Е. Определение горизонтальных и вертикальных опережений колец; клиновидные прокладки; исправление отклонений тоннеля при помощи прокладок; определение кручения колец
14.39. Вследствие неизбежного возникновения зазоров между кольцами при их укладке возникает так называемое «набегание колец», составляющее для чугунной обделки величину порядка 0,7 - 1,0 мм на одно кольцо, а для железобетонной - до 3 мм. Набегание неравномерно распределяется по фланцам (плоскости) кольца и вызывает горизонтальное, а также вертикальное опережения. Наличие опережений вызывает нарастающее отклонение тоннеля от проекта в плане и профиле. 14.40. Горизонтальным опережением (D d) кольца называется уклонение его плоскости от нормали к продольной оси. Величина опережения определяется путем промеров от нормали до плоскости кольца. Нормаль разбивается при полигонометрическом знаке и закрепляется примерно на уровне горизонтального диаметра тоннеля (рис. 14.9). Рис.14.9. Определение горизонтального опережения колец Одновременно определяется и пикетаж кольца - прибавлением к пикету нормали среднего значения боковых промеров d лев и d прав. 14.41. На участке переходной кривой горизонтальное опережение колец определяется относительно нормали, выставляемой теодолитом от линии тангенса под углом 90° - a (рис. 14.10). Угол a определяется по формуле
где a¢ - угол в минутах; l - расстояние от начала переходной кривой до нормали (в метрах); C - параметр переходной кривой; r¢ = 3438¢ - радиан в минутах. Рис. 14.10. Задание нормали на переходной кривой 14.42. На криволинейном участке трассы для получения величины горизонтального опережения в промеры d лев и d прав должны быть введены поправки за разность радиусов внешней и внутренней стен тоннеля:
Пример. Внутренний диаметр тоннеля D внутр = 5,10 м; радиус кривой R = 800 м; d лев = 9,067, d прав = 9,014 (здесь левая сторона - наружная по отношению к центру кривой, правая - внутренняя); пикетаж нормали: ПК 17 + 56,819.
d¢ прав = 9,014 + 0,029 = 9,043 м. Горизонтальное опережение D d¢ = 9,043 - 9,038 = 0,005 = 5 мм правое. Пикетаж плоскости определяемого кольца: (ПК 17 + 56,819) + 9,040 = ПК 17 ± 65,86. Для переходной кривой , где С - параметр переходной кривой. Промеры d¢ лев и d¢ прав берутся от нормали НПК. 14.43. Определив угловую величину горизонтального опережения , можно с достаточным приближением предвычислить положение в плане последующих колец. В случае необходимости опережение устраняется путем постановки клиновидной прокладки (см. п. 14.44). Рис. 14.11. Укладка клиновидных прокладок на кривой 14.44. На криволинейных участках трассы, при необходимости изменить направление оси тоннеля, применяются клиновидные прокладки (рис. 14.11). Плоскости АВ и СД клиновидной прокладки образуют определенный угол, при этом плоскость АВ перпендикулярна к оси тоннеля. Опережением t клиновидной прокладки называется разность величин a и b; t = a - b. Угловая величина опережения клиновидной прокладки определяется по формуле или где D внешн - внешний диаметр тоннеля; r² = 206265². 14.45. На криволинейных участках трассы передняя плоскость каждого укладываемого кольца должна опережать плоскость предшествующего на величину
где l - ширина укладываемого кольца; D внешн - внешний диаметр кольца; R - радиус кривой трассы. 14.46. Центр передней плоскости каждого нормального кольца, уложенного после клиновидной прокладки, будет смещаться на величину, определяемую формулой
14.47. Расстояние L между двумя смежными клиновидными прокладками определяется формулой
Пример. t = 60 мм; R = 600 м; D внешн = 5,50 м.
14.48. Количество клиновидных прокладок n для данной кривой определяется формулой
где a² - центральный угол; b² - угловая величина поворота, создаваемого клиновидной прокладкой.
14.49. Вертикальным опережением кольца называется уклонение фактической плоскости кольца от вертикальной. Величина фактического вертикального опережения кольца определяется измерением расстояния от отвеса, опущенного с плоскости сводового сегмента кольца до плоскости лоткового сегмента (рис. 14.12). 14.50. В пределах вертикальной кривой изменение проектного положения каждого последующего кольца относительно предыдущего определяется формулой
где l - длина кольца; R - радиус кривой; D внешн - внешний диаметр кольца. По величине D и значению t (см. п. 14.44) рассчитывается расстояние L¢ между двумя смежными клиновидными прокладками, при котором кольца тоннельной обделки будут укладываться в соответствии с проектным профилем. Пример. l = 1 м; R = 4000 м; D внешн = 5,50 м; t = 60 мм.
14.51. При уклонениях тоннеля от проекта в плане или профиле положение его может быть исправлено путем изменения направления передней плоскости колец с помощью клиновидных прокладок (рис. 14.13). Продольный разрез Рис.14.12. Определение вертикального опережения колец Рис. 14.13. Исправление положения тоннеля с помощью клиновидных прокладок 14.52. Горизонтальное опережение и пикетаж колец, а также вертикальное опережение определяются через каждые 8 - 10 м и обязательно после каждой установленной прокладки. При отклонениях тоннеля, приближающихся к предельно допустимым, а также при укладке колец на кривых небольших радиусов определению опережений должно быть уделено особое внимание. Величины опережений плоскостей колец не должны превышать: для чугунной обделки ± 15 мм, для обделки из сборного железобетона ± 25 мм. 14.53. При укладке колец может возникнуть постепенное нарастание кручения их вокруг продольной оси тоннеля. Причинами кручения могут быть: одностороннее воздействие домкратов (при передвижках щита на криволинейных участках), односторонняя укладка сегментов кольца, одностороннее сболчивание торцов укладываемых сегментов и др. Рис. 14.14.Клин, применяемый при способе обжатия железобетонной обделки тоннеля Рис. 14.15. Домкрат, применяемый при способе обжатия железобетонной обделки тоннеля Кручение колец отрицательно сказывается на положении эректора (блокоукладчика), вызывая его перекос, нарушает сопряжения с боковыми притоннельными сооружениями, приводит к несовпадению по высоте торцов тюбингов в проемных частях станции и т.д.
14.54. Кручение колец определяется нивелированием симметричных сегментов. Величина допуска устанавливается для каждого сооружения проектной организацией. 14.55. Исправление кручения колец производится с помощью ограничителей, постановкой специального кольца, у которого болтовые отверстия просверлены со смещением в одну сторону, односторонним монтажом сегментов, односторонним усиленным сболчиванием торцовых болтов кольца, прокладками и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|