Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки. Характеристика субъекта мышления Методы изучения мышления 4. Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация". Творческое мышление: проблема критериев Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева Исследования процессуальной стороны мышления в школе С.Л. Рубенштейна. Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я. Гальперина) Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах. Исследование мышления как деятельности личности. Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности. Мотивация мыслительной деятельности Мышление и целеобразование Понятие операционального смысла. Виды операциональных смыслов Эмоциональная регуляция мышления Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях Типологические подходы к классификации «мыслящих личностей». Концепции интеллекта и различные представления о его структуре Интеллект и креативность Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта Мышление и знание. Роль прошлого опыта в решении задачи. Условия и факторы, влияющие на успешное решение задачи Практическое и теоретическое мышление Наглядно-действенное, наглядно-образное и логико-понятийное мышление Образное, визуальное и пространственное мышление Эгоцентрическое, аутистическое и реалистическое мышление.
Речевое мышление. Основные подходы к его исследованиям. Язык, речь и мышление Язык и сознание. Гипотеза лингвистической относительности Значение слова как единица анализа речевого мышления Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи Изучение образований исскуственных понятий Этапы развития значений. Сравнительное исследование развития научных и житейских понятий. Психологическая структура значения. Методы исследования. Виды и функции речи. Внутренняя и эгоцентрич. речь. Исследование внутр. речи. Филогенез мышления. Зарождение мышления в трудовой деятельности человека. Предметно-практическая деятельность и мышление. Особенности примитивного мышления Культурно-сопоставительные исследования мышления. Онтогенез мышления. Теория интеллекта Ж.Пиаже. Культурно-историческая теория развития высших психических функций и психология мышления. Мышление и общение. Методы повышения эффективности мыслительной деятельности человека. Изучение мышления в когнитивной психологии: информационный подход. Вюрцбургская школа Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме. Проблема мышления в гештальтпсихологии Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки. М. – традиционный раздел общей психологии. Исходя из диамата ψ – наука, о порождении, функционировании и строение психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов. Для понимания предмета психологии в марксисткой философии необходимы следующие положения: § Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности;
§ Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи; § Психика есть отражение внешнего мира и сама познаваема, как и другие явления; § Психика человека общественно-исторически обусловлена; § Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в нем активную роль. В конкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей в их обусловленности историческим развитием. ψ изучает, как реально совершается мышление, нарушенное, искаженное мышление. Психолог изучает строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновении я нарушения абстрагировано от физиологического анализа. Психологию интересует специфика мышления человека. Обычно выделяют 2 основных признака мышления: § Обобщенность; § Опосредованность. А.Н. Леонтьев в своей статье выделяет несколько положений: § Полиморфность человеческого мышления (разнообразие его видов); § Общность строения внешней практической предметной деятельности и деятельности теоретической, мыслительной в узком смысле слова. С.Л. Рубинштейн, как предмет психологического исследования м. Выступает как процесс, как деятельность. Индивидуальный процесс, совершающийся в голове отдельного человека. М. развертывается во времени, включает некоторые фазы: начало, середина, завершение. М. есть некоторое проявление активности субъекта. М. всегда субъективно. П.Я. Гальперин. Он трактует психику как форму ориентировочно-исследовательской Д. ψ не единственная наука, изучающая М. «ψ изучает не просто м. и не все м., а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление». 4 положения: § Необходимость выделения специального аспекта изучения м. психологией, отказ от попыток отнести все виды м. к компетенции ψ. § Указание на процессуальность м., т.е. развертываемость во времени; § Ориентировка как процесс = ориентировка как Д. § Субъект мыслит и осуществляет ориентировку. Сегодня уже недостаточно описать м. как взаимодействие операций анализа и синтеза: м. включает динамику и порождение смыслов, целей, оценок потребностей. М. – процесс, познавательная Д., продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровне обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта м.
В.В. Петухов: Основной формой рационального познания объективной реальности является человеческая мысль. Гносеология – М. – высшая форма психического отражения. Основная единица м. – понятие. В понятиях отражаются классы предметов, родственных по тому или иному признаку, обобщением которых и является понятие. Этот признак не всегда доступен непосредственному наблюдению. М.б. выявлен при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом, которое требует практических или теоретических средств. Во взаимодействии открываются отношения между вещами, которые являются содержанием понятия. Первой наукой о м. стала логика. В ней выделяются основыне формы м.: § Понятие как обобщение класса об-тов по существенным признакам; § Суждение как высказывание об об-тах, приписывание им некоторых св-в; § Умозаключение (большая посылка, малая посылка и вывод). Ψ изучает м. конкретного человека в его реальной жизни и Д. ψ рассматривает конкретные виды мыслительной практики, не сводимые к формально-логическим нормам. Объектом психологии мышления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития. М. в широком смысле – это активная познавательная Д. субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. М. в узком смысле – процесс решения задач. Т.е. объект м. – задача (задачи могут относиться к области природы, общественной жизни или к самому человеку).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|