Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема задания. Отработка задания. Методика




Тема задания

Знакомство с методиками исследования объема непосредственного запоминания и выявление условий, обеспечивающих его продук­тивность.


Введение

В мнестических процессах существенную роль играет кратковре­менное запоминание, т. е. сохранение на короткий срок следов предъяв­ленного материала.

Цель исследования кратковременной памяти состоит в том, чтобы определить, какой объем предложенного материала может быть удер­жан и после какого интервала полностью воспроизведен испытуемым. Изучается, как влияет на объем кратковременной памяти характер предложенного материала5.

Задача также заключается в том, чтобы выяснить те условия, ко­торые определяют возможность запоминания и удержания предъяв­ленного материала.

Существенным вопросом, встающим в исследованиях памяти, яв­ляется вопрос о механизмах забывания: является ли оно следствием первичной слабости следов или возникает в результате того тормозяще­го влияния, которое оказывает деятельность, выполняемая в интервале между заучиванием и воспроизведением {интерферирующая деятельность). Необходимо проследить, какая интерферирующая деятельность оказы­вает наибольшее тормозное влияние: гетерогенная или гомогенная, простая или сложная и т. п. Следует также выяснить, мешает ли запо­минание заданного материала успешному выполнению следующей за этим деятельности (феномен «проактивного торможения»).

В задании достигается только часть поставленных целей, а имен­но: определяется объем непосредственной памяти (опыт 1) и устанав­ливается зависимость объема от степени осмысленности материала (опыт 2) с одновременным выяснением влияния побочных деятель-ностей на удержание следов (опыт 3). Используется одна из модифи­каций метода удержанных членов ряда. Применяется слуховой способ предъявления запоминаемого материала.

Отработка задания

Студенты последовательно выполняют опыты 1-3, отличающие­ся целями и процедурами.

Опыт 1

Определение объема непосредственной памяти

Методика

Выполнение задания включает четыре одинаковых серии опытов на цифровом материале (методика Джекобса). Можно использовать групповую форму его проведения.

Экспериментальный материал. Для каждого опыта надо заготовить 7 рядов цифр (в каждом опыте элементы в рядах должны быть раз­ные), содержащих последовательно 4, 5, 6... и 10 элементов. 48


Очень важно внимательно следить за тем, чтобы между отдельными элементами ряда не было каких-нибудь смысловых связей. Эксперимен­татор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения ряда через 2—3 с по команде «Пишите! » испытуемый письменно воспроизводит в заготовленном заранее прото­коле (см. Приложение I) элементы ряда в том же порядке, в каком они читались экспериментатором. Независимо от результатов читаются все 7 рядов, так как иногда испытуемый успешнее справляется с более длинным рядом, нежели с коротким. Опыт повторяется 4 раза (4 серии) для получения более надежных данных. Читать материал надо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельных элементов, с интервала­ми между ними в 1 с. Промежуток времени между предъявлениями каж­дого ряда зависит от его длины: интервалы должны быть достаточными для воспроизведения. Интервалы между сериями составляют 5—7 мин.

После всех четырех серий испытуемый дает словесный отчет о том, каким путем он пытался запомнить ряды цифр, какими приема­ми пользовался для выполнения задания. Экспериментатор фиксирует эти данные в протоколе, а также свои наблюдения за поведением испытуемого в ходе эксперимента (см. Приложение I).

Инструкция испытуемому: «Слушайте меня внимательно! Я назову Вам несколько цифр, и когда закончу, по моей команде " Пиши­те! " Вы напишите их в протоколе в том же порядке, как я их называл. Внимание! Начинаем! »

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...