Тема задания. Отработка задания. Методика
Тема задания Знакомство с методиками исследования объема непосредственного запоминания и выявление условий, обеспечивающих его продуктивность. Введение В мнестических процессах существенную роль играет кратковременное запоминание, т. е. сохранение на короткий срок следов предъявленного материала. Цель исследования кратковременной памяти состоит в том, чтобы определить, какой объем предложенного материала может быть удержан и после какого интервала полностью воспроизведен испытуемым. Изучается, как влияет на объем кратковременной памяти характер предложенного материала5. Задача также заключается в том, чтобы выяснить те условия, которые определяют возможность запоминания и удержания предъявленного материала. Существенным вопросом, встающим в исследованиях памяти, является вопрос о механизмах забывания: является ли оно следствием первичной слабости следов или возникает в результате того тормозящего влияния, которое оказывает деятельность, выполняемая в интервале между заучиванием и воспроизведением {интерферирующая деятельность). Необходимо проследить, какая интерферирующая деятельность оказывает наибольшее тормозное влияние: гетерогенная или гомогенная, простая или сложная и т. п. Следует также выяснить, мешает ли запоминание заданного материала успешному выполнению следующей за этим деятельности (феномен «проактивного торможения»). В задании достигается только часть поставленных целей, а именно: определяется объем непосредственной памяти (опыт 1) и устанавливается зависимость объема от степени осмысленности материала (опыт 2) с одновременным выяснением влияния побочных деятель-ностей на удержание следов (опыт 3). Используется одна из модификаций метода удержанных членов ряда. Применяется слуховой способ предъявления запоминаемого материала.
Отработка задания Студенты последовательно выполняют опыты 1-3, отличающиеся целями и процедурами. Опыт 1 Определение объема непосредственной памяти Методика Выполнение задания включает четыре одинаковых серии опытов на цифровом материале (методика Джекобса). Можно использовать групповую форму его проведения. Экспериментальный материал. Для каждого опыта надо заготовить 7 рядов цифр (в каждом опыте элементы в рядах должны быть разные), содержащих последовательно 4, 5, 6... и 10 элементов. 48 Очень важно внимательно следить за тем, чтобы между отдельными элементами ряда не было каких-нибудь смысловых связей. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения ряда через 2—3 с по команде «Пишите! » испытуемый письменно воспроизводит в заготовленном заранее протоколе (см. Приложение I) элементы ряда в том же порядке, в каком они читались экспериментатором. Независимо от результатов читаются все 7 рядов, так как иногда испытуемый успешнее справляется с более длинным рядом, нежели с коротким. Опыт повторяется 4 раза (4 серии) для получения более надежных данных. Читать материал надо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельных элементов, с интервалами между ними в 1 с. Промежуток времени между предъявлениями каждого ряда зависит от его длины: интервалы должны быть достаточными для воспроизведения. Интервалы между сериями составляют 5—7 мин. После всех четырех серий испытуемый дает словесный отчет о том, каким путем он пытался запомнить ряды цифр, какими приемами пользовался для выполнения задания. Экспериментатор фиксирует эти данные в протоколе, а также свои наблюдения за поведением испытуемого в ходе эксперимента (см. Приложение I).
Инструкция испытуемому: «Слушайте меня внимательно! Я назову Вам несколько цифр, и когда закончу, по моей команде " Пишите! " Вы напишите их в протоколе в том же порядке, как я их называл. Внимание! Начинаем! »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|