Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Определение эллиптичности колец, способы ее устранения




14.14. Эллиптичностью называется разность между величинами фактического и проектного диаметров кольца. Для каждого кольца тоннельной обделки определяют эллиптичность по четырем диаметрам (рис. 14.1): горизонтальному (r 1+ r 5) вертикальному (r 3 + r 7) и двум косым под углом 45° (r 2 + r 6 и r 4 + r 8). Измерение диаметров производится стальной рулеткой.

14.15. Определение эллиптичности производится после замыкания кольца. Эллиптичность в укладке не должна превышать ± 25 мм, а по выходе кольца из-под эректора (блокоукладчика) ± 50 мм.

14.16. Устранение эллиптичности при укладке кольца производится надлежащей разработкой грунта, соответствующей подклинкой укладываемого сегмента кольца, высококачественным сболчиванием по фланцам, торцам, установкой металлических стяжек.

14.17. В целях соблюдения геометрии уложенных колец производится нагнетание за обделку тоннеля в каждое третье кольцо от забоя. В сложных геологических условиях и в особых случаях нагнетание производят непосредственно после замыкания каждого уложенного кольца.

Рис. 14.1. Эллиптичность кольца:

1 - проектное положение; 2 - фактическое положение; 3 - горизонтальная эллиптичность (А - В); 4 - вертикальная эллиптичность (Д - С); 5 - косая эллиптичность (Е-К)

Г. Определение положения колец в плане на прямолинейных и криволинейных участках трассы

14.18. Определение отклонений колец в плане может производиться:

а) от продольной оси, закрепленной в своде тоннеля;

б) от смещенной оси тоннеля;

в) от знаков полигонометрии.

14.19. Разбивка продольной оси производится от знаков подземной полигонометрии одним из способов, изложенных в главах 11 и 12.

Ось закрепляется маркшейдерскими гвоздями в чеканочных швах, деревянных пробках, вкладышах, отвесодержателях и др. (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Закрепление оси в обделке тоннеля:

1 - маркшейдерский гвоздь; 2 - отрезок тесины; 3 - отвесодержатель

14.20. Разбивка смещенной оси производится также от знаков полигонометрии. Величина смещения подбирается с расчетом беспрепятственного прохождения оси до забоя, с минимальным удалением от обделки (рис. 14.3).

14.21. Величины отклонений колец в плане определяются промерами на уровне горизонтального диаметра от створа проектной или смещенной оси до внутренних граней колец (рис. 14.4). При пользовании створом хорды (или смещенной хорды) вводят поправки за стрелу прогиба (см. ниже п. 14.31 и рис. 14.8).

Рис. 14.3. Закрепление смещенной оси в тоннеле

14.22. В качестве визирных приспособлений при передаче створа оси в забой применяются световые сигналы (см. п. 15.11). Световые сигналы устанавливаются под осевыми знаками таким образом, чтобы ось прорези совмещалась с отвесом, опущенным со знака. Положение сигналов должно проверяться не реже одного раза в трое суток.

14.23. Отклонение центра кольца в плане в укладке не должно превышать ± 25 мм, а за эректором ± 50 мм.

14.24. Инструментальное определение положения колец в плане может быть произведено одним из следующих способов (рис. 14.5):

а) полярным;

б) параллельным лучом;

в) произвольным створом.

14.25. Для определения положения кольца полярным способом производится геодезическая привязка отвеса, закрепленного в плоскости кольца. Смещение закоординированной точки (отвеса) от оси на прямом участке и ее пикетаж определяются:

m = (Y отв - Y пк)cos дир. уг. трас. - (X отв - X пк)sin дир. уг. трас.;

DПК = (Y отв - Y пк)sin дир. уг. трас. + (X отв - X пк)cos дир. уг. трас.

Смещение центра кольца в плане на кривых определяется решением обратной геодезической задачи по проектным координатам центра кривой и фактическим координатам центра кольца m = R проект - R факт. Пикетажное значение его получают по формуле

S = a × k,

где S - длина дуги кривой;

a² - центральный угол в секундах;

14.26. Для определения колец в плане способом параллельного луча над полигонометрическим знаком устанавливают теодолит и откладывают угол b, равный разности дирекционных углов линии полигонометрии и оси тоннеля.

Домеры а определяются теодолитом путем отсчетов по рейке, прикладываемой горизонтально к ребрам (бортам) колец на уровне горизонтального диаметра. Домеры можно также производить от створа, вынесенного по смещениям полигонометрических знаков и закрепленного световыми сигналами.

Рис. 14.4. Определения отклонений «m» колец в плане

Рис. 14.5.Способы определения положения колец в плане

Смещения центров колец определяются следующими формулами:

(при расположении полигонометрического знака слева от оси тоннеля);

(при расположении знака справа от оси тоннеля).

Здесь m - смещение центра кольца в плане;

D - измеренный внутренний диаметр кольца;

d - смещение знака от проектной оси тоннеля;

а - расстояние (домер) от параллельного луча до кольца.

Если т имеет знак плюс, центр кольца смещен вправо от проектной оси тоннеля, если знак минус - влево.

Примечание. При продвижении забоя против хода пикетажа трассы для получения знаков величин m в соответствии с требованиями п. 14.10 при откладывании угла b дирекционный угол трассы необходимо изменять на 180°.

14.27. Для определения смещений колец в плане от линии произвольного створа измеряется угол b при полигонометрическом знаке на произвольно закрепленный отвес; затем измеряются домеры от линии произвольного створа до ребер (бортов) колец. В полученные расстояния а вводятся поправки по формуле

D a = l sin Db,

где l - расстояние, подсчитанное как разность пикетажа кольца и полигонометрического знака;

Db - разность дирекционных углов трассы и направления с полигонометрического знака на отвес.

Смещения определяются по формулам:

а)

(случай, когда линия произвольного створа приближается к оси тоннеля);

б)

(случай, когда линия произвольного створа удаляется от оси).

При расположении полигонометрического знака на левой стороне тоннеля формулы соответственно видоизменяются:

а)

б)

Значения m, D, d, a - те же, что и в п. 14.26.

14.28. На участках переходных кривых инструментальная съемка колец в плане производится от линии тангенса или от стягивающей хорды.

Рис. 14.6. Съемка колец в плане от линии, параллельной тангенсу

14.29. Съемка колец в плане на переходной кривой от линии, параллельной тангенсу (рис. 14.6), производится аналогично изложенному в п. 14.26. Смещение d полигонометрического знака определяется относительно прямолинейного участка тоннеля. Величина m смещения центра кольца в плане находится по формулам:

или

где D, d, а - те же, что и в п. 14.26;

li - расстояние от НПК до определяемой точки;

С - параметр переходной кривой;

q - смещение оси тоннеля относительно оси пути;

L - длина переходной кривой.

О расчетах ординат переходной кривой см. раздел Д главы 11.

14.30. Если съемка колец на переходной кривой производится от линии, параллельной стягивающей хорде (рис. 14.7), смещение кольца в плане определяется по формулам:

или

где bi - стрела прогиба переходной кривой на пикете определяемого кольца.

Примечание. При определении знаков величин смещений необходимо учитывать указания п. 14.10 о направлении хода забоя.

Рис. 14.7. Съемка колец в плане от линии, параллельной стягивающей хорде, на переходной кривой

14.31. На круговой кривой съемка колец в плане производится от линии, параллельной хорде (на рис. 14.8 - линия ПЗ 125-М). Для задания ее в натуре теодолит устанавливается над первым полигонометрическим знаком, на втором знаке откладывается величина разности смещений знаков от разбивочной оси (d1 - d2), на полученную точку М направляется визирная ось трубы и производится съемка колец аналогично п. 14.26.

Отклонения центров колец в плане от проектной оси вычисляются по формулам:

или

Здесь D, a - те же, что и в п. 14.26;

d - смещение полигонометрического знака от разбивочной оси;

bi - стрела прогиба дуги на пикете определяемого кольца;

b 0 - стрела прогиба в середине хорды;

Si - расстояние от середины хорды до стрелы bi (разность пикетажных значений середины хорды и определяемого кольца);

S - длина всей хорды;

R - радиус разбивочной кривой;

z - смещение оси пути от разбивочной оси;

q - смещение оси тоннеля от оси пути.

Рис. 14.8. Съемка колец в плане от линии, параллельной стягивающей хорде

Примечания. 1. Если смещение знака d вычислено относительно оси тоннеля, q и z в формулах исключаются. Для упрощения обработки съемки колец научастках круговых кривых удобно пользоваться таблицами (А.П. Мазурок. «Таблицы для вычисления ординат путейских реперов и отклонений оси тоннеля от проекта на круговых кривых метрополитена», Ленинград, 1957 г.).

2.При определении знаков величин смещений m необходимо учитывать указания п. 14.10 о направлении хода забоя.

3. О расчетах стрел прогиба на круговой кривой см. раздел Д главы 11.

14.32. Отклонение центра кольца в плане на круговой кривой можно получить и путем определения значения фактического радиуса от центра кривой до центра кольца из решения обратной геодезической задачи (по координатам фактического центра кольца и проектным координатам центра кривой). Сопоставляя полученный фактический радиус с проектным, определяют смещение кольца mi = R проект - R факт.

14.33. На круговых кривых съемка колец в плане может производиться и с помощью оптического прибора с клиновидной насадкой (см. главу 15).

14.34. Для составления исполнительных чертежей используются данные окончательной съемки колец от проектного центра тоннеля по восьми радиусам. На криволинейных участках трассы данные используются через 10 м, ана прямых - через 20 м и в характерных местах трассы. Указанная съемка может производиться только от окончательно уравновешенной полигонометрии (после сбоек тоннелей). По результатам съемки определяют соответствие сооруженной обделки габаритным условиям.

14.35. При наличии железнодорожного пути в тоннеле целесообразно радиальную съемку вести от центра, положение которого в натуре фиксируется с помощью передвижного шаблона, устанавливаемого на отрихтованных рельсах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...