Произвольное и непроизвольное целеобразование.
· Непроизвольное: пример: возникновение гностичеких целей в проблемной ситуации. Связано с самостоятельным переходом от непроизвольных к произвольным процессам. Выступает как процесс. · Произвольное: пример: создание целей для других людей в условиях совместной деятельности. Означает дифференциацию 2 уровней: Ø Подчинение процессов некоторой задаче. Ø Сознательный отбор и формирование самих задач с образованием иерархии задач. Целеобразование становится самостоятельной деятельностью, когда задача генерировать цели связывается с самостоятельным мотивом. Т.о. целеобразование выступает в 3 формах: Ø Как процесс Ø Как действие Ø Как деятельность. Приемы целеобразования: · Развертывание гностических процессов осмысливания ситуации · Оттягивание окончательного приема решения о цели · Условное принятие цели · Обращение за советом… 5. Временная динамика целеобразования. Образование цели может носить характер развернутого во времени процесса. Существует предварительная и окончательная постановка цели, которые не всегда совпадают. Существенным параметром временной динамики цели являются изменения последующих целей в зависимости от результатов и целей предыдущих целей. Процесс целеобразования усложняется с различением реальных и идеальных целей. После достижения идеальной цели часто устанавливается новая идеальная цель, выходящая за предел данной деятельности. При формировании последовательности целей каждая цель сравнивается с предыдущими целями и предыдущими результатами. 6. Стандартные и нестандартные цели. Различение нужно для внесения уточнения в характеристику продуктивности действия. При достижении нестандартных целей действие имеет двойную продуктивность.
7. Психологические механизмы целеобразования. Кроме уже отмеченных выделяют: · превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании · превращение побочных результатов действия в цель через связь с мотивом и осознание результата · преобразование неосонаваемых результатов в осознанные · выделение промежуточных целей, обусловленное препятствиями, совестной практической деятельностью, соотнесенностью предмета с несколькими потребностями, частичным удовлетворением потребности ее предметом.
Мотивы и целеобразование Наличие мотива является условием достижения цели. Личностный смысл – это форма презентации субъекту как самой цели, так и хода ее достижения. Исследование Т.Г.Богдановой. Гипотеза: существование структурирующей функции мотива. Материал: мыслительная деятельность, рассматриваемая как единство и взаимодействие процессов смыслообразования и целеобразования. В деятельности человека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условия ршения задачт. Промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Отсюда замысел исследования: варьируя мотивацию, проследимть структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач. Методика: ситуации 2 типов: · Ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспериментатора · Ситуация «исследования умственной одаренности» (условия для формирования мотивации престижного плана) В соответствии с этим 2 серии экспериментов. Для изучения процессов порождения промежуточных целей – методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербальной активности испытуемых.
Испытуемых. Задача: «Четыре квадрата», двухфазная задача. Т.о. методика создает возможность изучения порождения промежуточных целей, а включение решения в различные мотивационные ситуации поможет выяснить, какие структурные изменения происходят в мыслительной деятельности под влиянием различной мотивации. Фиксируемые показатели: Ø Вербально сформулированные промежуточные цели Ø Словесные оценки испытуемыми этих целей при сопосотавлении с общей целью Ø Время и количество фиксаций Ø Время работы глаза с элементами, вошедшими в состав промежуточных целей… Результаты и их обсуждение: В деятельности испытуемых имеют место промежуточные цели, которые формируются в процессе решения задачи. Промежуточные цели возникают на разных этапах решения и играют по отношению к общей цели подчиненную роль. Процесс выдвижения промежуточных целей регулируется общей целью, но на определенном этапе решения промежуточная цель имеет самостоятельное значение. Одно из наиболее существенных различий при решении задач в ситуациях с более или менее значимой мотивацией – это тенденция к большему отражению в речевом плане процесса решения задачи и к формулированию промежуточных целей. В основе взаимодействия вербализованных и невербализованных компонентов в процессе формирования промежуточных целей лежит постоянная смена их функций. Некоторые результаты действий превращаются в регулирующие факторы последующих действий. В зависимости от включения решения задачи в ситуации с разной мотивацией изменяется и соотношение двух уровней деятельности – при формулировании промежуточных целей в ситуации с более значимой мотивацией требуется больший объем подготовительной невербализованной работы или же необходим анализ преобразований наличной ситуации на двух уровнях. Работа с элементами, входящими в состав промежуточных целей, начинается задолго до того момента, когда она высказывается в словесной форме. Введение решения задач в ситуации с различной мотивацией оказывает своеобразное влияние на промежуточные цели и процесс их образования. Выводы: проведенное исследование подтвердило гипотезу о существовании структурирующей функции мотива. Структурирующее влияние проявляется:
· В продуктивности процесса образования промежуточных целей · В стратегии невербализованного поиска · В степени выраженности процесса решения задач в вербальном плане · В степени критичности по отношению к промежуточным результатам деятельности на основе соотнесения преобразований с общей целью · В характере процесса порождения промежуточных целей Т.о. от мотива зависят степень развернутости вербализованной и невербализованной активности испытуемых, соотношение этих уровней, степень выраженности и особенности порождения таких новообразований, какими являются промежуточные цели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|