Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внедрение и обработка результатов




 

Основной целью опытно-поисковой работы является проверка выдвинутой гипотезы. Опытно-поисковая работа осуществлялась в ходе освоения учащимися курса «Технология швейных изделий» и проводилась в несколько последовательных этапов: подготовительный (констатирующий), внедренческий (преобразующий), итогово-формирующий, каждый из которых имел определенную цель и задачи.

Первый этап - подготовительный (констатирующий) - включал: анализ условий, в которых проводилась опытно-поисковая работа, объективных возможностей и ограничений, связанных со спецификой изучаемого предмета, учебным планом и программой; планирование опытно-поисковой работы, постановку и обоснование задач; определение начального уровня сформированности интеллектуальных умений у учащихся. Для получения объективной информации об уровне сформированности творческих умений нами выделены следующие критерии: использование знаний, интеллектуальная активность, самостоятельность, новизна процесса или результата. В процессе диагностирования мы придерживались трехуровневой шкалы, которая имеет качественные и количественные показатели в виде баллов и в виде критериев оценки.

 

Таблица 1. Показатели сформированности интеллектуальных умений учащихся (нулевой срез)

Группа Количество человек

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

    Коли-чество % Коли-чество % Коли-чество %
ОГ-1 32 17 53,1 14 43,8 1 3,1
ОГ-2 30 14 46,7 16 53,3 0 0,0
ОГ-3 32 19 59,4 13 40,6 0 0,0
ОГ-4 28 23 71,8 5 15,6 0 0,0

 

Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали невысокий уровень сформированности интеллектуальных умений учащихся, что обусловлено в значительной степени несовершенством процесса организации учебной деятельности. Было выявлено, что 53,1% учащихся имеют низкий уровень сформированности интеллектуальных умений, лишь 1 человек (3,1%) показал высокий уровень интелллектуальных умений, что позволило нам активизировать деятельность по отбору содержания, форм, методов и средств педагогического воздействия, направленных на поэтапное формирование творческих умений в различных видах учебной деятельности.

На втором этапе - внедренческом - была организована работа по реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование интеллектуальных умений учащихся в учебной деятельности. Основная работа проводилась в опытных группах, которую составляли учащиеся II курса, изучающие дисциплину «технологию швейных изделий» в течение учебного года.

С целью внедрения выделенных педагогических условий, а также организационно-методического обеспечения курса «Технология обработки швейных изделий» нами было разработан ряд проблемных вопросов и заданий, которые позволили включить учащихся в активную интеллектуальную и практическую деятельность и обеспечить поэтапное овладение ими приемами и способами интеллектуальной деятельности.

 

Таблица 2. Показатели сформированности интеллектуальных умений учащихся (контрольный срез)

Группа Количество человек

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

    Коли-чество % Коли-чество % Коли-чество %
ОГ-1 32 10 31,2 18 56,3 4 12,5
ОГ-2 30 6 20,0 23 71,8 1 3,3
ОГ-3 32 5 15,6 23 1,8 4 12,5
ОГ-4 28 11 39,3 15 53,8 2 7,1

 

Таблица 3. Сравнительная характеристика показателей сформированности интеллектуальных умений учащихся

Груп-па Кол. че-ло-век

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

   

Нулевой срез

Конт-рольный срез

Нулевой срез

Конт-рольный срез

Нулевой срез

Контрольный срез

    Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %
ОГ-1 32 17 53,1 10 31,2 14 43,8 18 56,3 1 3,1 4 12,5
ОГ-2 30 14 46,7 6 20,0 16 53,3 23 71,8 0 0,0 1 3,3
ОГ-3 32 19 59,4 5 15,6 13 40,6 23 1,8 0 0,0 4 12,5
ОГ-4 28 23 71,8 11 39,3 5 15,6 15 53,8 0 0,0 2 7,1

 

Сравнительный анализ данных нулевого и контрольного срезов после годового цикла обучения показал положительную динамику уровня сформированности интеллектуальных умений (табл. 3), что свидетельствует об эффективности выделенных педагогических условий.

Число учащихся в группе ОГ-1, повысивших уровень сформированности интеллектуальных умений составило 10 человек (31,3% от общего числа учащихся в группе), в т.ч. у 3 человек был отмечен переход на высокий уровень интеллектуальных умений.

Для проверки гипотезы исследования, а также для качественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования, полученные данные были подвергнуты обработке методами математической статистики с использованием непараметрического критерия хи-квадрат. Полученное значение х2 =19,23 позволило установить наличие значимых изменений, которые произошли в уровнях сформированности интеллектуальных умений учащихся в результате реализации выделенных педагогических условий, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.

Таким образом, в процессе опытно-поисковой работы нами подтверждено, что повышение уровня сформированности интеллектуальных умений учащихся обеспечивает целенаправленная организация учебной деятельности учащихся в совокупности с выделенными педагогическими условиями.

 

 


Заключение

 

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в обществе, переоценку требований к нему как к профессиональному работнику. Становится необходимым формирование компетентного человека, способного самостоятельно, творчески участвовать в процессах, происходящих в обществе, адаптироваться к изменяющимся условиям. В частности, на первый план выходит необходимость формировать такие качества, как способность принимать самостоятельные решения, умение анализировать ситуацию, творческий подход к решению различных задач.

По мнению ученых, происходит серьезное изменение целей образования, а следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний и, тем более, не объем усвоенных знаний, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к активному участию в прогрессе общества становятся ведущей целью образования.

На передний план, помимо усвоения определенной базы знаний, выдвигается задача целенаправленного формирования интеллектуальных умений, от владения которыми зависит эффективность решения проблемы усвоения новых знаний и их использования в процессе активной преобразовательной деятельности. К числу таковых мы относим умения классифицировать, систематизировать, абстрагировать, обобщать материал с последующей формулировкой выводов, выявлять закономерности. Мы считаем, что владение этими интеллектуальными умениями является гностической основой формирования интеллектуальной компетентности человека.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дано достаточно полное обоснование проблемы формирования интеллектуальных умений учащихся в процессе учебной деятельности. В то же время в теории педагогики и педагогической практике существует ряд противоречий, которые остались неразрешенными.

Основной целью опытно-поисковой работы является проверка выдвинутой гипотезы. Опытно-поисковая работа осуществлялась в ходе освоения учащимися курса «Технология швейных изделий» и проводилась в несколько последовательных этапов: подготовительный (констатирующий), внедренческий (преобразующий), итогово-формирующий, каждый из которых имел определенную цель и задачи.

Для проверки гипотезы исследования, а также для качественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования, полученные данные были подвергнуты обработке методами математической статистики с использованием непараметрического критерия хи-квадрат. Полученное значение х2 =19,23 позволило установить наличие значимых изменений, которые произошли в уровнях сформированности интеллектуальных умений учащихся в результате реализации выделенных педагогических условий, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.

Таким образом, в процессе опытно-поисковой работы нами подтверждено, что повышение уровня сформированности интеллектуальных умений учащихся обеспечивает целенаправленная организация учебной деятельности учащихся в совокупности с выделенными педагогическими условиями.

 


Библиографический список

 

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 2000. Т. 1. - 230 с.

2. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 2004 (переиздание 3). 280 с.

.   Божович Л.И. Особенности самосознания подростков. // Вопросы психологии -2005. - №1-c/12.

.   Буева Л.П. Самоопределение и самовоспитание юношества. - М.: Знание, 2004. - 320 с.

.   Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. Промитей 2006. - 161 с.

.   Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А.А. Бодалев; Ин-т психологии. - М., 2008. - 191 с.

.   Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии // Профессиональная ориентация школьников: [Сборник статей/ Ред. коллегия: В.Б. Успенский (отв. ред.) и др.]. - Ярославль, 2006. - 84 с.

.   Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 2004. - 1.-с. 20 - 27.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность М, 2007. - 304 с.

.   Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение М, 2006. - 249 с.

.   Немов Р.С. Психология М.: Просвещение, Владос 2005. - 573 с.

.   Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. - М., 2004. - 176 с.

.   Избранные вопросы клинической психологии. - Т. 2. - Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии / Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. - Владивосток: Медицина ДВ, 2008. - 272 с

.   Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для учащихся пед. ин-тов / сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2007. - С. 408-412.

.   Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М. Просвещение, 2004. - 192 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...