Герой
произведения
«Обломов»
Андрей
Штольц видит
смысл жизни
не в результате
труда, а в
самом процессе.
Бажов рассказывает, как старый мастер дед Нефед обучал своего ученика Тимоху Малоручко угольному делу. Вскоре Тимоха перенял науку, «поймал живинку» и сам стал удивляться, почему не мог сделать этого раньше — так вроде все просто. «А потому, — объясняет ему дед Нефед, — что ты книзу глядел, на то, значит, что сделано, а как кверху поглядел, как лучше делать надо, — тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет».
Матрёна, главная героиня рассказа,
не воспринимает
принудительный
труд как
наказание, кару.
Работа для неё – это вся её жизнь…
На просьбу родственницы помочь
ей, старый дедушка не думая
согласился, будучи физически
слабым. Ему на помощь пришла вся деревня: женщины, старики, ребятишки. Люди пришли, оставив свои дела, чтобы бескорыстно сделать важную
работу. Труд объединяет людей.
Автор
рассказывает о том, что в детстве
он брался за
любые дела, с
охотой помогал
родителям. Он честно
зарабатывал свой хлеб, боясь лишь
одного: вдруг
завтра не
возьмут на
работу.
Повесть о
рабочем человеке
Климентии
Землеройке,
занимавшимся
странным, но
увлекательным
делом.
Он разыскивал под
землёй
хорошую воду и
потом копал
колодцы. Он
любил эту работу,
был мастером
своего дела.
Климентий любил говорить: «Воду найти – всё одно что клад открыть. Вода чистоту даёт – чистоту и любит… Только чистому человеку она открывается».
Главный герой произведения – машинист Александр Васильевич Мальцев. Он гений в своем деле, потому что умел «чувствовать» и машину, и дорогу одновременно.
Лишь этому машинисту поручали самые сложные и ответственные выезды, лишь он мог выручить и нагнать упущенное другим машинистом время, лишь он мог проехать по самому опасному участку пути. Для него работа – это вся жизнь
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ
В русской литературе мы встречаем разные образы учителей – от смешных и нелепых (вспомним комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль» до героических (образ учителя Алеся Ивановича Мороза в повести В. Быкова «Обелиск»)
А. П. Чехов
А. Платонов
Ч. Айтматов
В. Распутин
В. Астафьев
Рассказ
«Человек в футляре»
Рассказ
«Песчаная учительница»
Повесть
«Первый учитель»
Рассказ «Уроки французского»
Повесть
«Последний поклон»
А. П. Чехов знакомит нас с учителем дореволюционной России - Беликовым, учителем греческого языка. «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Не случайно Чехов уделяет особое внимание портрету героя. При помощи характеристики быта, костюма Беликова автор показывает его истинное лицо, раскрывает его душу, внутренний мир. Футляр обволакивает мозг, контролирует его мысли, подавляет его положительные начала. Это уже не человек, а механизм.
В рассказе А. Платонова – другой учитель, любящий своё дело. Читатель узнаёт о жизни Марии Нарышкиной, которая назначена учительницей в дальнее село Хошутово – «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что пустыня стала её родиной. Увидев жалкое Хошутово, занесённое сугробами песка, познавшая «тяжкий и почти ненужный труд» людей, пытавшихся расчищать песчаные завалы, Мария решает начать борьбу с пустыней. Через три года Хощутово преобразилось. Зазеленели посадки. Школа «была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи».
В условиях и обстоятельствах, в которых пришлось работать Дюйшену, молодому учителю, его труд – подвиг.
События переносят читателя в маленький глухой аул Киргизии, где сложились вековые традиции тьмы и отсталости. Бывшая ученица Дюйшена Алтынай поняла «ради чего этот молодой парень, который ничем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит детей».
«Я думаю устроить школу – с вашей, конечно, помощью – вон в той старой конюшне, что стоит на бугре», - предлагает Дюйшен дехканам.
Нелегкая судьба и голод заставляют ребенка связаться с местными подростками, которые играют «на деньги». Его обманывают, унижают, обижают, он не хочет мириться с обманом и несправедливостью детей, но приходится играть – ему просто нечего есть, он голодает. Выигранные деньги тратит на хлеб и молоко. Другого выхода у него нет.
Узнав об этом, учительница французского языка Лидия Михайловна пришла к нему на помощь. Под видом необходимости дополнительно заняться французским языком, учительница приглашает ученика домой. В доме Лидии Михайловны ему было комфортно и уютно. Герой проникается доверием к своей учительнице. Через некоторое время женщина предлагает мальчику сыграть «в пристенок» на деньги.
«Что Вас побудило? Вот именно, что побудило? » - спрашивает Лидию Михайловну директор школы, когда узнает об этом. Учительница повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Из школы ее уволили, так и не поняв, что ее побудило играть на деньги с учеником.
В повести рассказывается история, которая произошла с учителем. Однажды ребята пошли на гору за цветами и саженцами для школьного двора. Вскоре присели на каменья отдохнуть и вдруг увидели змею. Школьники ещё и «подумать ничего не успели, как учитель оттолкнул их, а сам схватил палку и принялся молотить по змее».
- Не бейте через плечо! – кричали школьники, но учитель не слышал.
Он бил и бил змею, потом обернулся, и ребята увидели, что он дрожал. Когда они возвращались, он шёл за детьми и всё оглядывался, готовый оборонять их снова и снова. Учитель очень удивился, что палкой можно закинуть змею на шею. Оказывается, он рос в таком месте, где змей не было. Ребята были поражены.
Прошли годы. В. Астафьев таким вот и помнит деревенского учителя – «с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь». Писатель считает, что «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель».