Понятие и признаки гос. Х органов и их классификация
Орган гос-ва – это звено гос.аппарата, которое участвует в осуществлении определенных функций государства и наделен в этой связи властными полномочиями.
Признаки: 1) осуществляет от имени гос-ва его задачи и функции; 2) наделен властными полномочиями, чем и отличается от гос.учреждений и предприятий; 3) имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей; 4) характеризуется определенной структурой, т.е. строением по видам отдельных служб и численному составу; 5) имеет территориальный масштаб деятельности; 6) образуется в порядке, установленном законами и определяет правовые связи личного состава; 7) состоит из гос.служащих и подразделений; 8) является самостоятельным элементом механизма гос-ва. Основное свойство гос.органа состоит в том, что он может издавать юридич.акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией. Веления гос.органа могут быть обязательны либо для всех граждан, либо для их определенного круга. Гос.органы различают между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции и сферам деятельности. В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, законодательные органы субъектов федерации. Причем система гос.органов субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов гос.власти. Законодательным органом РФ является постоянно действующее федеральное собрание, которое состоит из 2-х палат: СФ и ГД, которые как правило заседают отдельно. ГД – состоит из 450 депутатов, кот. избираются на 4 года по смешанной мажорно-пропорциональной системе. СФ – состоит из 178 членов, которых делигируют субъекты по 1 от зак.(избирается законодат.органом субъекта на срок полномочий данного органа) и исп. власти (назначается высшим должностным лицом субъекта). СФ назначает Ген.прокурора, судей КС,ВАС, зам. Председателя Счетной палаты и половину ее аудиторов. ГД - председателя Правительства, ЦБ, председателя Счетной палаты и половину ее аудиторов, Уполномоченного по ПЧ. ГД и СФ имеют право вынести вотум недоверия Правительству, отрешить президента от должности в порядке импичмента. Президент РФ является главой гос-ва, гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и гос.целостности России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос.власти, он определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Широта полномочий президента ограничена конституцией и его конституционной ответственностью. Президент может быть отрешен от должности советом федерации только на основании выдвинутого гос.думой обвинения в гос.измене или совершения иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением верховного суда РФ о наличии в действиях президента признаков преступления и заключения конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит из председателя, кот.утверждается ГД по представлению Президента, заместителя председателя и фед.министров, кот.назначаются Президентом. В пределах ведения РФ совместных полномочий федерации и ее субъектов фед.органы исполнительной власти и органы исполнительной власти ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти РФ. Центральными фед.органами гос.управления являются министерства, ведомства, гос.комитеты, службы, имеющие в своем составе соответствующие управления и отделы. Исполнительная власть субъектов федерации принадлежит различным по названиям органам: правительство, областные или краевые администрации, которые возглавляются соответствующими должностными лицами. Правосудие в РФ. Судебную систему России возглавляют конст., верховный, высший арбитражный суды плюс соотв.суды субъектов федерации. В конституции России предусмотрено, что президент в порядке установленном фед.законом назначает фед.судей. В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением ниже стоящих прокуроров, выше стоящих и ген.прокуроров РФ. Особенностью функционирования местного самоуправления РФ является то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов гос.власти. Классификация гос.органов: по принципу разделения властей: на законодат., исполнит., судебные; по территориальному охвату: на федеральные, органы СРФ; по срокам полномочий: постоянные (создаются без ограничения срока действия- прокуратура, милиция, суд), временные (создаются для достижения краткосрочных целей- временная адм-ция в условиях чрезвычайного положения); по порядку осуществления компетенции: коллегиальные (правительство) и единоначальные (мин-во образования и науки);по характеру компетенции: органы общей компетенции, которые принимают решения по любым вопросам (правительство), органы спец.компетенции (здравоохранение);по источнику формирования: первичные созд-ся без участия др. гос.органов – президент, ГД, глава С РФ, производные формир-ся др гос.органами - правительство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: