Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь детской психологии с другими науками




ПРЕДИСЛОВИЕ

Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает дальнейшее совершенствование системы дошкольного воспитания, «Необходимо улучшить организацию воспитания и образования детей дошкольно­го возраста. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллекти­визм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способ­ности, самостоятельность, организованность и дисципли­ну»[1]1. Решение этих задач во многом зависит от работников дошкольных учреждений. Интенсивное развитие общест­венного дошкольного воспитания в СССР, особая зна­чимость первых лет жизни ребенка в формировании лично­сти способствуют стремительному возрастанию потребно­сти нашего общества в деятельности профессиональных педагогов дошкольных учреждений, умеющих грамотно осуществлять воспитание подрастающего поколения.

Важным звеном в системе подготовки специалистов дошкольного воспитания является формирование у них психологических знаний о предмете их профессиональной деятельности. Эти знания помогут им лучше узнать своих воспитанников, верно разобраться в их возрастных и индивидуальных особенностях, эффективно воздейство­вать на психику каждого отдельного ребенка и группы в целом.

В настоящее время в связи с интенсивным ростом сети дошкольных учреждений, учебных заведений, го­товящих для них специалистов, возросла потребность в учебных пособиях по возрастной и педагогической пси­хологии.

В основу данного пособия положена программа для студентов пединститутов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». Особое внимание уделяется таким проблемам, которые либо не получили отражения в существующих учебниках по детской пси­хологии (темперамент, способности дошкольника), либо не нашли в них достаточно полного освещения (развитие личности, художественная деятельность, психологическая готовность к школе и др.). Включен в пособие и материал о психологии деятельности воспитателя. Авторы стремились придать своей работе педагоги­ческую направленность — предлагая студентам научную информацию, вместе с тем воспитывать у них стремление связывать полученные знания с жизнью, с педагогической практикой.

В пособии использованы фундаментальные труды по детской психологии советских и зарубежных авторов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже и др.), а также исследования последних лет, опубликованные в научной периодике.

Пособие создано коллективом сотрудников кафедры общей и детской психологии Минского педагогического института им. А. М. Горького. Отдельные главы его написаны следующими авторами: глава I, II — доктором психологических наук, профессором Я. Л. Коломинским; главы III, VI, XXII — доктором психологических наук, профессором Я. Л. Коломинским и кандидатом психоло­гических наук, доцентом Е. А. Панько; главы VII, X, XV, XVI, XVII, XX, XXIII — кандидатом психологических наук, доцентом Е. А. Панько; главы VIII, XII, XXI — кан­дидатом психологических наук, доцентом А. Н. Белоус; глава XIII — кандидатом психологических наук, доцентом Ю. Н. Карандашевым; глава XI — кандидатом психологи­ческих наук, доцентом Г. Г. Романовичем; глава IX — кан­дидатом психологических наук, и. о. доцента Т. В. Сенько; глава XIV — кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником Н. С. Старжинской; главы IV, V — старшим преподавателем Л. А. Холевой; главы XVIII и XlX — кандидатом психологических наук, доцентом Н. А. Цыркун.

Раздел I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет детской психологии

 

Историю развития психики человека можно рассматри­вать в двух основных аспектах: 1) от начального этапа проявления сознания у первобытных людей до его совре­менного уровня (филогенез психики) и 2) от рождения ребенка до зрелости (онтогенез психики). Младенец по своим физическим, физиологическим и психологическим признакам резко отличается от дошкольника, дошкольник от подростка, подросток от юноши, юноша от зрелого че­ловека и старика. Возрастную динамику развития лич­ности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. В соответствии с основ­ными эпохами жизни человека она делится на детскую психологию, психологию младшего школьника, психоло­гию подростка, психологию юности, психологию взрос­лости и геронтопсихологию (психология старческого возраста).

Детская психология изучает закономерности психи­ческого развития ребенка от рождения до поступления в школу.

Стремительно проносятся первые шесть — семь лет жизни, годы детства, но за этот короткий срок происходят поистине грандиозные прогрессивные изменения в психике человека. Из самого беспомощного среди всех живых существ ребенок превращается в сознательную личность, которая постигает законы развития природы, общества и собственной психики, становится активной преобразу­ющей силой окружающей действительности.

Теоретическое и практическое значение детской психо­логии очень велико. Жизненный путь личности можно сравнить с полетом космического корабля по орбите, которую задает человеку его время, интересы народа, высокие идеалы коммунизма. Раннее и дошкольное дет­ство — это начальный пусковой период орбиты. Доста­точно здесь, на старте развития личности, допустить хотя бы небольшую ошибку, и космический корабль (а в нашем случае — психическое развитие личности) откло­нится от заданного курса на тысячи километров. Как для управления космическим кораблем необходимы хоро­шо подготовленные инженеры и техники, так и для успеш­ного воспитания и обучения ребенка родителям и воспи­тателям дошкольных учреждений необходимо знать зако­ны психического развития, знать детскую психологию.

 

Связь детской психологии с другими науками

 

Методологической основой детской психологии явля­ется марксистско-ленинская философия—диалектический и исторический материализм. Развитие психики ребенка совершается по общим диалектическим законам. Движу­щими силами психического развития являются внутренние противоречия, в ходе разрешения которых происходит переход от количественных изменений к качественным.

Психическое развитие ребенка происходит в конкрет­ных исторических условиях, от которых зависят не только цели и задачи воспитания, но и ряд особенностей сознания и деятельности личности.

Детская психология опирается на общую психологию, поскольку в процессе психического развития ребенка возникают те основные психические явления, которые достигают расцвета у взрослого человека и изучаются общей психологией.

Сопоставление тех или иных психических явлений в их полной, развернутой «взрослой» форме с начальными ранними стадиями дает возможность понять перспективы и содержание их становления и развития в детском возрасте. Здесь осуществляется важный для изучения истории развития психики ребенка методологический принцип, сформулированный К. Марксом применительно к изучению истории общественного развития.

К. Маркс указывал: «Буржуазное общество есть наиболее развитая и наиболее многосторонняя истори­ческая организация производства. Поэтому категории, вы­ражающие его отношения, понимание его организации, дают вместе с тем возможность проникновения в органи­зацию и производственные отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых оно строится, часто продолжая влачить за собой еще непреодоленные остатки, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в виде намека и т. д. Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Наоборот, намеки более высокого у низших видов жи­вотных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно»[2].

Именно потому, что «более высокое» — развитые формы психических явлений, которые изучаются общей психологией, уже известны, мы способны обнаружить их зарождение на начальных стадиях психического раз­вития, когда они имеются «лишь в виде намека».

Знание общепсихологических закономерностей при изучении детской психологии помогает определить, что именно и в каком направлении развивается в психике ребенка.

В свою очередь, данные детской психологии имеют исключительно важное значение для общей психологии, поскольку они позволяют раскрыть законы развития пси­хических процессов и свойств личности и, таким образом, более глубоко понять их динамику, структуру и содержа­ние. Именно глубокая связь общей психологии с детской дает возможность осуществить принцип генетического подхода, принятый в советской психологии.

Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой в частности. К. Д. Ушинский, подчеркивая значение психологических знаний для педагогической теории и практики, писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[3]. Обращаясь к педагогам и воспита­телям, он призывал: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить»[4].

Современные советские ученые считают, что психоло­гия имеет для педагогики такое же значение, как анатомия и физиология для медицины или биология для агрономии и животноводства. «Говорить о научных основах педагогики,— писала Л. И. Божович,— это значит, прежде всего, говорить о вскрытых и понятых законах активного форми­рования психики ребенка»[5].

Глубокая связь с педагогической наукой важна и для дальнейшего развития детской психологии, поскольку именно из живой педагогической практики она, с одной стороны, черпает новые идеи и проблемы, а с другой стороны, в ходе этой практической деятельности проверяет истинность своих теоретических выводов.

Детская психология тесно связана с анатомией, фи­зиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ре­бенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и орга­нов чувств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...