Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Наблюдения за сооружениями в процессе их строительства




22.01. Во время строительства подземных сооружений в результате разработки пород развивается горное давление. При значительном горном давлении возможны деформации временной крепи и постоянной тоннельной обделки. В зависимости от гидрогеологических условий горное давление, действуя в различных направлениях, вызывает осадку или деформацию временной крепи при проходке штолен, разработке калотт, выпучивание лежанов рам и др.

22.02. В постоянных сооружениях горное давление вызывает осадку свода тоннеля, сближение стен, выпучивание лотков и обратных сводов, эллиптичность тоннельной обделки круглого очертания и пр. В неустойчивых породах горное давление вызывает трещины, а иногда и разрушение самой конструкции подземного сооружения. Деформация сооружений возникает также при размораживании грунтов, подвергавшихся замораживанию.

Указанные обстоятельства требуют организации тщательных наблюдений за деформацией подземных сооружений. Наблюдения производят регулярно на всех этапах строительства.

22.03. В местах возможной деформации организуются наблюдения по специальной программе. Для этой цели производятся периодическое нивелирование сводовой части крепи и обделки и линейные измерения поперечных горизонтальных расстояний между знаками, заложенными в стенах сооружения. В некоторых случаях ведутся наблюдения за устойчивостью знаков от некоторого фиксированного инструментального створа. В особых случаях нивелируется также и лотковая часть сооружения.

22.04. В станционных тоннелях наблюдения ведутся применительно к типу станции. На станционных тоннелях с тюбинговой обделкой производятся следующие наблюдения:

а) нивелирование свода каждого пятого кольца обделки;

б) измерение горизонтальных и косых (под углом 45°) диаметров каждого пятого кольца;

в) нивелирование осевого сегмента рам проемов и определение его положения относительно продольной оси тоннеля.

На станциях колонного типа наблюдения производятся по специальной программе, составляемой проектной организацией в зависимости от конструкции станции. Кроме того, необходимо измерять наклон колонн и других элементов конструкций, которые могут подвергаться большим деформациям.

22.05. В период проходки смежных станционных тоннелей, а также при раскрытии проемов наблюдения за деформацией должны быть учащены. В зависимости от интенсивности деформации устанавливается периодичность наблюдений от 1 до 20 дней. Программа наблюдений согласовывается с техническим руководством строительства.

22.06. В перегонных тоннелях измеряют горизонтальные и косые диаметры колец в тоннелях круглого очертания, а в тоннелях прямоугольного сечения измеряют расстояния между вертикальными стенами на разных уровнях от лотка, для чего закладывают в стены тоннелей специальные маркшейдерские знаки.

Значительная деформация может возникнуть при обратной засыпке котлованов после возведения конструкций (см. главу 17). Наблюдения в этих случаях ведутся по специально разработанной программе.

На всех перегонных тоннелях производят нивелирование свода и лотка тоннельной обделки через каждые 5 м готового тоннеля, а также полигонометрических знаков и реперов. В необходимых случаях закладываются дополнительные деформационные реперы. Во всех случаях за исходные принимаются реперы, находящиеся вне зоны осадок.

22.07. При сооружении наклонных ходов на каждом пятом кольце периодически замеряются горизонтальные диаметры и нивелируется свод наклонным лучом теодолита, параллельным оси тоннеля (рис. 22.1).

Рис. 22.1. Наблюдения за осадкой свода в наклонном тоннеле:

1 - консоль; 2 - теодолит; 3 - нивелирные рейки

22.08. Для выработок и сооружений большого сечения, где контроль за деформацией свода методом геометрического нивелирования затруднен, рекомендуется применять метод тригонометрического нивелирования.

22.09. Все данные по наблюдениям за деформацией подъемных сооружений оформляются в специальном журнале. Периодичность наблюдений устанавливается руководством строительства в зависимости от интенсивности происходящих деформаций. На участки или конструкции, где деформации наиболее интенсивны, составляются специальные чертежи, дающие наглядное представление о характере и направлении деформации (рис. 22.2).

Обо всех деформациях ставится в известность руководство строительством.

Рис. 22.2. График наблюдения за деформацией эскалаторного тоннеля ст. «Петровские порота»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...