Формы государственного устройства
Форма гос.устройства -это элемент формы гос-ва, характеризующий внутреннюю структуру гос-ва, способ его политического и территориального деления, который определяет характер взаимоотношений между гос-вом в целом и входящими в его состав территориями, между центральными и местными органами гос.власти. Формы гос.устройства: 1)унитарная (Китай,Норвегия,Франция,Швеция)-простое, единое централизов. гос-во, части кот. являются адм.- терр. единицами и не обладают признаками госуд. суверенитета. В унитарном гос-ве существует единая система высших органов гос.власти. Признаки унитарного гос-ва: единая система гос.аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех терр.единиц; адм.-терр.единицы имеют обычно равный юр.статус по отношению к центральному органу гос.власти, единое гражд-во, наличие единой системы права, суд. системы, одноканальная система налогов, ед. ВС и т.д. Местные органы обладают определенной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унит.гос-во может быть централизованным либо децентрализованным. Если во главе местных органов гос.власти стоят чиновники, назначенные из центра, то это гос-во централизованное(Финляндия, Франция, Польша), где местное самоуправление возглавл.губернатором, назнач.президентом. В децентрализ.унит.гос-вах (Великобритания) местные органы власти избираются населением. Часто встречаются смешанные формы, сочетающие признаки централиз. и децентрализов. Разновидность: унит.Г с автономией (Китай – Тибет, Гонконг и др.). Достоинством унитарности является то, что гос-во обладает всей полнотой верховной власти. Недостатком этой формы считают то, что гос-во не всегда учитывает потребности различных территориальных образований на местах. 2)федеративная – сложное, союзное гос-во, части которого являются гос.образованиями, они обладают в той или иной мере гос.суверенитетом. В федеративном гос-ве сущ-т 2 системы высших органов гос.власти: одна на общенациональном уровне, другая в субъектах федерации. В них могут существовать 2 системы законодательства. Возможно даже двойное гражданство. Признаки федеративного гос-ва: 1) территория фед.гос-ва складывается из территории его субъектов, которые не считаются государственными в полном смысле этого слова, все же обладают опред. степенью самостоятельности – своя конституция, высш.орг.гос.власти: глава С, парламент, прав-во, символика; 2) в фед.гос-ве сущ-т 2 уровня гос.аппарата: на уровне самой федерации и аппарат субьектов федерации; 3) высший законодательный орган федерации (парламент) имеет обычно двухпалатную структуру; 4) разграничение компетенции предметов ведения между федерацией и ее субъектами закрепляется в конституции; 5) наличие двухканальной системы налогов. Самый главный вопрос федерации это разграничение компетенции между местными органами власти и фед.органами власти. Федерации могут строиться по национальному (Югославия), территориальному (США, Мексика) или нац-терр-му (РФ) принципу. 3)Конфедерация – временный союз нескольких абсолютно независимых гос-в, образуемых для военных, политич., экономич. и пр. целей, не обладает суверенитетом, поскольку у нее нет единой территории, единого гос.аппарата, единой системы законодательства и т.д. Объединяясь в конфедерацию гос-ва не теряют своей самостоятельности, не уменьшается их суверенитет и они распадаются после решения поставленных перед ними задач. Для выполнения поставленных целей конфедерации создают внутренние органы управления: коллегиальный орган-в кот.обладают равными полномочиями все участники конфедерации. Финансовые средства конфедерации создаются из добровольных взносов государств-членов. Вооруж. силы остаются у каждого гос-ва свои. Главное отличие: объединение гос-в в конфедерации не приводит к образованию нового гос-ва. Наряду с конфедерацией встречаются и иные формы межгосуд.объединений и союзов. Содружества (СНГ)- это неопределенная аморфная форма межгосуд.объединения чем конфедерация. Она хар-ся относительной однородностью, кот. обусловлена: интеграцией хоз.связей СНГ, языковым единством Британское содружество наций, общностью прав. систем, религий Лига арабский стран. Правовой основой содружества может быть межгосуд.договор. Правотворческая деятельность содружества осущ-ся в форме своеобразных нормативных актов. Сообщество -объединение гос-в для решения вопросов, от кот. зависит жизнеспособность гос-в и его статус (Европейское сообщество). Цель сообществ: выравнять экономич. и научный потенциал гос-в, обьед.в сообщество. Для решения этой задачи снимаются таможенные и визовые барьеры. Порядок вступления в сообщество, выхода из него обговариваются членами сообщества. Ассоциация -форма добровольного обьединения независимых гос-в для решения глобальных проблем(сохранение мира, охрана окр. среды) Ассоц.стран тихоокеанского р-на. Союзы -объединения гос-в, в основе которых лежат историч. корни, экономич.целесообразность и т.д. Нередко гос-ва объединяются в союзы вынужденно(союз России с Белоруссией). Все это добровольные объединения. Помимо их есть насильственные объединения (империи - они образовываются путем насильственного захвата территорий, завоевания, либо оказание политич. и экономич. давления. К хар. чертам империи можно отнести общ.территория, централизов.власть и т.д.). Это Китай. Коалиция -полит. и военный союз 2 и более Г-в, созданных для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника. (НАТО, Антигитл.). Унии ( касается монарх. гос-в ) возникают в следствие совпадения монархов 2 или нескольких гос-в в одном лице – личная. Реальная уния - в рез-те соглашения гос-в. Австро-Венгрия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: