод обучения, обусловленный зависимостью от процесса обучения, предмета обучения и природных потребностей ребенка. В основе обучения – наглядность, пробуждающая познавательные силы ребенка и интерес к учебному предмету, движение от близкого к далекому, от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному (эти правила были выдвинуты еще Коменским, Дистервег развил их). В элементарном методе выделяются две стороны – сообщающая (ориентирует на готовые знания) и развивающая (эвристическая). «Заставляй ученика правильно произносить выученное! Наблюдай всегда за хорошим выговором, отчетливой дикцией, ясным изложением и верным построением мысли». «Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить». «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили». «Кто хорошо преподает, тот хорошо дисциплинирует».

Главную роль в воспитании Дистервег отводил интеллектуальному развитию детей, считая, что оно лучше всего достигается в процессе обучения естественным и математическим наукам. Он детально разработал дидактические правила и изложил их в «Руководстве для немецких учителей».

Соблюдение этих правил должно обеспечивать воспитывающий, развивающий характер обучения. Предлагаются четыре группы правил:

правила преподавания применительно к ученику;

правила, относящиеся к предмету преподавания;

правила, связанные с внешними условиями;

правила, касающиеся учителя.

Лучшая форма обучения – эвристическая беседа.

Дистервег адресует учителю следующие регулятивы:

руководящая роль учителя в развитии детской самодеятельности определяется образно – «учитель для школы – это то же, что солнце для вселенной», при наличии четко разработанного учебного плана и хорошего учебника успех обучения определяется учителем;

учитель должен иметь высокий интеллектуальный уровень, в совершенстве владеть своим предметом – «невозможно дать другому того, что не имеешь сам»;

он должен любить свою профессию и детей;

обладать сильной волей – «дидактическая способность учителя есть сила твердого характера»;

авторитет учителя перед учащимся основан на его справедливости по отношению к ним;

учитель личным примером воздействует на учеников, систематически работает над собой, занимается общественной деятельностью – «ты лишь до тех пор способен содействовать образованию духа, пока продолжаешь работать над собственным образованием».

В требованиях к учителю четко просматривается ориентация на развивающий и воспитывающий характер обучения, что предполагает опору на детскую самодеятельность, побуждение к успеху, высокий интеллектуальный уровень педагога, любовь к детям и профессии, справедливость и авторитет и т. д. Просматривается двусторонний характер педагогического процесса.

Нельзя не согласиться с Л. А. Степашко в оценке деятельности и педагогических взглядов Дистервега. Она пишет о том, что Дистервегом, по существу, завершился известный цикл развития гуманистической традиции, когда любой педагогический вопрос решается с ориентацией на индивидуальность, будь то воспитание домашнее или школьное, когда критерием взаимодействия педагога и воспитанника является сбережение индивидуальности развивающегося человека [55*, с. 91].

Педагогические идеи Дистервега о взаимосвязи общечеловеческого и национального в воспитании, о подготовке человека к истине, добру и красоте как ведущей цели воспитания и образования, о культуросообразности в сочетании с природосообразностью и самодеятельностью как основополагающем принципе педагогического процесса определяли научно-практическую новизну его педагогической теории.

Адольф Дистервег – выдающийся немецкий педагог и деятель в области народной школы и педагогического образования был вождем германского народного учительства, которое присвоило ему почетное звание «учителя немецких учителей». Его многолетняя общественно-педагогическая и литературная деятельность носила ярко выраженный прогрессивный характер.

Во второй половине XIX и XX вв. педагогическое наследие Гербарта и Дистервега подвергается глубокому переосмыслению. Складывается неогербартианское направление, в котором идеи Гербарта поддерживались и развивались, укрепляя классическую и воспитательную педагогику.

Утвердилась модель «школы учебы» с дисциплиной, классическим образованием и прагматической ориентацией. Дидактика выделилась в самостоятельную отрасль педагогического знания. Обозначилась опасность отчуждения личности [33*, с. 90].

А вместе с тем появляются новые имена и новые теории, повлиявшие на развитие историко-педагогического процесса. Это английский ученый и философ Герберт Спенсер (1820–1903), выступающий за гармоническое сочетание социальных и познавательных законов реальной жизни, применение их на практике в целях подготовки к практической жизни.

Значительное влияние на общественно-педагогичское сознание оказывали педагогические идеи и просветительная деятельность Р. Оуэна, социалистов-утопистов К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Вейтлинга и др.

Сложились самостоятельные направления позитивизма, неогуманизма, филантропизма, марксизма. По-новому определялись перспективы развития образования и педагогической науки. К концу века классическая педагогика трансформируется в реформаторскую педагогику с «новым воспитанием», с интеграцией и взаимодействием педагогических проектов и идей, в том числе личностно ориентированного воспитания и обучения. Мы еще встретимся с новыми именами – авторов педагогических идей.

Л. Н. Модзалевский

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...