Связь детской психологии с другими науками
Стр 1 из 57Следующая ⇒ ПРЕДИСЛОВИЕ Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает дальнейшее совершенствование системы дошкольного воспитания, «Необходимо улучшить организацию воспитания и образования детей дошкольного возраста. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину»[1]1. Решение этих задач во многом зависит от работников дошкольных учреждений. Интенсивное развитие общественного дошкольного воспитания в СССР, особая значимость первых лет жизни ребенка в формировании личности способствуют стремительному возрастанию потребности нашего общества в деятельности профессиональных педагогов дошкольных учреждений, умеющих грамотно осуществлять воспитание подрастающего поколения. Важным звеном в системе подготовки специалистов дошкольного воспитания является формирование у них психологических знаний о предмете их профессиональной деятельности. Эти знания помогут им лучше узнать своих воспитанников, верно разобраться в их возрастных и индивидуальных особенностях, эффективно воздействовать на психику каждого отдельного ребенка и группы в целом. В настоящее время в связи с интенсивным ростом сети дошкольных учреждений, учебных заведений, готовящих для них специалистов, возросла потребность в учебных пособиях по возрастной и педагогической психологии. В основу данного пособия положена программа для студентов пединститутов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». Особое внимание уделяется таким проблемам, которые либо не получили отражения в существующих учебниках по детской психологии (темперамент, способности дошкольника), либо не нашли в них достаточно полного освещения (развитие личности, художественная деятельность, психологическая готовность к школе и др.). Включен в пособие и материал о психологии деятельности воспитателя. Авторы стремились придать своей работе педагогическую направленность — предлагая студентам научную информацию, вместе с тем воспитывать у них стремление связывать полученные знания с жизнью, с педагогической практикой.
В пособии использованы фундаментальные труды по детской психологии советских и зарубежных авторов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже и др.), а также исследования последних лет, опубликованные в научной периодике. Пособие создано коллективом сотрудников кафедры общей и детской психологии Минского педагогического института им. А. М. Горького. Отдельные главы его написаны следующими авторами: глава I, II — доктором психологических наук, профессором Я. Л. Коломинским; главы III, VI, XXII — доктором психологических наук, профессором Я. Л. Коломинским и кандидатом психологических наук, доцентом Е. А. Панько; главы VII, X, XV, XVI, XVII, XX, XXIII — кандидатом психологических наук, доцентом Е. А. Панько; главы VIII, XII, XXI — кандидатом психологических наук, доцентом А. Н. Белоус; глава XIII — кандидатом психологических наук, доцентом Ю. Н. Карандашевым; глава XI — кандидатом психологических наук, доцентом Г. Г. Романовичем; глава IX — кандидатом психологических наук, и. о. доцента Т. В. Сенько; глава XIV — кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником Н. С. Старжинской; главы IV, V — старшим преподавателем Л. А. Холевой; главы XVIII и XlX — кандидатом психологических наук, доцентом Н. А. Цыркун.
Раздел I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Предмет детской психологии
Историю развития психики человека можно рассматривать в двух основных аспектах: 1) от начального этапа проявления сознания у первобытных людей до его современного уровня (филогенез психики) и 2) от рождения ребенка до зрелости (онтогенез психики). Младенец по своим физическим, физиологическим и психологическим признакам резко отличается от дошкольника, дошкольник от подростка, подросток от юноши, юноша от зрелого человека и старика. Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. В соответствии с основными эпохами жизни человека она делится на детскую психологию, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослости и геронтопсихологию (психология старческого возраста). Детская психология изучает закономерности психического развития ребенка от рождения до поступления в школу. Стремительно проносятся первые шесть — семь лет жизни, годы детства, но за этот короткий срок происходят поистине грандиозные прогрессивные изменения в психике человека. Из самого беспомощного среди всех живых существ ребенок превращается в сознательную личность, которая постигает законы развития природы, общества и собственной психики, становится активной преобразующей силой окружающей действительности. Теоретическое и практическое значение детской психологии очень велико. Жизненный путь личности можно сравнить с полетом космического корабля по орбите, которую задает человеку его время, интересы народа, высокие идеалы коммунизма. Раннее и дошкольное детство — это начальный пусковой период орбиты. Достаточно здесь, на старте развития личности, допустить хотя бы небольшую ошибку, и космический корабль (а в нашем случае — психическое развитие личности) отклонится от заданного курса на тысячи километров. Как для управления космическим кораблем необходимы хорошо подготовленные инженеры и техники, так и для успешного воспитания и обучения ребенка родителям и воспитателям дошкольных учреждений необходимо знать законы психического развития, знать детскую психологию.
Связь детской психологии с другими науками
Методологической основой детской психологии является марксистско-ленинская философия—диалектический и исторический материализм. Развитие психики ребенка совершается по общим диалектическим законам. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, в ходе разрешения которых происходит переход от количественных изменений к качественным. Психическое развитие ребенка происходит в конкретных исторических условиях, от которых зависят не только цели и задачи воспитания, но и ряд особенностей сознания и деятельности личности. Детская психология опирается на общую психологию, поскольку в процессе психического развития ребенка возникают те основные психические явления, которые достигают расцвета у взрослого человека и изучаются общей психологией. Сопоставление тех или иных психических явлений в их полной, развернутой «взрослой» форме с начальными ранними стадиями дает возможность понять перспективы и содержание их становления и развития в детском возрасте. Здесь осуществляется важный для изучения истории развития психики ребенка методологический принцип, сформулированный К. Марксом применительно к изучению истории общественного развития. К. Маркс указывал: «Буржуазное общество есть наиболее развитая и наиболее многосторонняя историческая организация производства. Поэтому категории, выражающие его отношения, понимание его организации, дают вместе с тем возможность проникновения в организацию и производственные отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых оно строится, часто продолжая влачить за собой еще непреодоленные остатки, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в виде намека и т. д. Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Наоборот, намеки более высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно»[2].
Именно потому, что «более высокое» — развитые формы психических явлений, которые изучаются общей психологией, уже известны, мы способны обнаружить их зарождение на начальных стадиях психического развития, когда они имеются «лишь в виде намека». Знание общепсихологических закономерностей при изучении детской психологии помогает определить, что именно и в каком направлении развивается в психике ребенка. В свою очередь, данные детской психологии имеют исключительно важное значение для общей психологии, поскольку они позволяют раскрыть законы развития психических процессов и свойств личности и, таким образом, более глубоко понять их динамику, структуру и содержание. Именно глубокая связь общей психологии с детской дает возможность осуществить принцип генетического подхода, принятый в советской психологии. Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой в частности. К. Д. Ушинский, подчеркивая значение психологических знаний для педагогической теории и практики, писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[3]. Обращаясь к педагогам и воспитателям, он призывал: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить»[4]. Современные советские ученые считают, что психология имеет для педагогики такое же значение, как анатомия и физиология для медицины или биология для агрономии и животноводства. «Говорить о научных основах педагогики,— писала Л. И. Божович,— это значит, прежде всего, говорить о вскрытых и понятых законах активного формирования психики ребенка»[5]. Глубокая связь с педагогической наукой важна и для дальнейшего развития детской психологии, поскольку именно из живой педагогической практики она, с одной стороны, черпает новые идеи и проблемы, а с другой стороны, в ходе этой практической деятельности проверяет истинность своих теоретических выводов. Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|