Движение технологий на мировом рынке
Все вещи окружающего мира представляют собой объекты-носители технологий: природных, производственных, общественных. Объекты СРТ выступают в овеществленных и в неовеществленных видах. К первым относится абсолютно подавляющая в международной торговле по количественным и стоимостным показателям самая разнообразная номенклатура товарной продукции производственной сферы. Эти товары являются материальными носителями воплощенной в них технологии продукта. Объекты СРТ в овеществленном виде представлены результатами интеллектуальной, то есть непроизводственной деятельности и являются нематериальными носителями технологий продуктов, процессов и управления. Классифицировать их через внутреннюю целостность возможно лишь условно на: • внерыночные: информационные массивы печатной специальной периодики, справочников, учебников, научно-технических изданий; знания, опыт и навыки, приобретаемые в ходе исследований и передающиеся при обучении, стажировке, переподготовке кадров, а также на дискуссионных форумах, выставках, при обмене и миграции ученых и специалистов, при осуществлении программ международного технического содействия и т.д.; • потенциально рыночные: патенты, «ноу-хау»-, научно-техническая документация, копирайт, управленческий консалтинг и др. Вероятность рыночного использования этих объектов СРТ очень небольшая. По статистике, из всего числа новаций, которые патентуются в мире, используется не более 3-5 %, отсев идей на стадии их воплощение в продукт или процесс достигает 99 из 100, а из каждых 100 новых товаров рынок частично или полностью отвергает до 90! Но даже при такой жесткой селекции новаций технологический прогресс общества динамизируется - настолько неисчерпаемым есть потенциал интеллекта;
• рыночные: патентные и беспатентные лицензии, инжиниринг, лизинг, копирайт, франчайзинг, наукоемкие услуги: в сферах производства, обращения и управления, подготовка персонала и др. Как следует из приведенной классификации, объекты (технологии) СРТ могут набирать как товарного, так и нетоварного вида. Другими словами, движение технологий на СРТ осуществляется в двух видах: коммерческом и некоммерческом. Основное место в коммерческом трансфере технологий принадлежит, как отмечалось, купли-продажи овеществленных технологий (средств производства и предметов потребления), опосредованной торговыми соглашениями и контрактами. Больше всего присущим и специфическим для СРТ является коммерческий трансфер не овеществленных технологий, который создает основу современных международных научно-технических отношений. Основные формы трансфера и защиты инноваций и технологий: Патентное соглашение - международная коммерческая сделка относительно уступки владельцем патента права на его использование покупателю. Патент - свидетельство о праве собственности автора новации, которое подтверждает ее новизну, исключительное право автора на использование; выдается государственным органом на срок до 15-20 лет и действует только на территории данной страны; нуждается в периодических патентных пошлинах. Лицензионное соглашение - международная коммерческая сделка относительно предоставления владельцем патентов, непатентных знаний и опыта, технологий, покупателю права на их использования в определенных пределах. Лицензии предоставляются в нематериальных или в материальных с другими составляющими технологий виде. Лицензионные соглашения является самой распространенной формой коммерческого трансфера технологий на СРТ.
Лицензия - разрешение владельца патентов, непатентных знаний и опыта, технологий покупателю на их использования в определенных пределах. Могут быть патентными, непатентными, а также неисключительными, исключительными и полными, в зависимости от условий и объема прав на лицензию, предоставляемых покупателю. Другие формы коммерческого трансфера технологий: • передача «ноу-хау» - прикладных знаний, опыта и «секретов» • лизинг - долгосрочная аренда оборудования, прежде всего высокотехнологичного, с целью его прибыльного использования при минимальных стартовых затрат; • договоры по поводу копирайта - уступка исключительного права автора на интеллектуальную собственность, в частности печатную продукцию; • франчайзинг - использование для сбыта товаров торговой марки (индивидуального символа) их производителя с сохранением за последним права собственности на технологию их изготовления; • предоставление наукоемких услуг в сферах производства, обращения и управления, включая инжиниринг, консалтинг, информинг, менеджмент, подготовку персонала и т.д. На практике указанные формы трансфера технологий дополняют друг друга, особенно в масштабных проектах, в межгосударственных соглашениях о промышленно-инвестиционном сотрудничестве, научно-технической и производственной кооперации и др. Некоммерческие формы движения технологий опосредующих процессы воспроизводства внерыночных объектов СРТ. Именно они составляют «корневую систему» развития международного технологического обмена, усиление интеллектуального потенциала и приоритетности «человеческого капитала» как продуцента инноваций. Современные «социальные технологии» диффузии собственности, управления, делегирование полномочий, мотивации творческого труда можно сравнить с радикальными производственными технологиями. К некоммерческим (квазикоммерционным) форм трансфера и диффузии технологий принадлежит международное технологическое содействие (помощь). Его целевая функция - через сферу технологий процессов, продуктов и управления помочь развивающимся странам и странам с переходной экономикой усилить рыночные основы экономики. Международное технологическое содействие предоставляется в формах:
• технологических грантов, то есть бесплатной передачи технологий и оборудования, в виде консалтинга и подготовки национальных кадров; • софинансирование, а именно реализации совместных проектов с покрытием определенной части расходов за счет страны-реципиента. Такое технологическое содействие может осуществляться на двусторонней, многосторонней (межправительственной или при участии региональных организаций) и международной (при участии международных организаций) основе. В регулярных бюджетах большинства развитых стран, ведущих международных организаций (ПРООН, ЮНИДО, ЮНКТАД, МВФ, МБРР и др.) предусматриваются специальные средства на международное технологическое содействие. Решающая роль продуцента инноваций и технологий на СРТ остается за национальными научно-техническими системами. Одна из составляющих такой системы - научно-технический потенциал. Он характеризуется уровнем обеспеченности учеными и специалистами, материальными и информационными ресурсами, а также механизмом управления. Его производительность определяется как «производство» знаний, так и, в еще большей степени, возможностями их технологического воспроизведения. Ведь известно, что именно большой временной период «от идеи к продукту» создает повсеместно острейшую проблему. Вторая составляющая - национальная научно-техническая и инновационная политика. Она формирует технологическую «траекторию» развития стран и является в настоящее время для большинства из них по сути транснациональной. Ее цели, задачи, функции, механизмы определяются общими тенденциями НТП и СРТ. Процесс формирования государством своей научно-технической и инновационной политики охватывает прогнозирование развития науки и техники, выбор приоритетных направлений НТП, разработку национальных программ фундаментальных и прикладных исследований и т.д. Учитывая определяющее влияние технологий на международную конкурентоспособность, возможности «двойного назначения» (в том числе военного), социальные последствия их использования, государства осуществляют прямое и косвенное вмешательство в процессы вывоза - ввоза технологий как средства обеспечения национальной безопасности.
География распространения достижений НТП является крайне неравномерной и имеет четкую зависимость от научно-технических потенциалов стран. 9/10 мирового объема патентов и лицензий, а также расходов на научно-исследовательские и проектно-экспериментальные разработки приходится на десятку рыночно развитых стран. Деятельность субъектов СРТ направляется такими основными каналами трансфера инноваций и технологий, как: • международная торговля инновационноемкой продукцией - динамичная составляющая мирового товарообмена, которая отражает тенденцию перехода общественного производства от предметного к технологическому разделению труда; • лицензионная торговля, которая, не превышая по объему нескольких процентов внешнего товарообмена рыночно развитых стран, играет ключевую роль в коммерческом трансфере «чистых» технологий, формировании современного СРТ; • наукоемкий сервис предоставления высокопрофессиональных услуг в сфере производства, обращения и управления (инжиниринг, консалтинг, информинг, подготовка кадров и др.) динамичная составляющая всей совокупности международных экономических отношений; •международное научно-техническое сотрудничество (коммерческое и некоммерческое) при совершении заказных, кооперированных или совместных исследований и разработок на межведомственном, межправительственном, межгосударственном уровнях, в интеграционных группировках и ТНК; при обмене опытом, печатной и компьютеризированной информацией; • комплексный трансфер технологий (относительно стран, что развиваются, диффузии уже «зрелых» технологий) может охватывать вышеперечисленные и некоторые другие разновидности хозяйственных взаимоотношений субъектов СРТ и формируется в виде: 1) прямых зарубежных инвестиций, которые обеспечивают контроль прямого инвестора за объектом; 2) двух - или многостороннего предпринимательства (сотрудничества) с общим контролем за объектом; 3) подрядных, контрактных соглашений и операций (управленческих, строительных, лизинговых, «под ключ», «рынок в руки», «товар в руки», франчайзинга, технического содействия и др.) с контролем за объектом страны-реципиента.
Трансфер технологий Развитие СРТ характеризуется, как уже отмечалось, сверхвысоким уровнем рыночной неопределенности, коммерческого риска. Приобрела размах «теневая» деятельность в научно-технической сфере: нелегальная торговля технологическими секретами, промышленный и коммерческий шпионаж, несанкционированный франчайзинг; подделка товаров-инноваций.
Впрочем, удачно отобрана и апробирована, в дальнейшем вовремя освоена и позиционирована на рынке технология-инновация (или ее продукт) может обеспечить монопольно высокую доходность, намного превысить стартовые расходы производителя или потребителя. Поэтому технологический бизнес, тем более в пределах СРТ, требует обоснованного и целенаправленного стратегического выбора и постоянного мониторинга меняющихся альтернатив организационно-маркетингового и экономически коммерческого обеспечения инновационной деятельности. Современная модель стратегического поведения субъектов СРТ имеет такую конфигурацию: • первая его фаза (национальная) заключается в основном в собственном освоении технологий, инноваций и наполнении новыми товарами внутреннего рынка, направленная на получение конкурентных преимуществ, формирования рыночной ниши продукта, снятие «ценовых сливок»; • вторая фаза (транснациональная - внутрифирменная) направляется на закрепление полученных преимуществ, расширение географии производства и поставок, наращивание массы прибыли путем трансфера технологий зарубежным филиалам ТНК, прямых иностранных инвестиций; • третья фаза (межнациональная - межфирменная) охватывает коммерческую, а также некоммерческую диффузию уже «зрелых» технологий. В зависимости от действия многочисленных факторов внутренней и внешней среды, задач и возможностей фирмы (корпорации) основные инновационные стратегии субъектов СРТ классифицируются следующим образом: • наступательная, что ориентирована на использование радикальных инноваций, плодотворных технологий, выпуск новых продуктов, лидерство на рынке; • защитная, что связана с усовершенствованными инновациями, меняющимися технологиями и является наиболее распространенной в развитых странах; • имитационная, предусматривающая копирование пионерных технологий с привлечением модернизированных инноваций и является наиболее характерной для предыдущего периода экономического роста Японии, новых индустриальных стран» Азии («что Европа сделает, то Азия подделает»). К другим - квазиинновационным стратегиям относятся: 1) зависимая (субподрядная, кооперативная); 2) традиционная (почти неизменна во времени); 3) «по случаю» (конъюнктурная «нишевая»). Для субъектов СРТ характерным является использование «смешанных» стратегий в зависимости от вида продукта, процесса, факторов рыночной среды. Реализации указанных инновационных стратегий свойственно специфическое маркетинговое наполнения. Если для последних трех могут применяться классические производственная, товарная, сбытовая и традиционная концепции маркетинга, то для первой тройки стратегий должны привлекаться новые концепции социально-экономического и инновационно-технологического маркетинга (рис. 1). В условиях информационного этапа НТР, перехода от примата продуктов к примату процессов (услуг), от техно - к антропогенной цивилизации в современном маркетинге произошли существенные изменения. Его характеристика как инновационно-технологического отражает насущные потребности и возможности в перспективном рыночном моделировании, экологизации мировых хозяйственных связей, гармонизации процессов техноглобализма. Рис.1 Концепция социально-экономического и инновационно-технологического маркетинга
Главную цель указанных инновационных стратегий и маркетинга составляет обеспечение их максимальной производительности, экономической эффективности. Для лицензионной торговли как ключевого канала коммерциализации «чистых» нематериальных технологий основными формами платежных отношений являются: • роялти - периодические (ежемесячные, ежеквартальные или ежегодные) отчисления продавцу в виде фиксированных ставок (3-5 %, иногда больше) от дохода (прибыли, суммы продаж, отпускной цены) покупателя, связанного с коммерческим использованием лицензии на период действия соглашения; • паушальный платеж - одноразовый платеж продавцу за лицензию в зафиксированных лицензионным соглашением размерах без дальнейших обязательств покупателя перед продавцом; • участие в прибыли - отчисления продавцу фиксированной части прибыли (10-30 %) покупателя от коммерческой реализации лицензии; • участие в собственности - передача как платеж покупателем продавцу лицензии доли акций своих предприятий, что дает продавцу возможность контролировать пользователей своих технологий. Расчеты этих лицензионных платежей имеют свою «ахиллесову пяту», а именно неопределенность ожидаемой доходности, экономического и социального эффекта внедряемых технологий, объективную неполноту критериев и механизмов их применения. Для оценки эффективности инновационной деятельности в международной практике ЮНИДО рекомендует такие показатели, как чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли, простая норма прибыли, простая норма прибыли на акционный капитал, коэффициент финансовой автономности проекта, а также срок окупаемости инвестиций, вложенных в инновационный проект.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|