Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальных умений
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Введение
Актуальность исследования. Одной из основных задач образовательного процесса является повышение качества обучения, что в свою очередь, неразрывно связано с разработкой проблемы формирования интеллектуальных умений учащихся. Исследования по рассматриваемой проблеме показывают, что традиционный образовательный процесс преимущественно определяется репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации, а развитие интеллектуальных способностей и умений учащегося остается без должного внимания. В учреждении начального профессионального образования, где закладываются основы профессиональной деятельности учащихся, решение данной проблемы требует особого внимания, поскольку без основательного овладения интеллектуальными умениями невозможно продолжить систематическое освоение новых знаний и практическое их применение в дальнейшем. Младший юношеский возраст - сенситивный период для расширения диапазона знаний. Мысль окончательно соединяется со словом. Внутренняя речь выступает как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект становится речевым, а речь интеллектуализированной. Идет активное формирование теоретического мышления. Направление дальнейшего развития когнитивной сферы, и прежде всего мышления, будет зависеть от дальнейшего обучения и вида будущей профессиональной деятельности. Обучение гуманитарным дисциплинам способствует развитию традиционной логики, при этом обучение на психологических, юридических факультетах связано с развитием вероятностного мышления. Обучение на технических, естественнонаучных факультетах способствует развитию пространственно-визуального мышления.
Развитие умственной деятельности зависит от уровня сформированности интеллектуальных умений, характеризующихся высоким уровнем мобильности и вариативности, поскольку с их помощью осуществляются все когнитивные процессы и любая деятельность человека. Для понимания процессов формирования интеллектуальных умений важное значение имеют труды Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.И. Зыковой, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Н.Н. Поспелова и др., в которых отмечаются взаимосвязь процессов обучения и развития, роль приемов умственной деятельности в развитии логического мышления, зависимость формирования интеллектуальных умений от способов обучения. В психологии разработаны концепция формирования интеллектуальных умений и навыков (Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), концепция трансформации умения в навык (Н.Д. Левитов, М.М. Шварц и др.), концепция проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутов, В. Оконь и др.). Овладевая в процессе учебной и познавательной деятельности прочными интеллектуальными умениями, учащиеся закрепляют такие ценные качества, как инициативность, сообразительность, стремление добросовестно, активно и систематически трудиться, сознательно расширять свою познавательную деятельность. При этом необходимо обратить внимание на стимулирующую роль содержания и методов обучения в формировании интеллектуальных умений. Несмотря на глубокое изучение психолого-педагогических основ формирования интеллектуальных умений, в теории и практике педагогики остается недостаточно разработанным вопрос содержательной основы формирования интеллектуальных умений в младшем юношеском возрасте.
Таким образом, актуальность исследования определяется противоречиями между: возросшими требованиями, предъявляемыми системой образования к формированию интеллектуальных умений у учащихся учреждений начального профессионального образования, и недостаточной реализацией в учебном процессе данного аспекта. Перечисленные противоречия актуализируют проблему, состоящую в необходимости определения особенностей и содержания системы формирования интеллектуальных умений учащихся учреждения начального профессионального образования, что обусловило выбор темы исследования. Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного формирования интеллектуальных умений у учащихся начального профессионального образования. Объект исследования: образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования. Предмет исследования: формирование интеллектуальных умений у учащихся учреждения начального профессионального образования. Гипотеза исследования заключается в том, что образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования, ориентированный на формирование интеллектуальных умений у учащихся, может быть эффективным при следующих условиях: соблюдение этапности процесса формирования интеллектуальных умений, развитие мотивации, исследование проблемным заданий. Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования: . На основе теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования дать психолого-педагогическую характеристику юношеского возраста. . Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, способствующих формированию интеллектуальных умений у младших школьников. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, теоретический анализ и синтез, моделирование, самоанализ, беседа, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных. Практическая значимость: разработано проблемное задание по дисциплине «Технология швейных изделий», способствующее формированию интеллектуальных умений у учащихся.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальных умений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|