Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зубчатые передачи: общие сведения, классификация, основные параметры.




Зубча́тая переда́ча — это механизм или часть механизма механической передачи, в состав которого входят зубчатые колёса.

Назначение:

· передача вращательного движения между валами, которые могут иметь параллельные, пересекающиеся и скрещивающиеся оси.

· преобразование вращательного движения в поступательное, и наоборот.

При этом усилие от одного элемента к другому передаётся с помощью зубьев. Шестернёй принято называть меньшее из зубчатых колёс находящееся в зацеплении (меньшее по диаметру колёса). Большее колесо называют зубчатым колесом.

Обычно число зубьев на сопряжённых зубчатых колёсах стремятся делать взаимно простым, что обеспечивает бо́льшую равномерность износа: в этом случае каждый зуб одного колеса будет по очереди работать со всеми зубьями другого колеса.

Класификация

· По форме профиля зубьев:

o эвольвентные;

o круговые (передача Новикова);

o циклоидальные.

· По типу зубьев:

o прямозубые;

o косозубые;

o шевронные;

o криволинейные;

o магнитные.

· По взаимному расположению осей валов:

o с параллельными осями (цилиндрические передачи с прямыми, косыми и шевронными зубьями);

o с пересекающимися осями — конические передачи;

o с перекрещивающимися осями.

· По форме начальных поверхностей:

o цилиндрические;

o конические;

o глобоидные;

· По окружной скорости колёс:

o тихоходные до 3 м/с;

o среднескоростные от 3 до 15 м/с;

o быстроходные от 15 м/с.

· По степени защищенности:

o открытые;

o закрытые.

· По относительному вращению колёс и расположению зубьев:

o внутреннее зацепление (вращение колёс в одном направлении);

o внешнее зацепление (вращение колёс в противоположном направлении).

 

23. Материалы зубчатых колес, что определяют при проектировочном расчете зубчатых пе­редач и по каким напряжениям.

Выбор материала зубчатых колес зависит от назначения пе­редачи и условий ее работы. В качестве материалов колес приме­няют стали, чугуны и пластмассы.

Стали. Основными материалами для зубчатых колес служат термически обрабатываемые стали. В зависимости от твердости стальные зубчатые колеса делятся на две группы.

Первая группа — колеса с твердостью поверхностей зубьев Η <350 НВ. Применяются в слабо- и средненагруженных передачах. Материалами для колес этой группы служат углеро­дистые стали 35, 40, 45, 50, 50Г, легированные стали 40Х, 45Х, 40ХН и др. Термообработку — улучшение производят до нареза­ния зубьев. Колеса при твердости поверхностей зубьев <350 НВ хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению.

Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прираба- тываемости твердость шестерни прямозубой передачи должна быть на (25...50) НВ больше твердости колеса.

Для косозубых передач твердость НВ рабочих поверхностей зубьев шестерни желательна возможно большая.

Вторая группа — колеса с твердостью поверхностей Η >350 НВ [1]. Высокая твердость рабочих поверхностей зубьев достигается объемной и поверхностной закалкой, цементацией, азотированием, цианированием. Эти виды термообработки позво­ляют в несколько раз повысить нагрузочную способность переда­чи по сравнению с улучшенными сталями.

Зубья колес с твердостью поверхностей Η > 350 НВ не при­рабатываются. Для неприрабатывающихся зубчатых передач
обеспечивать разность твердостей зубьев шестерни и колеса не требуется.

Поверхностная закалка зубьев с нагревом токами высокой частоты (т.в.ч.) целесообразна для шестерен с модулем мм, работающих с улучшенными колесами, ввиду хорошей приработки зубьев. При малых модулях мелкий зуб прокаливает­ся насквозь, что делает его хрупким и сопровождается коробле­нием. Для закалки т.в.ч. используют стали 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ.

Цементацию применяют для колес, размеры которых должны быть минимальные (авиация, транспорт и т. п.). Для цементации используют стали 20Х, 12ХНЗА и др.

Азотирование обеспечивает особо высокую твердость поверхностных слоев зубьев. Для передач, в которых отсутствует абразивное изнашивание зубьев, можно применять азотирова­ние. Оно сопровождается малым короблением и позволяет полу­чать зубья 7-й степени точности без отделочных операций. Для повышения прочности сердцевины зуба заготовку колеса подвер­гают улучшению. Для азотирования применяют стали 40ХНМА, 40Х2НМА, 38ХМЮА, 38Х2Ю.

[1]При Η >350 НВ твердость материала измеряется по шкале Рок- велла, 10 НВ» 1 HRC3.

Расчет валов на прочность.

25. Подшипники качения: общие сведения, материалы, классификация. Условные обозначе­ния подшипников качения.

Подшипники качения

Общие сведения

Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типыподшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равномрасстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутреннейповерхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняютжелоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

В некоторых узлах машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жесткостиприменяют так называемые совмещенные опоры: дорожки качения при этом выполняют непосредственно навалу или на поверхности корпусной детали.

Имеются подшипники качения изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большое число телкачения и большую грузоподъемность. Однако предельные частоты вращения безсепараторных подшипниковзначительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

Подшипники качения работают преимущественно на трение качения (имеются только небольшие потери натрение скольжения между сепаратором и телами качения) поэтому по сравнению с подшипниками скольженияснижаются потери энергии на трение и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющиезащитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны кпопаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.

Нагружающие подшипник силы подразделяют на: радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника. осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...