Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классические методики исследования памяти




Для исследования памяти с самого начала ее изучения был разра­ботан ряд методик, которые теперь называются классическими. Они относительно просты и могут быть с успехом использованы для обо­значенных выше задач изучения процессов запоминания в их самых элементарных формах.

1. Методика удержанных членов ряда. При этой методике все эле­менты экспериментального ряда (слоги, числа, фигуры, слова) зри­тельно или на слух предъявляются испытуемому последовательно. В за­висимости от целей исследования ряд может быть предъявлен один или несколько раз. После предъявления всего ряда испытуемому пред­лагается либо сразу, либо через определенный промежуток времени воспроизвести все, что он запомнил (устно или в письменной фор­ме), не заботясь о порядке элементов ряда. Число правильно воспро­изведенных элементов отражает степень запоминания материала. Ме­тод удержанных членов ряда может употребляться в разных модифи-


каииях. Так, например, стимульный ряд может быть предъявлен не последовательно, а целиком, на специальной карточке или с помо­щью фотоустановки на строго определенное время. В другой модифи­кации в инструкции может быть дано указание на запоминание эле­ментов ряда в той самой последовательности, в которой они предъяв­лялись.

Методика широко используется для определения непосредствен­ного объема памяти, зависимости процесса запоминания от содер­жания и структурных особенностей материала и других целей.

2. Методика удачных ответов (или парных ассоциаций). Экспери­
ментальным материалом в данном случае служат ряды из пар слогов,
чисел, фигур, слов, которые испытуемый должен запомнить. Матери­
ал предъявляется последовательно пара за парой, между парами со­
блюдается строго определенная пауза.

Если используется зрительный способ предъявления, то испытуе­мому предлагается читать про себя или вслух каждую пару с ударени­ем на первом элементе пары (в трохеическом размере). Например: вам — луц или шар вол. При слуховом предъявлении экспериментатор сам читает пары также в трохеическом размере. После предъявления всего материала (один или несколько раз) испытуемому предъявляется толь­ко первый элемент каждой пары зрительно или его читает экспери­ментатор, а испытуемый должен назвать или записать второй элемент пары. Количество правильно воспроизведенных вторых элементов пар является показателем прочности образовавшихся ассоциаций. Мето­дикой удачных ответов изучается влияние на процесс запоминания различных по содержанию связей между опорными элементами (пер­выми элементами пар) и элементами-объектами (вторыми элемента­ми пар).

С помощью словесных отчетов испытуемых можно устанавли­вать характер ассоциаций, к которым они прибегают для запоми­нания вторых элементов пар. П. И. Зинченко предложил модифи­кацию этой методики, которая заключается в том, что элемента­ми-опорами являются вторые элементы пары, а испытуемый должен воспроизводить первые элементы. Он предложил также просить испытуемого воспроизводить элементы дважды: первый раз в произвольном порядке, как они вспоминаются, а второй раз — в ответ на предъявление вторых элементов ряда.

3. Методика выучивания. Сущность данной методики состоит в
том, что испытуемого заставляют выучить ряд элементов (слогов, чи­
сел, фигур, слов), чтобы безошибочно воспроизвести весь ряд в лю­
бом порядке. Для этой цели экспериментальный материал предъявля­
ется испытуемому несколько раз. После каждого предъявления он пы­
тается воспроизвести его. Количество повторений, которое потребовалось


для первого безошибочного воспроизведения всех элементов в любом порядке, служит показателем запоминания. Фиксация количества пра­вильно воспроизведенных элементов после каждого предъявления позволяет построить график выучивания (на оси абсцисс откладыва­ются порядковые номера предъявлений, а на оси ординат — количе­ство воспроизведенных элементов). Совершенно естественно, что для построения графика выучивания количество элементов ряда (длина ряда) должно быть таким, чтобы испытуемый мог воспроизвести все элементы лишь после нескольких предъявлений.

Эта методика позволяет, во-первых, прослеживать динамику про­цесса запоминания материала разного объема и различного содержа­ния. Во-вторых, этим методом можно устанавливать характерные осо­бенности процесса забывания. Заставляя испытуемого повторно вос­производить заученный материал через разные промежутки времени, можно построить график забывания. В этом случае на оси абсцисс откладываются отрезки времени повторных воспроизведений, а на оси ординат — количество правильно воспроизведенных элементов ряда. В-третьих, методика выучивания позволяет выявлять влияние про- и ретроактивного торможения на процесс запоминания значи­тельного по объему материала. Фиксируя в протоколе, какие элемен­ты ряда сохранились в памяти после каждого предъявления, можно построить график частоты воспроизведения каждого элемента за все предъявления. Для этой цели на оси абсцисс откладываются порядко­вые номера элементов ряда, а на оси ординат — частота воспроизве­дения элемента. График, как правило, показывает, что крайние эле­менты (первые и последние) удерживаются лучше, чем средние (так называемый эффект края).

4. Методика тождественных рядов (или методика узнавания). Как

известно, узнавание менее сложный процесс, чем воспроизведение. При узнавании требуется лишь выделить среди многих других объектов те, которые подлежали запоминанию, тогда как воспроизведение предпо­лагает вспоминание объектов. Методика узнавания состоит в том, что испытуемому после предъявления ряда элементов для их запоминания предъявляется второй ряд с большим или таким же количеством анало­гичных элементов, среди которых имеются все или несколько элемен­тов первого ряда, и предлагается их узнать. С помощью метода тожде­ственных рядов можно прослеживать различия процессов узнавания и воспроизведения в зависимости от объема и содержания материала.

Для учета результатов экспериментов в исследованиях памяти пользуются рядом показателей. Назовем главные из них.

1. Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного материала. В последнем случае этот показатель называется коэффици­ентом запоминания. Он равен:


где К3коэффициент запоминания; т — количество правильно вос­произведенных или узнанных элементов; п — объем материала (общее количество элементов).

2. Количество элементов ряда, воспроизведенных в той самой пос­
ледовательности, в которой они предъявлялись испытуемому. Этот
показатель, если он берется в абсолютных числах, называется точно­
стью запоминания,
а если в процентах к общему количеству правиль­
но воспроизведенных элементов, — коэффициентом точности запо­
минания КТ:

где / — количество элементов, воспроизведенных в той последова­тельности, в которой они были предъявлены; m — количество пра­вильно воспроизведенных элементов.

3. Количество ошибок, допущенных при воспроизведении или уз­
навании экспериментального материала в абсолютных числах или в
процентах к общему объему материала. Этот относительный показа­
тель называется коэффициентом ошибок Кп:

где г — количество ошибок, допущенных испытуемым; п — объем материала (общее количество элементов).

4. Время, потребовавшееся для достижения определенного уровня запоминания.

5. Число повторений экспериментального материала, необходи­мое для его выучивания.

Кроме этих количественных показателей, как правило, при ана­лизе материалов используют графики и диаграммы, данные словес­ного отчета испытуемого, данные наблюдений экспериментатора за поведением испытуемого во время эксперимента, качественные ха­рактеристики результатов опыта.

а  Задание 5. Исследование кратковременной памяти

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...