Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные физико-химические и эксплуатационные свойства СМ




Вклад отечественных ученых и инженеров в разработку процессов производства смазочных материалов.

Корифеи отечественной науки в области производства нефтяных масел

Рогозин, Менделеев, Гурвич, Харичков, Петров, Марковников, Бутлеров, Черножуков, Школьников, Казакова, Переверзев.

Этапы развития производства нефтяных масел

Менделеев - под его руководством на заводе вблизи Ярославля было организовано производство нефтяных масел и начато исследование их свойств.

1877-78гг Рогозин построил и пустил в Балахне (на Волге) масляный з-д, где применил метод перегонки нефти с перегретым вод паром.

1879г – построен з-д у села Константиново (ныне Ярославский нпз им. Менделеева). На з-де применялись перегонка с перегретым вод паром, сернокислотная, щелочная очистка.

Бутлеров: теория разделения ув нефти с помощью орг растворителей.

Харичков: предложил метод Бутлерова, как пром способ получения масел.

Гурвич: обосновал теорию перегонки тяж фр нефти с в.п., теоретически обосновал кислотно-щелочной способ очистки НП.

В начале 20х гг в Баку создана центральная хим лаборатория (рук. Гурвич).

Черножуков и Крейн: фундаментальные исследования по окисляемости масел.

В 30е гг в Грозном под руководством Саханова, Обрядчикова, Скобло, Гурвича, Бондаренко и Жердевой осваивались процессы первичной перегонки, крекинга, производства парафинов и масел.

 

Пластичные смазки

1. Виляковский, Виноградов, Синицин – основные фамилии

 

На кафедре с 1949 г. по настоящее время выполнено и защищено более 50 диссертаций по смазкам (в т.ч. 4 докторские – Фукс, Вайншток, Гришин и Евдокимов)

 

 

Принципы классификации нефтяных масел (по способу выделения, методам очистки и назначению).

в зав-ти от назнач. выполн. осн. ф-ции: ↓силу трения, ↓износ и предотвр. задир, защищ. от корр. возд., отводят тепло, выд-ся в рез-те трения, уплот. зазоры м/у дет., удал. с трущихся пов-тей загряз. и пр-ты износа, рабочие ж-ти в гидравл. передачах, созд. эл. изоляцию, ↓вибрацию и шум, защищ. от удар. нагрузок, для пригот. присадок, смазок.

 

Не завис. от назнач. все масла должны: работать в шир. диапазоне т-тур, в мин. степ. изменять свои св-ва в усл. экспл/ц, оказ. мин. возд-вие на Конт. с ними мат-лы, удовл. правилам тех-ки безоп., иметь хор. эколог. св-ва.

 

По способу получ.:

дистиллят. (350-500),

остат. (>500),

компаундированные (смесь дистил.и остаточ.,близких по tвыкип.),

загущенные (маловязкая основа+полимерные присадки).

 

По способу оч-ки: в завис. от испол. реагентов различ. Масла

кислотно-щелоч. (обработка серной к-той → отбелив.землями [д/нейтрализ.]),

кислотно-контакт. (обработка серной к-той → щёлочью [д/нейтрализ.]),

селективной (раств-ми [фен., фурфур., N-МПир.]),

адс-ционной оч-ки (пр-сс ад-ции),

гидрогениз. пр-ссов (с пом.гидропроцессов).

 

По назначению: смазочные и не смазочные

Смазочные

1. индустр. [прим. д/смазки машин и механизмов различ.пром.оборудования - станки, пром. редукторы и т.д.],

2. мотор. [д/смазки поршневых двигателей внутр.сгорания – карбюраторных, дизелей, поршневых авиационных],

3. трансмисс [д/смазки цилиндрич., конич., спирально-конических и гипоидных передач, зудчатых редукторов, а также трущихся соед-ний – шарниров. Трансмисс. масла в свою очередь подразделяют на масла д/механич., гидромех.и гидростатич.передач+редукторные и осевые масла],

4. газотурб. [д/смазки двигателей внеш.сгор. – газотурбин. уст-ки., д/газотурбин. двиг],

турб. [д/смазывания и охлаждения узлов различных турбоагрегатов, используемых в технике – пар. и газ.турбины, гидротурбины и т.д.],

компрессор. [д/смазки различных узло и деталей компрессорных машин. вязкие], приборные [д/смазки приборов и аппаратов. высокоочищ.] ),

Не смазочные

1. консервац [содерж.присадки],

2.эл/изоляц. [маловяз.,tзасыв=-45](трансформаторные,кабельные,конденсаторные)

3. гидравлич.

4.технолог.(использ.в каких-либотехнолог.операциях или входящих в состав каких-либо изделий)

5. вакуум., [меди. и парфюмер.(белые)] – очищ.от аром., смол и т.д.

 

 

3. Основные физико-химические и эксплуатационные свойства смазочных материалов и предъявляемые к ним требования. Отечественный ассортимент масел.

Основные физико-химические и эксплуатационные свойства СМ

Ф-химич: Вязкость,коксуемость, tзаст, tвсп, испаряемость,

Эксплуатационные: стабил-ть к ок-ю, защитные и корр. св-ва, вязкостно-темпер., смаз. способность,

Ü Вязкостно-температурные свойства. Вязкость определяет надежность режима смазки в условиях трения и влияет на охлаждающую способность масел и пусковые свойства.Для облегчения пуска двигателя вязкость масла должна быть как можно меньше, а при работе прогретого двигателя вязкость должна быть высокой для обеспечения жидкостного трения между его деталями. Чем меньше меняется вязкость масла с изменением T, тем выше его ИВ. ИВ зависит от у/в состава: наибольшим ИВ обладают Al у/в, наименьшим полициклические конденсированные Nf и Nf-Ar у/в.

Ü Т застывания. Это Т, при которой масло теряет свою подвижность. Показатель имеет значение при транспортировке и применении масла в зимних условиях. Потеря подвижности может быть связана с ↑ вязкости при ↓ Т и высоким содержанием Ar у/в, что приводит к загустеванию масла.

Ü Смазочная способность.

Ü Стабильность к окислению О2-ом воздуха. При окислении масел в условиях эксплуатации ↑ их кислотность и ухудшаются другие эксплуатационные свойства.

Продукты окисления (смолы, асфальтены и др.) плохо растворяются в маслах и образуют на Me поверхностях лаковые пленки, нагары и отложения, вызывающие пригорание и потерю подвижности поршневых колец, а также перегрев деталей двигателя. Окисление масел ускоряется при повышенных T, kat воздействии некоторых Me (меди, свинца и др).

Устойчивость масел к окислению в объеме называют химической стабильностью. Об окислении масел при эксплуатации судят по изменению кислотного числа, накоплению осадков и др. Процесс окисления эффективно тормозится смолистыми веществами, содержание которых в маслах регулируется глубиной их очистки.

Ü Коррозионные и защитные свойства. Защита Me от коррозионно-агрессивных компонентов внешней cреды - требования ко всем нефтяным маслам. Под слоем смазочного материала могут протекать химическая и электрохимическая коррозия Me.

В основе защитного действия лежит способность масел быстро вытеснять воду с поверхности металла, удерживать ее в объеме смазочного материала и образовывать на нем прочные адсорбционные и хемосорбционные пленки, препятствующие развитию электрохимических процессов.

Ü Моющедиспергирующие свойства. Характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистку деталей двигателя, поддерживать продукты окисления и загрязнения во взвешенном состоянии.

Ü Испаряемость и Т вспышки. Помимо повышения взрывоопасности высокая испаряемость масла ведет к его повышенному расходу. Испаряемость регламентируется фракционном составом масла и Т вспышки.

Т вспышки характеризует содержание в масле легких фракций: чем она ↓, тем при более низкой Т выкипают первые фракции.

Ü Коксуемость. Оценивается склонность масел к нагарообразованию. Показатель характеризует степень очистки масел от САВ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...