Глава II. О приходских училищах
4. Особенная цель учреждения приходских училищ есть распространение первоначальных, более или менее всякому нужных сведений между людьми из самых нижних состояний. 5. Приходские училища открываются повсюду, где лишь представятся к тому средства; но учредители обязаны иметь при каждом законоучителя из живущих в том месте или в соседстве священников. <...> 13. В приходские училища могут быть допускаемы дети всех состояний и обоего пола, но не моложе 8 лет, а девицы не старше 11 лет; от вступающих не требуется никакой платы и никаких предварительных сведений. <...> 15. Во всех приходских училищах, в городах и селениях, обучаются: 1) Закону Божию, по краткому катехизису и священной истории; 2) чтению по книгам церковной и гражданской печати и чтению рукописей; 3) чистописанию; 4) четырем первым действиям арифметики. <...> 17. Способ обучения в приходских училищах может быть двоякий: обыкновенный или по методе Ланкастера. <...> 30. Учителя и в особенности обучающий Закону Божию священник должны так же не терять ни в коем случае из виду главной, т.е. нравственной, цели воспитания... Надлежащее средство успеха есть привязанность учащихся к наставнику; он легко может приобрести ее, действуя на них не одними угрозами и страхом, а более кротким, ласковым убеждением и поучительным примером, удерживая их с отеческою нежностью от проступков и заблуждений, разрешая их сомнения, замечая в них и одобряя все похвальные побуждения: сострадание к несчастию, любовь к справедливости, ревность к учению, к трудам своего звания и вообще к полезной деятельности. 31. Как, несмотря на все старания, иногда нельзя обходиться без строгих и даже телесных наказаний, то учитель может в случае нужды употреблять и сии меры исправления, но не иначе, как истощив уже все другие: увещания, выговоры, запрещение участвовать в играх, оставление ученика на несколько часов в запертом классе и т. д. <...>
38. Приходские училища в городах и селениях, принадлежащих казне или вольным хлебопашцам, содержатся на счет городских и сельских обществ, а в имениях помещичьих – на счет добровольных приношений помещика... <...> Глава III. Об уездных училищах
46. Уездные училища, открытые для людей всех состояний, в особенности предназначены для того, чтобы детям купцов, ремесленников и других городских обывателей вместе с средствами лучшего нравственного образования доставить те сведения, кои по образу жизни их, нуждам и упражнениям могут быть им наиболее полезны. 47. Во всяком уездном городе должно быть одно уездное училище; в столицах, в губернских и других обширных городах может быть оных и более, смотря по мере надобности. <...> 52. В уездных училищах обучаются дети только мужского пола; учреждению равных оным по степени преподавания училищ для девиц местное уездное начальство обязано содействовать всеми зависящими от него средствами. <...> 55. Курс в уездных училищах разделяется на три класса; на каждый назначается по одному году. <...> Глава IV. О гимназиях
134. Учреждение губернских гимназий имеет цель двоякую: доставить способы приличного по званию их воспитания тем из молодых людей, кои не намерены или не могут продолжать учение в университетах; а готовящихся вступить в оные снабдить необходимыми для сего предварительными знаниями. 135. В каждом губернском городе назначается гимназия. <...> 143. Курс учения в губернских гимназиях разделяется на семь классов; для каждого назначается по одному году. 144. В оных преподаются: 1) Закон Божий, священная и церковная история; 2) российская грамматика, словесность и логика; 3) языки: латинский, немецкий и французский; 4) математика до конических сечений включительно; 5) география и статистика; 6) история; 7) физика; 8) чистописание, черчение и рисование. <...>
150. Принятие учеников в гимназию бывает однажды в году перед началом курса. Поступающие в первый класс должны уметь читать и писать и знать первые правила арифметики; ученики могут поступать прямо во второй, третий и даже в четвертый класс, если на испытании перед инспектором и старшими учителями докажут, что уже имеют достаточные сведения в тех частях наук, кои преподаются в нижних классах. <...> 158. Обязанности всех вообще учителей определяются их важным назначением: образовать умы и сердца вверяемых им юношей. 159. Учителя должны внушать ученикам своим, что преподавание их есть только руководство для достижения познаний, кои приобретаются не иначе, как собственными усилиями. 166. Директор есть хозяин гимназии и начальник всех казенных училищ, в губернии находящихся; его надзору подчинены пансионы и другие частные учебные заведения губернии. <...>
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. - М., 1987. - С. 178-186. Положение о реальных классах при учебных заведениях Министерства народного просвещения
1. Реальные классы при учебных заведениях Министерства народного просвещения учреждаются на первый раз в Туле, Курске, Вильно, Риге и Керчи. 2. Реальные классы в Туле, Вильно и Курске полагаются при тамошних гимназиях, В Риге и Керчи – при уездных училищах. 3. Реальные классы содержатся из суммы, на технические пособия определенной и состоящей в распоряжении Министерства финансов; недостаток же сей суммы пополняется из Главного казначейства. 4. Реальные классы состоят под непосредственным начальством директоров гимназий или смотрителей уездных училищ. 5. В классах сих преподаются: практическая химия, практическая механика, рисование и черчение, примененные к искусствам, технология. Пpимечание. При Керченском уездном училище преподаются только коммерческие науки и бухгалтерия. 6. Реальные классы как заведения, назначенные собственно для временного преподавания технических наук и потому не входящие в состав общего училищного курса, открываются в зимние месяцы, с 1 октября по конец марта. В классы сии допускаются добровольные посетители не только из учеников того училища, при котором они открыты, но и из других лиц промышленного состояния, желающих обучаться искусствам и ремеслам.
7. Каждый предмет преподается по два часа в неделю. Затем весь реальный курс оканчивается в течение двух зимних полугодий. 8. Предметам реального курса обучаются в гимназиях гимназисты VI и VII, а в уездных училищах – ученики II и III классов...
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987_– С. 277. Рекомендуемая литературу
1. Беленчук Л.Н. Педагогические концепции просвещения нерусских народов России (60-е годы XIX в.) // Материалы научно-практической конференции РАО. – М., 1999. 2. История педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999. 3. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. - Пг., 1915. Можно рекомендовать студентам и преподавателям познакомиться с исследованиями по истории развития образование в России XIX в.: 4. Квашнина Л. Н. Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII–XIX вв. – Петрозаводск, 1996. 5. Мосягина С. Ю. Педагогические идеи и просветительная деятельность декабристов в общественной жизни России первой четверти XIX в. – Петрозаводск, 1997. 6. Перфильева В. И. Становление и развитие среднего женского образования в России XIX века (40–60-е годы). – Нижний Новгород, 1992. 7. Шевелев А. Н. Общественно-педагогическое движение как фактор формирования государственной образовательной политики России 60–80-х годов XIX в. (на материале начального и среднего общего образования) – СПб., 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|