Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель, задачи, методы опытно-поисковой работы




 

Цель - выявить эффективность педагогических условий формирования интеллектуальных умений учащихся УНПО.

Задачи:

1. Определить уровень интеллектуальных умений учащихся;

2. Реализовать педагогические условия формирования интеллектуальных умений и описать полученные результаты.

Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При этом в ходе обучения знания должны быть получены учащимися более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.

При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляются личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в обучении. Все это формирует у учащихся качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

Самостоятельная работа учащихся предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость самостоятельной работы учащихся выходит далеко за рамки отдельного предмета.

Самостоятельная работа способствует:

¾ углублению и расширению знаний;

¾ формированию интереса к познавательной деятельности;

¾ овладению приемами процесса познания;

¾ развитию познавательных способностей.

Именно поэтому самостоятельная работа становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

Поскольку самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание учащихся на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, что бы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе учащихся. Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении.

Сознательность выполнения самостоятельной работы учащихся обеспечивают следующие характеристики:

¾ методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;

¾ сложность заданий должна быть посильной для выполнения учащимися;

¾ последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;

¾ дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям учащихся;

¾ деятельностная ориентация самостоятельной работы.

Говоря об индивидуализации обучения, а следовательно, разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы учащихся, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. При выполнении самостоятельной работы учащихся нужно также помогать учащимся преодолевать недостатки характера.

1. Аудиторные занятия следует проводить так, что бы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми учащимися и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше;

2. Необходим регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы учащихся и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя с учащимся;

.   Для успешности самостоятельной работы учащихся необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить учащихся с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля самостоятельной работы учащихся. Графики самостоятельной работы учащихся необходимы на младших курсах, на старших - учащихся нужно приучить к самостоятельному планированию собственной работы;

.   Пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых учащийся должен овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;

.   Пакет заданий целесообразно выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки сдачи;

.   При изучении любой дисциплины желательно проводить «входной контроль». Такой контроль поможет выявить и устранить пробелы в знаниях;

.   Задания для самостоятельной работы учащихся могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине учащихся, выполнение которых учитывается при итоговом контроле;

.   На практических занятиях легко выявить учащихся, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в НИРС и консультации более слабых учащихся, проводя с «консультантами» дополнительные занятия.

Контроль стимулирует обучение и влияет на поведение учащихся. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения.

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

¾ диагностическая функция. Контроль - это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения учащихся;

¾ обучающая функция контроля состоит в активизации работы по усвоению учебного материала;

¾ воспитательная функция. Наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется обучающая функция: высказываются различные суждения, задаются вопросы, обсуждаются ошибки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции. Зачеты, экзамены, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля.

В исследовании принимали участие учащиеся Челябинского индустриально-педагогического колледжа.

Полное официальное наименование Колледжа: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Челябинский индустриально-педагогический колледж».

Сокращенное наименование Колледжа: Челябинский индустриально-педагогический колледж.

Место нахождения Колледжа: 454052, г. Челябинск, ул. Мира, 96а.

На основании приказа Министерства образования Российской Федерации №2130 от 16. 05. 2003 г. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Челябинский индустриально - педагогический колледж» переименовано в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уральский государственный колледж».

Специальность: 260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий»

Психологическая характеристика группы.

Группа сформирована в 2008 году. По возрасту коллектив довольно однороден. Разница в возрасте составляет не более 1-2 года. Все имеют среднее школьное образование. Данный коллектив состоит из 5 девушек и 13 юношей.

Успеваемость в группе выше среднего и она является лучшей по успеваемости из оставшихся 6 групп. Группа учебно дисциплинирована, более слабые студенты стараются не отстать от остальных. Отстающим помогают более успевающие студенты, что характеризует сплоченность группы. Члены группы не ограничиваются общением только внутри своего коллектива, а общаются и с другими однокурсниками.

Основным видом деятельности коллектива является профессиональная деятельность. Это выражается в участии части группы в различных научно-технических семинарах, конференциях, олимпиадах. При наличии заинтересованности и стимула некоторые из учащихся принимают участие в таких мероприятиях довольно охотно, понимая полезность такого участия. При появлении трудностей не стараются от них уйти, а мобилизуют силы на их преодоление.

Учащиеся знают и понимают друг друга достаточно хорошо, быстро находят общий язык и это связано с их одинаковым возрастом и общностью интересов. Коллектив достаточно сплочен и целен, поэтому какие-либо события в жизни группы никем не остаются незамеченными. Наиболее быстро общий язык находится при решении совместных задач, касающихся отдыха. Общая интеллектуальная атмосфера в коллективе выше среднего, не смотря на все трудности заметно стремление большинства к знаниям.

В коллективе преобладает хороший, располагающий тон настроения. Каждый доволен своим статусом в группе, и никто не тяготит, как кажется, своим присутствием остальных.

В общем можно отметить доброжелательность, уважение и симпатию друг к другу. Иногда в трудных ситуациях случаются конфликты. Обычно это происходит в конце семестра, когда обстановка становится довольно напряженной и личные, эгоистичные интересы некоторых выходят на первый план. Но все же совместное преодоление трудностей сплачивает коллектив и конфликты со временем исчерпывают себя.

Для психологической характеристики группы использовался ряд методов:

. Культурно-свободный тест интеллекта

Автор методики - Р. Кэттелл. Культурно-свободный тест интеллекта - тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, независимого от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.д.), т. н. «чистого» интеллекта. Имеется три варианта теста: а) для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых; б) для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования (две параллельные формы А и В); в) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием (две параллельные формы А и В). Первый вариант теста состоит из восьми субтестов, четыре из которых рассматриваются автором в качестве «свободных от влияния культуры»: 1) «подстановка»; 2) «классификация»; 3) «выбор называемых предметов»; 4) «лабиринты»; 5) «картинки с недостающими деталями»; 6) «выполнение указаний»; 7) «загадки»; 8) «определение сходства». Время решения всех заданий - 22 мин. Второй и третий варианты состоят из четырех субтестов и отличаются лишь уровнем трудности: «Серии» - распознание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур; «Классификация» - определение общих черт, особенностей фигур; «Матрицы» - дополнения к комплектам фигур; «Условия» - перестановка фигур, первоначально расположенных в определенном порядке (требуется отметить точкой один из данных на выбор рисунков с соблюдением условий, заданных по образцу). Время, отводимое на решение всех заданий, - 12,5 мин. Для диагностики уровня интеллектуального развития. Для профотбора и профориентации, профконсультации. Некоторые из субтестов первого варианта требуют исключительно индивидуального предъявления, другие варианты могут использоваться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест предназначен для диагностики интеллектуального развития учащихся. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия - все это характеризует уровень интеллектуального развития испытуемого.

. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два - пространственное воображение, один - память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

В результате проведенных предварительных исследований на выявление интеллектуальных способностей учащихся, удалось выяснить, что учебная группа обладает не высокими интеллектуальными умениями. В

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...