Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические условия формирования интеллектуальных умений в УНПО




 

К педагогическим условиям формирования интеллектуальных умений учащихся относятся:

. Развитие мотивации к учению.

В психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Мотивацию рассматривают как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности.

Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности:

¾ внутренние (к ним относятся познавательные и социальные потребности: стремление к социально одобряемым действиям и достижениям);

¾ внешние (определяются условиями жизнедеятельности обучаемого);

¾ личные (к их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны, стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности).

Можно выделить следующие функции учебных мотивов:

. Побуждающая функция, которая характеризует энергетику мотива.

. Направляющая функция, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект.

. Регулирующая функция, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности.

Существует множество классификаций учебной мотивации. Наиболее известной является классификация, предложенная А.К. Марковой. Маркова выделяет две группы учебных мотивов: познавательные и социальные. К уровням познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми).

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:

¾ содержание учебного материала;

¾ организация учебной деятельности;

¾ коллективные формы учебной деятельности;

¾ оценка учебной деятельности;

¾ стиль педагогической деятельности учителя.

Значительное влияние на мотивацию учения и ее развитие может оказать педагог, используя в своей работе определенные методы и приемы. В юношеском возрасте объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы:

¾ социальные и познавательные мотивы,

¾ цели и их качества,

¾ эмоции,

¾ умение учиться и его характеристики.

Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но индивидуальность каждого учащегося проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности. Именно сочетание нескольких потребностей позволяет учащемуся включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании намерений и целей.

Таким образом, именно от учителя, форм и приемов его работы, содержания учебного материала зависит формирование мотивации учения.

. Использование проблем-задач (заданий) в учебной деятельности.

Проблемное обучение - это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как фору активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

.) создание проблемных ситуаций,

.) обучение учащихся в процессе решения проблем,

.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

) сложность, выступающая в форме противоречия;

) ёмкое содержание;

) увлекательная форма;

) доступный для ученика уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто педагог использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.

Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы - доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.

При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:

) актуализации знаний и умений;

) осознания и осмысления блока новой учебной информации;

) закрепления и систематизации знаний;

) применения знаний в новой учебной ситуации;

) проверки уровня усвоения знаний и умений.

Общим условием успешности проблемного обучения является высокое профессиональное мастерство учителя, при котором он создает такую проблемную ситуацию и такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям учащихся и организации познавательной активности каждого учащегося.

Учитель, применяя проблемное обучение, видит, как меняется учебная обстановка на уроке, как учащиеся заинтересованно работают при поиске решения, начинают учиться рассуждать самостоятельно, саморазвиваются.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...