Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.




Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.

Характеристика субъекта мышления

Методы изучения мышления

4. Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация".

Творческое мышление: проблема критериев

Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи

Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева

Исследования процессуальной стороны мышления в школе С.Л. Рубенштейна.

Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я. Гальперина)

Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.

Исследование мышления как деятельности личности.

Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности.

Мотивация мыслительной деятельности

Мышление и целеобразование

Понятие операционального смысла. Виды операциональных смыслов

Эмоциональная регуляция мышления

Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях

Типологические подходы к классификации «мыслящих личностей».

Концепции интеллекта и различные представления о его структуре

Интеллект и креативность

Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта

Мышление и знание. Роль прошлого опыта в решении задачи.

Условия и факторы, влияющие на успешное решение задачи

Практическое и теоретическое мышление

Наглядно-действенное, наглядно-образное и логико-понятийное мышление

Образное, визуальное и пространственное мышление

Эгоцентрическое, аутистическое и реалистическое мышление.

Речевое мышление. Основные подходы к его исследованиям.

Язык, речь и мышление

Язык и сознание. Гипотеза лингвистической относительности

Значение слова как единица анализа речевого мышления

Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи

Изучение образований исскуственных понятий

Этапы развития значений.

Сравнительное исследование развития научных и житейских понятий.

Психологическая структура значения. Методы исследования.

Виды и функции речи.

Внутренняя и эгоцентрич. речь. Исследование внутр. речи.

Филогенез мышления.

Зарождение мышления в трудовой деятельности человека. Предметно-практическая деятельность и мышление.

Особенности примитивного мышления

Культурно-сопоставительные исследования мышления.

Онтогенез мышления.

Теория интеллекта Ж.Пиаже.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций и психология мышления.

Мышление и общение.

Методы повышения эффективности мыслительной деятельности человека.

Изучение мышления в когнитивной психологии: информационный подход.

Вюрцбургская школа

Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.

Проблема мышления в гештальтпсихологии

Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.

М. – традиционный раздел общей психологии. Исходя из диамата ψ – наука, о порождении, функционировании и строение психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов. Для понимания предмета психологии в марксисткой философии необходимы следующие положения:

§ Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности;

§ Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи;

§ Психика есть отражение внешнего мира и сама познаваема, как и другие явления;

§ Психика человека общественно-исторически обусловлена;

§ Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в нем активную роль.

В конкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей в их обусловленности историческим развитием. ψ изучает, как реально совершается мышление, нарушенное, искаженное мышление. Психолог изучает строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновении я нарушения абстрагировано от физиологического анализа. Психологию интересует специфика мышления человека.

Обычно выделяют 2 основных признака мышления:

§ Обобщенность;

§ Опосредованность.

А.Н. Леонтьев в своей статье выделяет несколько положений:

§ Полиморфность человеческого мышления (разнообразие его видов);

§ Общность строения внешней практической предметной деятельности и деятельности теоретической, мыслительной в узком смысле слова.

С.Л. Рубинштейн, как предмет психологического исследования м. Выступает как процесс, как деятельность. Индивидуальный процесс, совершающийся в голове отдельного человека. М. развертывается во времени, включает некоторые фазы: начало, середина, завершение. М. есть некоторое проявление активности субъекта. М. всегда субъективно.

П.Я. Гальперин. Он трактует психику как форму ориентировочно-исследовательской Д. ψ не единственная наука, изучающая М. «ψ изучает не просто м. и не все м., а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление».

4 положения:

§ Необходимость выделения специального аспекта изучения м. психологией, отказ от попыток отнести все виды м. к компетенции ψ.

§ Указание на процессуальность м., т.е. развертываемость во времени;

§ Ориентировка как процесс = ориентировка как Д.

§ Субъект мыслит и осуществляет ориентировку.

Сегодня уже недостаточно описать м. как взаимодействие операций анализа и синтеза: м. включает динамику и порождение смыслов, целей, оценок потребностей.

М. – процесс, познавательная Д., продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровне обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта м.

В.В. Петухов: Основной формой рационального познания объективной реальности является человеческая мысль. Гносеология – М. – высшая форма психического отражения. Основная единица м. – понятие. В понятиях отражаются классы предметов, родственных по тому или иному признаку, обобщением которых и является понятие. Этот признак не всегда доступен непосредственному наблюдению. М.б. выявлен при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом, которое требует практических или теоретических средств. Во взаимодействии открываются отношения между вещами, которые являются содержанием понятия.

Первой наукой о м. стала логика. В ней выделяются основыне формы м.:

§ Понятие как обобщение класса об-тов по существенным признакам;

§ Суждение как высказывание об об-тах, приписывание им некоторых св-в;

§ Умозаключение (большая посылка, малая посылка и вывод).

Ψ изучает м. конкретного человека в его реальной жизни и Д. ψ рассматривает конкретные виды мыслительной практики, не сводимые к формально-логическим нормам. Объектом психологии мышления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития.

М. в широком смысле – это активная познавательная Д. субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире.

М. в узком смысле – процесс решения задач. Т.е. объект м. – задача (задачи могут относиться к области природы, общественной жизни или к самому человеку).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...