Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная власть как вид социаоьной власти




Социальная власть – присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Виды общ-ой власти: власть народа, племени, полит., экономич., родительская, церковная. Соотношение полит. и гос. власти. Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения,государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии. Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти: 1.распространяется на все общество; 2.общеобязательна; 3.носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решение общественного дела и удовлетворение различного рода интересов); 4.опирается на государственное принуждение; 5.осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 6.система налогов; 7.организует население по территориальному признаку; 8. хар-ся легальностью и легитимностью. Верховенство государственной власти означает: 1) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;2) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;3) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);4) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Легитимность и легальность (законность) власти – не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность – это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Выделяют следующие типы легитимности государственной власти: 1.рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; 2.идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; 3.традиционный, когда власть признается оправданной в силу обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; 4.харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д. Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в чистом виде. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы смешиваются при доминировании одного из них. О степени легитимности гос.власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр.

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

Тип Г – взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон. 1) Формационный подход. В основе типологии лежит категория общественно-экономической формации (истор. тип общ-ва, основывающийся на определенным способе производства и выступающий как важная ступень человеческого развития). Различаются: 1) рабовладельческий тип (характеризуется эксплуатацией рабов рабовладельцами, неэкономическим характером принуждения к труду, в основе производственных отношений лежит право собственности на раба-человека, понимание его в качестве вещи); 2) феодальный тип (характеризуется эксплуатацией крепостных крестьян феодалами, неэкономическим характером принуждения к труду, в основе производственных отношений лежит феодальное право собственности на землю, смешение собственности на землю и власти над соответствующей территорией), 3) капиталистический или буржуазный тип (характеризуется эксплуатацией рабочих (пролетариата) капиталистами (буржуазией), экономическим характером принуждения к труду, в основе производственных отношений лежит право частной собственности на средства производства. Оно охраняло частную собственность буржуазии, но провозглашало всех людей равными и обладающими равными правами. В ходе развития таких гос-в, хоть буржуазия и остается у власти, постепенно начинает повышаться влияние на нее со стороны остального общ-ва), 4) социалистический тип, кот. впоследствии отомрет и приведет к 5)коммунистическому типу (неэксплуататорская, с «освобожденным трудом», социалистическое государство и социалистическая собственность на средства производства сохраняются лишь на первом, переходном этапе «социализма», впоследствии государство и право отмирают и устанавливается непосредственно коммунистическое общественное самоуправление). Дополнительные: 6*) восточный тип, основанный на азиатском способе производства (отсутствии частной собственности на землю, бюрократический аппарат, застойность). 7*) прафеодальный тип (знать выделилась в особую группу, обеспечив себе привилегии во владении землей, НО крестьяне сохранили как свободу, так и собственность на землю - Россия, Германия). Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.); 3) не охватывает виды Г, кот. миновали в своем развитии ступень рабовладения - прафеодализм. Переходное Г. (концепцию разработал В. Ленин, который считал, что в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов в некоторых Г при поддержке мирового социализма некоторые страны могут перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития). 2.Цивилизационный подход. 2 основных направления: 1. Разработан английским историком А. Дж. Тойнби (основной труд: «Постижение истории»). Праву собственности на средства производства принципиального значения не придается. Цивилизация характеризуется общностью множества факторов: культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и др. Человек изучается как творческая личность, а не как классово обезличенный индивид. Прогресс Тойнби видел в духовном развитии человечества, эволюции от примитивных верований через универсальные религии к единой религии будущего. Движущая сила развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство». Происходит постоянный круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Виды: около 20 - Египетская, Китайская, Православная, Арабская и др. Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы; 2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества. 2.Технократическое направление ( Ростоу ). Тип Г определяется той стадией развития НТП и жизненного уровня населения, на которой находится конкретное гос. образование. Теория стадий экономического роста. 1.традиционное общ-во. 2.переходное общ-во. 3. Процесс взлета. 4.созревающее общ-во. 5.общ-во, кот. достигло высокого уровня народного потребления. 6.Г благоденствия. Другие подходы: 3. По хар-ру орг-ции гос-полит. институтов: первичные (не было различия между светской и религ.властью), вторичные (были) цивилизации. 4.С точки зрения соц.критерия: демократич. и автократич., соц. и асоц., прав. и полицейские. 5.С точки зрения развития ценностей: древнегреч., древнерим цивилизации. 6.Исходя из содержания ценностей: вост., европ. 7.В соответствии с периодами историч.развития: древние (древнеегип., эгейская), особенные (инд., исламская, восточноевропейская). 8. По Венгерову: Основа-город-Г! а)азиатский в эпоху Др.мира, б)антич. в Средиземноморье, в)феодальный у славян и германцев.

СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Общесоциальный подход к сущности Г, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс). Надклассовый, выражается в различных не марксистских теориях государства: 1. Теория правового государства – суть её, добиться господства права во всех сферах социальной жизни. 2. Теория плюралистической демократии (теория стратификации) – Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Даль. Суть – в современном обществе классы перестали существовать и власть утратила классовый характер. Общество же это совокупность социальных объединений людей (страт) по различным признакам. 3. Теория государства благоденствия – рассматривает вопрос о целях государства. По ней что государство стало надклассовым и выражает интересы всех слоёв населения, обеспечивает благоденствие всех. 4. Теория элит – сформировалась в начале 20 века (В.Порето, Г.Моски). Идея: народные массы не способны управлять государством, и эта задача осуществляется верхушкой общества – элитой. 5. Технократическая теория – разработана Т.Вебленом, в 1920 -е годы получила значительное распространение в 60-70гг. Идея в том что государством должны управлять специалисты – управленцы. Как бы выделяют специальность «управление государством».

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции Г – это основные направления деятельности Г по решению стоящих перед ним задач, по гос управлению обществом, в которых выражается его сущность и социально-политическое назначение. Цель –то, к чему стремится Г, задачи - ср-ва достижения цели, функции – осн.напр.деятельности Г по решению стоящих перед ним задач, в рамках 1 функции м.б. несколько направлений деятельности. Функции Г характеризуются следующими основными чертами: 1) функции Г образуют систему, которая представляет собой их взаимосвязанное единство, базирующееся на сущности Г; 2) функции Г тесно связаны с задачами, которые оно призвано решать, и представляют собой средство реализации данных задач; 3) содержание каждой функции Г складывается из совокупности однородных аспектов его деятельности, объединяющихся в силу однородности тех общественных отношений, на которые направлено регулирующее воздействие данной функции; 4) функции Г отличаются от функций его органов, так как охватывают деятельность Г в целом, носят комплексный, собирательный характер, а государственные органы призваны реализовывать функции Г, руководствуясь теми задачами, которые перед ним стоят; 5) функции Г необходимо отличать от видов его деятельности, которые осуществляются государственными органами, одна функция может обеспечиваться несколькими видами деятельности, на ее осуществление может быть направлена работа многих государственных органов (например, функция обороны Г); 6) функции Г отличаются от форм и методов их реализации: например, в демократическом Г имеют место правовые формы реализации функций Г (правотворчестворч., правоприменит. и правоохранительная деятельность). Метод реализации функции Г зависит от задач, которые перед ним стоят, и степени демократичности политического режима (убеждение, поощрение или насилие, террор); 7) функции Г направлены на достижение общей цели – защиту прав, свобод и интересов личности, нравственное, материальное и физическое благополучие человека, обеспечение гарантий его правовой и социальной защищенности; 8) содержание функций Г складывается из сов-сти гос.деятельности и подвержено изменениям, связанным с особенностями функционирования Г на отдельных этапах его исторического развития (например, функции Г отличаются многообразием в периоды экономических и социальных преобразований, революций, существенно различаются функции Г, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям). Функции Г классифицируются по следующим основаниям: 1) по продолжительности действия: – постоянные (присущи Г на всех этапах его развития, например экономическая функция); – временные (существуют определенный период, обусловленный актуальностью существующих на данном этапе исторического развития Г задач, например функция восстановления разрушенного в результате войны хозяйства); 2) по социальной значимости: – основные (присущи всем государственным органам в силу своей общей значимости, например, охранительная функция); – неосновные (выполняются конкретным государственным органом, являются вспомогательными по отношению к основным функциям, например борьба с терроризмом); 3) по принципу разделения властей: – законодательные (правотворческие); – исполнительно-распорядительные (управленческие); – судебные; 4) в зав-сти от того, в какой сфере ос-ся: – А) внутренние - осн. направления деятельности Г в пределах его территории, кот. хар-т его внутр. политику. Виды: охранительные (деятельность Г по обеспечению и защите всех охраняемых правом общ.отношений – охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка, защита всех форм собственности, окр.среды. Осуществляется императивными нормами), регулятивные (экономическая, социальная, налоговая, финансовая, культурная, экологическая. Охраняются диспозитивными нормами). Б) внешние - деятельность Г в области внешней политики, в его взаимоотношениях с другими странами, в поведении на международной арене. Виды: а) оборона страны (поддержание обороноспособности Г на уровне способном обеспечить его суверенитет) б) поддержание мирового порядка (политическое сотрудничество Г в целях предотвращения глобальных мировых конфликтов – ООН) в) функция взаимовыгодного международного сотрудничества. Подвиды: в1) внешне экономическая (осуществляется в гуманитарной сфере охраны природы) в2) внешне политическая (основана на признание и уважение суверенитета всех стран, на равноправие и не вмешательстве во внутренние дела, на отказе применения силы, любых способов экономического давления). Демократическому Г присущи следующие внутренние функции: 1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»); 2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства Г в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если| в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.); 3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.); 4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.; кроме тою. Г- во призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.); 5) экологическую функцию (с помощью законодательства Г- во устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.); 6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме). Демократическому Г присущи следующие внешние функции: сотрудничество с другими государствами по поддержание мира и международной безопасности (направлено на установление политического и военного компромисса); межгосударственное экономическое и торгово-финансовое сотрудничество (направлена на создание эффективных и взаимовыгодных механизмов международной торговли); культурное и научно-техническое сотрудничество (направлено на интернационализацию культурных достижений и выработку решений глобальных проблем современности); сотрудничество в области охраны окружающей среды (направлена на поддержание нормальных условий жизни человека на Земле); оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...