Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Развитие представлений о человеке




Введение

Место и роль антропологии

Понятие «антропология», в переводе с греческого, означает «учение о человеке» (антропос – человек, логос – учение). Предметом изучения антропологии является человек, во всей его сложности, противоречивости, невыразимости, целостности. Соединение в человеке различных сторон бытия – биологического и социального, физического и метафизического – обусловило то, что он стал предметом изучения целого комплекса гуманитарных и естественных наук, на которые опирается антропология. Своеобразие антропологии в том, что она, в отличие от всех других областей изучения человека, исследует не какую-либо одну или несколько его сторон, а человека в целом. Она пытается определить основы и сферы «собственно человеческого» бытия, человеческой индивидуальности, субъективно-творческих возможностей человека, сделать его «мерой всех вещей», из него и через него объяснить как его собственную природу, так и значение окружающего мира.

Важнейшими задачами антропологии являются изучение сущности человека, его внутреннего и внешнего мира, его происхождения и развития, основных ценностей человеческого бытия. Таким образом, понимаемая антропология опирается на философское познание человека, но не ограничивается им. Для постижения человека во всём многообразии его бытия важнейшее значение имеют мифология, религия, археология, история, этнография, этнология, социология, культурология, биология, психология, генетика, экология, политология, футурология. Задача антропологии заключается в том, чтобы свести всё бесконечное многообразие знаний о человеке в единый образ человека, в единую вселенную человеческого бытия. Антропология не является простой суммой знаний о человеке, она стремится к созданию сложной, междисциплинарной системы знания.

Своеобразием отличается и угол зрения, под которым антропология исследует человека. Если многие науки, изучающие человека, смотрят на него «с точки зрения наблюдателя», то антропология – «с точки зрения наблюдаемого». Одним из важнейших методов антропологического познания отсюда является саморефлексия исследователя, сопереживание бытия отдельного человека и человечества. Исследование «человека вообще» в конечном (и начальном) счёте есть изучение исследователем самого себя, своего внутреннего мира, своих душевных переживаний и сопереживаний, своих мыслей и интуиций, своих отношений с историей и современностью, с будущим и вечным, с физическим и метафизическим. Человек сложен, безграничен, незавершён, незавершенно и его познание; отсюда существование ряда достаточно автономно развивающихся областей антропологического знания, разнообразных антропологических (нередко исключающих друг друга) теорий.

Представления о предмете антропологии изменялись в ходе её развития. Так, французские просветители-энциклопедисты включали в антропологию всю сумму знаний о человеке. Немецкие философы XYIII- начала XIX вв. ограничивали антропологию главным образом вопросами психологии. В Англии, Франции, США в XIX веке под антропологией подразумевалось учение о физическом устройстве человека и вместе с тем наука о культуре и быте различных племён и народов в прошлом и настоящем. В советской и марксистской литературе антропология трактуется как биологическая наука о происхождении, эволюции и тенденциях изменения физической организации человека и его рас. В качестве разделов в неё включались антропогенез, морфология человека, расоведение (этническая антропология). А вот в западной литературе антропология понимается как наука не только о человеческом теле, но и о человеческой душе; как органическая часть общественных наук, наук о происхождении, поведении, физическом, социальном и культурном развитии рода человеческого. Поэтому антропология (в широком смысле слова) включает в себя ряд областей антропологического знания (антропологий в узком смысле слова): физическую, теологическую, историческую, социальную, психологическую, философскую, культурную, этнологию, прикладную антропологию.

Интегральным антропологическим учением (антропологией в широком смысле слова) стремится стать общая антропология (человековедение) – новое научное направление, связанное с целостным изучением человека, постижением его интегральной природы, опирающееся на результаты исследования разных научных дисциплин. Представители общей антропологии пытаются проследить историю формирования антропологических идей, обозначить границы общей антропологии, охарактеризовать систему понятий, с помощью которых можно выразить комплексное представление о человеке. Обсуждается также вопрос о методологии проводимых исследований. Однако создать единый обобщённый образ человека не удаётся, из суммирования различных данных (накопленных конкретными науками) этот образ не складывается.

 

Философская антропология (М. Шелер, Х. Плеснер, М.Ландман, Э. Ротхакер, Б. Ананьев, П. Гуревич, Е. Некрасова, Б. Мещеряков и др.) концентрирует своё внимание на изучении проблем бытия человека в мире в целом, ищет ответ на вопрос о сущности человека, его структуре, его основных отношениях: к природе, обществу, другим людям, самому себе; о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования.

Основателем философской антропологии как самостоятельного направления философского познания является немецкий философ Макс Шелер (1874-1928 гг.). В своей работе «Положение человека в космосе» он выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке, разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, предполагая, что философская антропология соединит конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным, философским его постижением. Философскую антропологию он определил как науку о сущности человека, о его отношении к царствам природы (неорганическому, растительному и животному); о метафизическом сущностном происхождении человека, о его физическом, психическом и духовном началах в мире; о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение; об основных направлениях и законах его биологического, психологического, духовно исторического и социального развития. Задача философской антропологии, по Шелеру, – точно показать как из основной структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, искусство, миф, религия, наука, историчность и общественность. Шелер обратил внимание на тот факт, что выводы и открытия, связанные с человеком, в науке и философии предельно разноречивы, принципиально несводимы в нечто целостное. Отсюда важнейшее положение философской антропологии – постижение человека – предполагает не простое сложение накопленных знаний, а выработку новой методологии, которая позволит создать новую науку.

 

Теологическая антропология (П. Тиллих, М. Бубер, Тейяр де Шарден, П. Флоренский) исследует проблемы человеческого бытия, исходя из основополагающих принципов христианского вероучения. В христианской антропологии человек определяется как разумное творение Бога, созданное по Его Образу, творения, получившего повеление стать богом (см. Василий Великий, Григорий Богослов). Религиозный взгляд на человека задаёт новую высокую шкалу измерения, оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Этой шкалой предстаёт не безбрежный, лишённый собственной духовности космос, а Бог, понимаемый как носитель глубоких нравственных истин, эталон созидания и добродетели.

Рассматриваются вопросы о сущности человека как двойственного (душа и тело) или тройственного (дух, душа, тело) по своей природе существа. Считается, что человек сотворён совершенным (так как несёт в себе образ Бога), но незавершённым (так как подобие Богу ещё надо обрести) существом. В человеке, исходя из этого, заложена способность к внутренней эволюции, самосовершенствованию, путём для чего является богосотворчество (человек совершенствуется, помогая Богу творить мир, добро, справедливость, милосердие). Теологическая антропология считает приоритетами в постижении человека исследование его духовности, осмысленности и возвышенности его жизни над эмпирической повседневностью.

В христианской антропологии человек – существо вопрошающее, взыскующее, блуждающее; осознающее свою частичность-несчастность-ущербность, наделённое стыдом и совестью, чувством греха и потребностью к исповеди-покаянию, смирению, прощению и стяжанию Духа Святого. Человек несёт в себе «образ мира» и «образ Бога», принадлежа одновременно и падшему, и первозданному бытию. Человек – единство разнородного, рождающего в нём разноустремлённость, разрывающего его, постоянно ставящего перед выбором, требующего этот выбор осуществить, достигая согласия с собой и с Богом.

 

Религиозно-мистические антропологические учения, выходящие за рамки традиционных религиозных представлений, называются антропософией. К таковым относится, например, учение немецкого мистика Р. Штейнера, согласно которому человек является носителем «тайных» духовных сил. Тело человека, его мозг – предназначены стать «органом духа», без которого и вне которого они раскрыты и поняты быть не могут. Дух человека, способный к реинкорнации (в отличие от смертного тела) принадлежит «иному» сверхчувственному миру и проявляется в человеке при помощи физических механизмов мозга. Антропософия ставит своей целью выработку у человека чувства единства с Вселенной, со всеми модусами её бытия, вплоть до растворения в них собственного «Я». Это положение Р. Штейнера оказалось продуктивным для современных размышлений о человеке, стремящихся соединить науку и мистику. Например, американский учёный П. Ли доказывает, что вилочковая железа (тимус) есть «витальная реальность», которая даёт не только ориентацию в жизни, но и указывает на существование «иного» сверхъестественного мира.

 

Культурная антропология (культурантропология) (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кребер, Р. Линтон, Р. Лоуи, М. Мид, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс, Э. Лич, В. Тэрнер и др.) – направление научного исследования, изучающее процесс взаимоотношения человека и культуры, становления человека как феномена культуры. Исходя из этого, изучаются следующие проблемы: культивирование основных инстинктов человека, возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, становление норм, запретов, связанных с включённостью человека в систему социокультурных отношений; функционирование экокультуросистем, значения знаков и символов, взаимоотношений языка и культуры и др.

 

Отраслью культурной антропологии на Западе считается антропология города (урбанистическая антропология) изучающая социальные отношения и образ жизни в городских поселениях; город как явление культуры, городские сообщества и горожан; причины появления и сохранения бедности в городах; взаимоотношения родственных и неродственных общностей; соотношение между этнической структурой и социальной стратификацией. В России сходные исследовательские задачи решает социология города (О. Шкаратан, В. Успенский, Н. Аитов, Э. Орлова, О. Яницкий, В. Глазычев и др.).

 

Культурно-философская антропология ( Э. Ротхакер, М. Ландман) утверждает, что именно культура определяет сущность человека, предстающего не только творцом культуры, но и её творением. Если животное включено в природную среду, неотделимо от неё; то взаимодействие человека с природой как раз и опосредуется культурой. Одной из важнейших целей исследования являются здесь побудительные мотивы культурного творчества, а также их витально-биологическая основа.

 

Психологическая антропология (М. Мид, Р. Бенедикт, А. Халлоуэл, Дж. Доллард, Дж. Уайтинг, И. Чайлд, Дж. Хонигман, Э. Хьюз) исследует, как индивид действует, познаёт и чувствует в условиях различного культурного окружения; функционирование общественной психологии, мышления, психических черт типичных социальных групп; психический опыт в различных социокультурных общностях; выявляет и объясняет сходства и различия культурных образцов.

 

Физическая антропология (биологическая, естественнонаучная антропология) исследует биологию человека как вида, а именно: его анатомию, физиологию, морфологию (закономерности роста и общие для всего человечества вариации в строении тела); взаимодействие общества с природной средой (экология человека, социальная экология); взаимозависимость между физическим обликом человека и географической средой, чертами культуры (образом жизни) и особенностями природного окружения. В данное научное направление традиционно включаются проблемы антропогенеза и расоведения. В России (как, например, и во Франции) антропология обычно сводится именно к данному физическому её направлению.

 

Социальная антропология (А. Радклифф-Браун, Б. Малиновский, Р. Редфилд, У. Риверс) исследует становление человека как социального существа; основные структуры и институты, способствующие социализации человека; функциональную интеграцию социальных структур. Данное направление ищет социологические обобщения, анализируя сходство и различие таких социальных институтов, как брак, детство, право, религия, политические и экономические организации. В отличие от социологии, данное направление своей главной задачей считает понимание общества как целостности в его отношении к человеку.

 

Историческая антропология (Ф. Бродель, Ле Гофф, Ж. Ревель, Г. Гетц, И. Валлерстейн, А. Я. Гуревич, А. Л. Ястребицкая, Ю. Л. Бессмертный, М. В. Крюков, А. А. Чекалова, Л. М. Дробижева и др.) изучает «историю повседневности»: образы жизни, картины мира, обычаи, привычки и иные стереотипы сознания и поведения человека той или иной эпохи. В данном направлении также осуществляется попытка моделирования социальных реалий прошлого, «микроистории» образа жизни рядового человека (в дополнение к «макроистории» эпохальных событий).

Итак, антропология изучает одну из самых захватывающих, интригующих тайн мироздания – человека. Познание человеком человека есть самопознание. Антропология позволяет не только понять, что такое человек вообще; она позволяет мне понять самого себя, произвести самоидентификацию, найти в себе человека. «Человек, – подчёркивал Ф. Достоевский, – есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Человек есть тайна в том смысле, что к нему не могут быть применены рождённые в недрах рационализма формулы: «понять предмет – значит построить его» (Б. Спиноза), «понять – значит выразить в понятиях» (Г. Гегель). Человек, в силу своей конкретности и уникальности, не может быть понятием. Человековедение – это область не столько логического умопостижения, сколько открытий, узнаваний, вопрошаний, интуитивных прозрений, откровений, интроспекций, сопереживаний и душевидения. Индивидуальное никогда не совпадает с самим собой, и потому – неисчерпаемо.

 

 

Литература

 

Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – М., 1977.

Алексеев, В. П. Историческая антропология / В. П. Алексеев. – М., 1989.

«Антропологический поворот» в философии ХХ века. – Вильнюс, 1987.

Барулин, В. С. Социально-философская антропология / В. С. Барулин. – М., 2002.

Волков, Ю. Г. Человек: Энциклопедический словарь / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. – М., 2000.

Губин, В. Философская антропология / В. Губин, Е. Некрасова. – М., 2000.

Гуревич, П.С. Философская антропология / П. С. Гуревич. – М., 2001.

Емельянов, Ю.Н. Введение в культурантропологию / Ю. Н. Емельянов. – СПб., 1992.

Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М., 1983.

Марков, Б. Ф. Философская антропология / Б. Ф. Марков. – СПб, 1998.

Мещеряков, Б. Г. Введение в человекознание / Б. Г. Мещеряков, И. А. Мещерякова. – М., 1994.

Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова. – М., 1994.

Степин, В. С. Философская антропология и философия науки / В. С. Стёпин. – М., 1992.

Человек. Философско-энциклопедический словарь / под ред. И. Т. Фролова). – М.,2000.

 

Вопросы и задания

 

1. Чем отличается антропология от биологии, социологии, философии, психологии?

2. Когда возникла антропология? Завершилось ли формирование антропологических представлений к настоящему времени?

3. С чем связано повышение интереса к человеку в последнее время? Правомерно ли назвать это «антропологическим поворотом», «антропологической революцией»?

4. Существует множество областей антропологического знания. Сводимы ли они в единую антропологическую теорию?

5. Понятнее ли становится человек с течением времени, или таинственнее?


Глава I. Развитие представлений о человеке

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...