Право на доведение до всеобщего сведения
В последние десятилетия появились иные технические возможности распространять объекты авторского права и смежных прав с помощью глобальных компьютерных сетей, прежде всего Интернета. Подобное распро- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 18. 126 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц § 4.10. Право на доведение до всеобщего сведения • 127
странение объектов стало называться доведением до всеобщего сведения, которое включает две стадии: 1) размещение объектов в цифровой форме в цифровой среде, т. е. на серверах, персональных компьютерах или иных электронных устройствах, являющихся элементами компьютерных сетей; 2) доступ к размещенным в компьютерной сети объектам любым пользователем компьютерной сети. Первая фаза представляет собой воспроизведение объектов в электронном средстве, а вторая — индивидуальный доступ к размещенным в компьютерной сети объектам. Право на доведение до общего сведения объектов авторского права и некоторых объектов смежных прав в компьютерных сетях введено в Дого воре ВОИС по авторскому праву и в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам. Необходимость выработки новых норм права была вызвана тем, что Интернет стал представлять серьезную опасность для интересов правообладателей различных объектов авторского права и смежных прав. Интер нет как цифровая среда представляет собой идеальное средство воспроизведения и распространения почти любых объектов авторского права и смежных прав. В результате в компьютерных сетях оказались размещенными огромные информационные ресурсы, в том числе охраняемые.
Доступ к информационным ресурсам представляет несомненное общественное благо, способствующее распространению знания и информации, однако многие ресурсы размещались в компьютерных сетях неправомерно. Применимость действующего законодательства осложнялась отсутствием государственных границ в компьютерных сетях. Вот почему в течение ряда лет эксперты пытались разработать нормы, которые могли стать действенными для охраны цифровых объектов, размещенных в цифровой среде. В Договоре ВОИС по авторскому праву и Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам установлены далеко не совершенные правовые нормы. Дело не только в неуклюжих формулировках, но и в противоречивости принятых мер. Даже право доведения до всеобщего сведения было сформулировано в договорах по-разному: в Договоре ВОИС по авторскому праву оно оказалось частью права на сообщение до всеобщего сведения, а в Договоре ВОИС по исполнения и фонограммам — самостоятельным правом. Расширяя эти формулировки1, любым объектам авторского права и смежных прав, которые могут быть размещены в компьютерных сетях, можно дать такое определение. 1 См.: Договор ВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении договора ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 9; Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам и согласованные заявления в отношении до говора ВОИС по исполнениям и фонограммам. Женева: ВОИС, № 227(R). 2000 С. 13, 15. Право на доведение объектов до всеобщего сведения — это исключительное право осуществлять или разрешать доступ к этим объектам по проводам или с помощью беспроводной связи таким образом, что представители публики могут его осуществлять из любого места и в любое время по их собственному выбору. В данном праве главное заключается не в разрешении доступа к объектам в сети, а в их размещении в компьютерной сети. Для доступа не нужны разрешения, а для размещения охраняемых объектов в сети такие разрешения необходимы. Поэтому следует иметь в виду, что право на доведение до всеобщего сведения лишь подтверждает существование права на воспроизведение объектов в цифровой среде.
Следует подчеркнуть, что разрешение публике осуществлять доступ К объектам из любого места и в любое время по их собственному выбору Лвляется декларативным, поскольку для его реализации необходимо иметь технические и финансовые возможности доступа к компьютерной сети. Между доведением до всеобщего сведения и сообщением для всеобще-то сведения существует не только схожесть, но и принципиальные отличия. Во-первых, право на сообщение для всеобщего сведения может 'иметь публичный характер, если прием передач организаций вещания или проигрывание фонограмм или иных объектов происходит публично, т. е. не в кругу семьи. Право на доведение до всеобщего сведения не имеет публичного характера и реализуется индивидуально даже не всегда в Кругу семьи. Во-вторых, в отличие от сообщения для всеобщего сведения доводить до всеобщего сведения можно любые объекты авторского права и смежных прав, даже трехмерные в голографической форме. Понятно, что для произведений искусства и архитектуры могут быть доведены до всеобщего сведения только изображения этих объектов. В-третьих, в случае доведения до всеобщего сведения любой пользователь сам выбирает интересующий его объект из их множества. При сообщении до всеобщего сведения пользователь может выбирать только между передачами организаций вещания в выбранный момент времени. Ситуация радикально не изменяется в случае «вещания по запросу», поскольку и здесь выбор ограничен. Положение лучше при интернет-вещании, когда пользователь может выбирать из записей передач, размещенных в Интернете. Но это уже не сообщение для всеобщего сведения, а доведение до всеобщего сведения! Доведение до всеобщего сведения является одной из форм распространения объектов авторского права и смежных прав не в форме вещественных товаров, а в виде цифровых объектов. Принято считать, что если объекты распространяются не в виде вещественных товаров, то исчерпа-
128 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц § 4.12. Право на прокат • 129
ние права на распространение не происходит. Например, считается, что право на сообщение для всеобщего сведения не подлежит исчерпанию. Однако такой подход лишен смысла в компьютерных сетях. Непризнание исчерпания права на распространение объектов в цифровой форме означало бы, что пользователь, правомерно сохранив (download) на своем компьютере те или иные объекты, не мог бы иметь право на их дальнейшее распространение в той же форме. Однако именно такие действия часто разрешаются владельцами сайтов для распространения размещенных объектов. Еще более абсурдная ситуация возникает, если охраняемый объект правомерно приобретен в компьютерной сети. В этом случае нет никаких оснований считать, что покупатель не имеет права продать, подарить, обменять этот объект в цифровой форме, т. е. ввести его в гражданский оборот. Таким образом, право на доведение до всеобщего сведения в компьютерных сетях подлежит исчерпанию, как и право на распространение объектов, воплощенных в вещественных товарах. Право на импорт В ряде стран с переходной экономикой введено право на импорт в следующей форме. Право на импорт — это право разрешать или запрещать импорт товаров, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав. Право на импорт установлено в ст. 1270(2) Гражданского кодекса Российской Федерации, хотя такого права нет ни в одном международном договоре, в том числе и в Соглашении ТРИ ПС. Это право было введено в Модельном законе ВОИС об авторском праве и смежных правах для стран с переходной экономикой якобы для выполнения положений Соглашения ТРИ ПС. Предполагалось, что такое право позволит пресечь перемещение контрафактных товаров через таможенные границы. Однако, как показал опыт, введение права на импорт не привело к улучшению ситуации с трансграничным импортом контрафактных товаров. Другими словами, право на импорт оказалось мертворожденным и лоббирование заинтересованных лиц не дало никаких результатов. Более того, контроль импорта товаров в компьютерных сетях вне транснациональных границ оказался вообще невозможным. В основном по этой причине Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам даже не упоминают о праве на импорт. Не следовало его признавать и в национальном законодательстве.
Право на прокат Под прокатом понимается предоставление товаров во временное поль-вание, как правило, на возмездной основе. Прокат широко распростра-ен и имеет различные формы — от библиотечного обслуживания до ли-инга. Несмотря на то что безвозмездный, например библиотечный, прокат иг известен давно, международные нормы проката товаров, в которых площены некоторые объекты авторского права и смежных прав, впер-ые были сформулированы в Директиве Европейского союза «О правах на рокат и на предоставление во временное пользование и некоторых пра-°х, связанных с авторским правом в области интеллектуальной собствен-ости»'. Соглашение ТРИПС, а вслед за ним Договор ВОИС по авторско-у праву и Договор по исполнениям и фонограммам подтвердили право на рокат. Право на прокат — это исключительное право осуществлять или разрешать прокат товаров, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав. Международные нормы устанавливают следующие особенности проката: 1) объектом проката являются товары, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав; 2) право на прокат принадлежит правообладателю даже после введения товара в гражданский оборот; 3) право на прокат компьютерных программ, аудиовизуальных произведений и фонограмм применяется только в том случае, если: •компьютерные программы или фонограммы являются основным объектом проката; • прокат аудиовизуальных произведений или фонограмм приводит к их широкому копированию. Право на прокат не предоставляется, если он не наносит существенного ущерба исключительному праву на воспроизведение. Право на прокат в странах с переходной экономикой впервые введено в Законе Российской Федерации 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» и подтверждено в ст. 1270(2), 1317(2), 1324(2) Гражданского кодекса Российской Федерации для товаров, в которых воплощены произведения, записи исполнений и фонограммы. Council Directive «On Rental Right and Lending Right and on Certain Rights Related to Copyright in the Field of Intellectual Property», 92/100/EEC of 19 November 1992. S Право интеллектуальной собственности. 130 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц § 4.14. Срок действия интеллектуальных прав • 131
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|