Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи
Понятие креативности включает в себя прошлые, сопутствующие и/или последующие характеристики процесса, в результате которого человек (или группа людей) создает что-либо, не существовавшее прежде. 4 направления исследования: 1. креативность как продукт 2. креативность как процесс 3. креативность как способность 4. креативность как черта личности в целом 1 направление. Творчество изучается по его продуктам. Выделяются 3 основные характеристики творческого продукта: 1. количество, 2. качество 3. значимость. Сторонниками этого подхода являются Мак Ферсон (1963), Тейлор (1964) и др. Но большинство исследователей понимают, что продукт не может считаться единственным критерием творчества, тем более, что его оценка достаточно субъективна. 2 направление. При изучении креативности как процесса выделяют различные стадии, уровни, этапы творческого мышления. Первый представитель этого подхода – Уоллес (1926). Но его исследование носило описательный характер. Изучение уровней креативного процесса тесно связано с психоаналитическим направлением. Фрейд описывал творческий акт как результат сублимации либидозной энергии. В более поздних работах использовались прожективные методики (тест Роршаха и ТАТ), но данные, полученные в этих исследованиях не являются достаточно надежными и валидными. Наиболее распространенным в исследованиях креативности как типа мышления является тест отдаленных ассоциаций (RAT), предложенный Медником (1962). Это вербальный тест, созданный на основе развиваемой автором ассоциативной теории творческого процесса. Здесь творческий процесс рассматривается как переформирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Чем более удалены друг от друга элементы новой комбинации, тем более творческим является процесс решения. Тест состоит из 30 словесных триад, где каждый элемент взят из взаимно удаленных ассоциативных областей. Испытуемый должен установить ассоциативную связь между ними, т.е.найти четвертой слово, которое объединит независимые прежде элементы в единую систему. Надежность данного метода – довольно высокая.
3 направление. Одна из первых работ, в которой креативность была рассмотрена как способность, - это работа Симпсона (1922). Он определил креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. В последнее время данного направления придерживаются Гилфорд и Торранс. Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных факторов (способностей), которые располагаются внутри его общей модели интеллекта. Гилфорд выделяет 4 основных фактора креативности: 1. Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы. Тесты: предложить как можно больше названий к заданному тексту, перечислить все возможные последствия заданной ситуации и др. 2. Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование. Тесты: даются 2 объекта, которые нужно соединить так, чтобы получился полезный третий. 3. Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности. Тест: головоломки со спичками, где нужно переместить несколько спичек из заданной конфигурации так, чтобы получилась другая фигура. 4. Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации. Тесты: предложить все возможные способы применения обычных вещей (например, кирпича), перечислить как можно больше вещей, принадлежащих к определенному классу.
Тесты Гилфорда коротки, могут применяться в больших группах, являются высокоспецифичными для измеряемых видов способностей. Но их надежность достаточно высока. Торранс начал исследование креативности с некоторых тестов Гилфорда, а лишь позже разработал свою собственную теорию. Креативностью Торранс называет способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии. Творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиска решений, возникновение и формулирование гипотез относительно отсутствующих элементов, проверку и перепроверку этих гипотез, возможность их модификации и сообщение результатов. Тесты Торранса делятся на 2 типа: вербальные и образные. Креативность оценивается по показателям беглости, гибкости, оригинальности и совершенству; вводится также и обобщенная шкала творческих способностей. Вербальные тесты: «Спроси и догадайся» (предъявляется рисунок призрачной «эльфоподобной» фигурки, нужно задать по этой картинке как можно больше вопросов, придумать как можно больше причин этого события, перечислить все возможные последствия), «Совершенствование продуктов» (предъявляется рисунок надувного игрушечного слона, нужно предложить возможные изменения этой игрушки, чтобы детям было интереснее с ней играть) и др. Образные тесты: «Создание картин» (нужно вырезать овальный кусок ярко раскрашенной бумаги, нужно прикрепить его к листу, добавить другие элементы, чтобы получилась картина), «Дополнение рисунков» (нужно завершить неполные рисунки, чтобы получились некоторые оригинальные объекты). Исследования по валидности Тестов Торранса не являются исчерпывающими, но показывают, что на статистическом уровне значимости эти тесты позволяют выявить характерные особенности творческого мышления. Трудности связаны с отсутствием единого объективного критерия креативности, по которому можно бы было проверять валидность тестов. 4 направление. Это направление в изучении креативности ориентируется на исследование личности. Гольдштейн (1939), Роджерс (1959) и Маслоу (1959) связывали творческий процесс с «самоактуализацией». Экзистенциалист Мей (1959) указывал, что акт творчества может совершаться только в том случае, когда человек полностью поглощен соответствующим видом деятельности.
В рамках этого подхода эмпирические исследования проводятся Институтом по диагностике и изучению личности при Калифорнийском университете. Тест Барона: стимул – набор черно-белых чернильных рисунков, испытуемый должен указать, какие из них ему больше нравятся. Барон показал, что предпочтение сложных стимулов положительно коррелирует с рядом черт, характерных для творческой личности: беглостью речи, импульсивностью, независимостью суждений, оригинальностью и широтой интересов. Особое место занимают исследования мотивационных характеристик творчества (Кэттел, Мадди и др.). Они подчеркивают необходимость исследования индивидуальных различий мотивации испытуемых при выполнении тестов на креативность.
Одна из наиболее важных проблем при исследовании креативности – это действительно ли тесты на креативность и тест на IQ имеют дело с различными сферами познавательных процессов? Анализируя тесты Гилфорда, Торранса и др., можно ответить на этот вопрос отрицательно. Эти тесты на креативность не выделяют ничего большего, чем тесты на IQ. В связи с этим исследователи этого вопроса протестуют против использования единственного критерия для правильного ответа, жестких лимитов времени и атмосферы соревнования при исследований творческих способностей.
1.Баррон: предпочтение сложных фигур.
2.Гольдштейн тесты: Спроси и догадайся (вопросы к картине, предположение причин, предположение последствий). «Совершенствование продуктов»: усовершенствовать какой-нибудь предмет. «Необычное употребление» 3.Дункер: эксперименты с опухолью и облучением. 4.Кнайт: 2 группы: одним сложная задача, другим простая, первые – установка, решали простые задачи более сложным методом. Чем больше усилий мы вкладываем в открытие нового принципа решения задачи, тем с большей вероятностью мы будем придерживаться ее в дальнейшем. 5Майер: 2 группы студентов. Когда испытуемые осторожно инструктируются остерегаться привычных способов решения, быть внимательными к новым точкам зрения, наблюдается значительное улучшение способностей к умозаключению, проявляемое в увеличении числа правильных решений. Разные «уровни» подсказок. Пономарев: эксперименты с применением метода подсказки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|