Роль анализа финансово-экономической деятельности в принятии управленческих решений на предприятии
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработка предложений по повышению ее эффективности (на примере ОАО «Средне-Невский судостроительный завод») по направлению: 38.03.02- Менеджмент
Выполнил студент гр. з43702/3 М.Ю. Маслов
Научный руководитель Д.э.н., проф. Е.Н. Ветрова
Санкт-Петербург
Инженерно-экономический институт Кафедра «Экономика и менеджмент недвижимости и технологий»
ЗАДАНИЕ На выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра
РЕФЕРАТ 94 стр., 19 табл., 7 рис.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ.
Цель работы: оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработка предложений по его развитию. Объект исследования: ОАО «Средне-Невский судостроительный завод». В первой главе исследованы теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Во второй главе выполнен анализ деятельности объекта работы и выявлены основные проблемы в его деятельности. В третьей главе разработан проект развития предприятия, реализация которого позволит предприятию повысить эффективность деятельности.
Содержание Введение.. 6 ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности на предприятии 8 1.1. Роль анализа финансово-экономической деятельности в принятии управленческих решений на предприятии 8 1.2. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности. 14 1.3. Основные направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия 22 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Средне-Невский судостроительный завод». 26 2.1. Общая характеристика предприятия. 26 2.2. Анализ экономических показателей ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» 31 2.3. Анализ эффективности деятельности ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» 39 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 48
3.1. Общая характеристика проекта развития. 48 3.2. Организационно-производственный план проекта. 57 3.3. Оценка эффективности предлагаемой маркетинговой стратегии проекта для ОАО «СНСЗ» 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 81 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 85 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 88 Введение Современный финансовый анализ имеет ряд особенностей, о которых следует знать всем заинтересованным в деятельности предприятия лицам: 1) для диагностики возможностей развития и инвестиционной привлекательности недостаточно традиционных финансовых (на базе стандартной финансовой отчетности) показателей деятельности; 2) интересы отдельных групп стейкхолдеров предприятия не только различаются, но предполагает использование определенной системы показателей; 3) необходимо увязывать нормативные показатели, в том числе финансовые (норма прибыли, оборачиваемость активов и т.п.), с динамикой циклов и отраслевыми тенденциями. В общем случае финансовый анализ должен: 1) дать представление о том, каково текущее финансовое состояние компании: устраивают ли собственников и других заинтересованных лиц (стейкхолдеров) рост капитала и бизнеса, рост прибыли, генерируемый денежный поток; 2) помочь выявить проблемные зоны в работе компании («слабые звенья» в процессах генерирования денежных потоков, привлечения денег, их распределения, инвестирования) и те финансовые рассогласования, которые мешают достижению целей владельцев капитала и других заинтересованных лиц; 3) показать, как будет выглядеть компания (прибыль, денежный поток, рыночная стоимость) и какими будут выгоды стейкхолдеров в случае реализации тех или иных управленческих решений. Объект работы: ОАО «Средне-Невский судостроительный завод». Предприятие имеет стабильный, имеющий тенденцию к увеличению, портфель заказов, диверсифицированный продуктовый ряд, мощную производственную и кадровую базу, уверенно смотрит в будущее. Ведется целенаправленная работа по расширению связей, как с традиционными, так и с новыми заказчиками в России и за рубежом. Главным принципом работы предприятия является максимальное удовлетворение требований заказчика.
Предмет исследования – финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Целью дипломной работы является проведение анализа, для определения способов улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели обозначены и решены следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; - провести анализ финансово-хозяйственной деятельности на основе данных финансовой отчетности предприятия; - разработать основные рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия и повышения его финансовых результатов. Для достижения поставленной цели и решения задач в работе проведены теоретические и практические исследования, позволившие выявить проблемы и разработать рекомендации по их устранению.
ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности на предприятии Роль анализа финансово-экономической деятельности в принятии управленческих решений на предприятии Поскольку объектом работы является судостроительный завод, рассмотрим условия принятия управленческих решений, характерные для судостроительной отрасли. По состоянию на 2013-2014 годы российская судостроительная промышленность значительно уступает лидерам мирового судостроения. По имеющимся экспертным оценкам в 2010-е годы в целом на мировой рынок поставляется судов примерно 90-100 млн. тонн в дедвейте ежегодно. В то же время российское судостроение в 2014 году может дать заказчикам менее 300 тыс. тонн в дедвейте. Или, с учётом военного кораблестроения, до 700 тыс. тонн по водоизмещению. Основные российские судовладельцы, такие как "Совкомфлот" или "FESCO", свои новые суда традиционно заказывают на зарубежных верфях. Такая практика сложилась из-за того, что технические возможности действующих российских верфей не позволяют строить на них грузовые суда большого водоизмещения. А гражданские суда среднего и малого тоннажа на иностранных верфях строятся в более короткие сроки, по более современным проектам и нередко даже дешевле, чем в России.
Согласно материалам базы данных "Заказы на строительство судов на верфях России" ИА "INFOLine", в 2013 году на российских верфях всего было построено около 262 корабля и судна общим тоннажем 612 тыс. тонн. На 2014-2015 годы запланирована сдача более 200 судов и кораблей всех типов суммарным тоннажем около 650 тыс. тонн. Это означает, что уровень загрузки производственных мощностей у российских верфей остаётся низким - от 30% до 50%. Что отрицательно сказывается на финансовой устойчивости и эффективности производственной деятельности. При совокупной выручке по 30 крупнейшим предприятиям более 190 млрд. рублей за 2013 год рост показателя составил порядка 13% по отношению к 2012 году. При этом средняя рентабельность по чистой прибыли составила 9,3%, в то время как в 2012 году данный показатель составлял -2,9%. Развитию российских судостроительных предприятий, улучшению их производственных и финансовых показателей препятствует ряд обстоятельств: негативные последствия смены собственников и спада экономики в 1990-е и 2000-е годы; отсутствие эффективной модели управления отраслью и отдельными предприятиями, продолжение внутрикорпоративных конфликтов; недостаток инвестиций и продолжительная стагнация производства, отсутствие существенных побуждений для внедрения инноваций; высокий уровень физического и морального износа основных фондов; устаревшие технологические и проектные решения; нехватка квалифицированных инженерных, рабочих и управленческих кадров; низкая производительность труда; использование административного ресурса, а не конкурентных механизмов, для получения заказов; значительный уровень коррупции, особенно в сфере гособоронзаказа; акцент на производстве военной продукции и низкая конкурентоспособность в сфере гражданского судостроения; менее благоприятные, по сравнению с зарубежными верфями, условия финансирования строительства судов, отсутствие эффективных схем кредитования производства; высокий уровень налоговой и таможенной нагрузки, неэффективность и коррумпированность таможенных органов; низкое качество отечественных комплектующих деталей и изделий, нестабильность их поставок, деградация отечественных предприятий, выпускающих комплектующие и оборудование, которая приводит к необходимости крупных закупок оборудования за рубежом; отрицательные последствия вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО); срыв плановых сроков окончания проектов по строительству новых крупных верфей;
возможное сокращение бюджетного финансирования в связи с присоединением Крыма и вызванным этим шагом введением экономических санкций. Меры, предпринимаемые Правительством РФ для решения проблем судостроительной отрасли, оказывают противоречивое воздействие на её развитие. Создание ОАО "Объединённая Судостроительная Корпорация" (ОСК) смогло приостановить кризис отрасли и даже положило начало некоторым инвестиционным проектам по строительству современных верфей. В то же время появление государственной корпорации создало монополиста в основных сегментах судостроительного рынка. А отсутствие равноправной конкуренции уже приводит к некачественному исполнению заказов, включая сферу военного экспорта. К тому же эффективность управления внутри самой ОСК вызывает нарекания, в том числе на уровне руководства страны. Западные санкции ударили по российским судостроителям. Ряд заводов в СЗФО рискуют сорвать поставки судов, поскольку не могут приобрести европейское оборудование. Предприятия Ленобласти пока чувствуют себя уверенно, но заявляют о необходимости скорейшего импортозамещения в отрасли. По данным СМИ, ряд судостроительных заводов России ощутили на себе действие западных санкций. В частности, на предприятиях "Северная верфь" (Санкт-Петербург) и "Янтарь" (Калининград) под угрозой срыва оказалось строительство 8 корветов и 9 фрегатов для ВМФ России на общую сумму свыше 3,7 млрд долларов. Причиной сложившейся ситуации стало отсутствие двигателей для посудин. Прежде судостроители импортировали оборудование из Германии и Украины. Однако с введением санкций и прекращением военно-технического сотрудничества поставки прекратились. В России оперативно найти поставщиков не удалось, а на разработку и запуск в производство новых двигателей требуется несколько лет. Судостроители Ленобласти пока чувствуют себя уверенно. Как рассказал порталу dglo.ru генеральный директор ОАО "Выборгский судостроительный завод" Александр Соловьев, наложенные санкции существенно не повлияли на строительство судов, не связанных напрямую с проектами из санкционных списков. По его словам, абсолютное большинство иностранных поставщиков, не желая упускать перспективный рынок, самостоятельно изыскивают все легальные способы преодоления возникающих барьеров, вплоть до получения индивидуальных разрешений национальных правительств. При этом даже тот факт, что ОСК, как крупнейшая в России судостроительная корпорация, непосредственно попала под американские санкции, не является для многих европейских компаний формальным препятствием для сотрудничества ни с самой корпорацией, ни с входящими в нее предприятиями. География поставщиков "Выборгского судостроительного завода" чрезвычайно обширна: значительная доля приходится на Финляндию, Германию, Италию; в меньшей степени – на США и Великобританию. В то же время, в связи со сложившейся ситуацией на первое место выходит вопрос импортозамещения. Практически в любом гражданском судне, строящемся в России, доля импортных компонентов составляет 70 и более процентов от общей цены материалов и оборудования. Разумеется, было бы неправильно говорить об обязательном стопроцентном импортозамещении – в гражданском судостроении это нереально и невыгодно. Однако отдельные – зачастую, весьма капиталоемкие – позиции можно и нужно закрывать своими силами", - убежден эксперт. Это касается, например, винторулевых колонок, производство которых (по отдельным позициям) освоено Центром судоремонта "Звездочка", кабеленесущих систем и плавающих полов (Выборгский машиностроительный завод), электротехнического оборудования (ВНИИР) и др. Со стороны государственного заказчика требуется четкое нормативное регулирование преимуществ, которые должны предоставляться импортозамещающей продукцией (с учетом ее коммерческой конкурентоспособности). О необходимости производства качественного оборудования для судостроителей внутри России заявляют и другие судостроители, например, заместитель генерального директора ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" Илья Вайсман предлагает повторить опыт автомобилестроителей и локализовать изготовление иностранного оборудования внутри страны. Пока хотя бы на уровне "отверточной сборки. Сейчас в России производятся некоторые аналоги западного оборудования, но гарантия на них дается на 1-2 года, в то время как безупречную работу своих судов "Пелла" гарантирует на протяжении 5 лет. Именно поэтому предприятие вынуждено прибегать к импорту. Санкции в отношении России в 2014 году ввели США, Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада. Эти меры предусматривают, в том числе, запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включенными в специальные списки. В таких условиях роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в принятии управленческих решений увеличивается. Анализ финансово-хозяйственной деятельности выполняет следующую роль в деятельности предприятия: 1) дает представление о том, каково текущее финансовое состояние компании: устраивают ли стейкхолдеров рост капитала и бизнеса, рост прибыли, генерируемый денежный поток; 2) помогает выявить проблемные зоны в работе компании («слабые звенья» в процессах генерирования денежных потоков, привлечения денег, их распределения, инвестирования) и те финансовые рассогласования, которые мешают достижению целей владельцев капитала и других заинтересованных лиц; 3) показывает, как будет выглядеть компания (прибыль, денежный поток, рыночная стоимость) и какими будут выгоды стейкхолдеров в случае реализации тех или иных управленческих решений. Ответ на вопрос, каково финансовое здоровье компании, формируется в трех основных направлениях: 1) ликвидности, которая связанная с генерацией компанией денежных потоков и возможностью расчетов по обязательствам, а также по требованиям собственников (дивидендные выплаты); 2) текущей экономической эффективности деятельности; 3) сбалансированности роста бизнеса, которая включает оценку активов и отвечает на вопрос о целесообразности расширения деятельности). Направление ликвидности отражает достаточность поступлений денежных средств и формирования денежных потоков для удовлетворения ожиданий заинтересованных групп. Главный вопрос, на который необходимо получить ответ — способна ли компания генерировать денежные средства, расплачиваться вовремя по операционным и финансовым обязательствам. Направление текущей эффективности позволяет сопоставить текущие затраты ресурсов, выраженные в денежной форме, с получаемыми текущими выгодами. Главный вопрос: насколько эффективно используются ресурсы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|