Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоциональная активация в структуре решения задачи




Экспериментальное исследование Мясищева:

Задача: выявить отношения между мышлением и эмоциями, прежде всего в фазе зарождения замысла решения.

Решение шахматных задач, творческое мышление.

Решение делится на 2 фазы: нахождение идеи решения, доказательство ее правильности.

Основной индикатор состояний эмоциональной активации – КГР (запись сопротивления кожи испытуемого (ладонь)). Изменение КГР посторонними факторами тщательно фиксировались.

Инструкция: решить задачу, рассуждая вслух. Речевое рассуждение записывалось на магнитофон, затем анализировалось.

Время решения: 30 мин.

Передвигать фигуры не разрешалось.

Затем соотносили протокол рассуждения и динамику КГР.

После эксперимента испытуемый давал развернутый письменный отчет о возникающих у него эмоциональных состояниях и о процессе поиска решения задачи.

Основные эксперименты проводились только при условии, если испытуемый перед предъявлением задачи находился в относительно спокойном состоянии.

Результаты:

Предположение о том, что резкие падения сопротивления кожи связаны с эмоциональным состоянием, экстренно возникающим у испытуемого по ходу решения задачи.

Специальные эксперименты: уточнение психологической значимости КГР.

Инструкция: в момент наступления отчетливых переживаний эмоционального возбуждения подавать условный сигнал (нажимать на кнопку), который регистрировался на ленте прибора.

Результаты: имеется строгое совпадение резких изменений в КГР с моментом подачи указанного сигнала испытуемым.

Эти данные подтверждали, что падение сопротивления кожи является показателем эмоциональной активации.

В словесном отчете испытуемые сообщали, что эмоциональные состояния появляются в тот момент, когда наступает первая фаза решения задачи.

Момент возникновения состояний эмоциональной активации приурочен к критическим моментам процесса решения задачи, к выявлению в ходе умственной деятельности нового принципа действий, нового направления поисков. Состояния эмоциональной активации предшествуют действиям, с которыми связывается решение задачи.

 

Состояние эмоциональной активации проявляется в 2 индикаторах: произнесение междометий и падение сопротивления кожи.

Речевая активность свидетельствует о том, что поис решения продолжается. Эмоциональная активация выступает как предвосхищение принципа решения задачи.

Различные типы шахматных задач решаются по-разному. Т.о. различный тип умственной деятельности проявляется в особенностях кривой записи сопротивления кожи.

Эти данные говорят о связи состояний эмоциональной активации, прежде всего, с творческим звеном мыслительной деятельности.

Эмоциональная активация в ходе решения задачи возникала неоднократно.

Вывод: состояния эмоциональной активации, как правило, опережают словесное формулирование принципа решения задачи.

Функция эмоциональной активации

Анализу были подвергнуты отдельные случаи решения задачи.

Параметр: изменение организации деятельности после наступления состояния эмоциональной активации.

В ходе решения задачи выделялся момент резкого падения сопротивления кожи. В отчете этот момент обозначался как момент, когда появилась идея решения.

Затем появляется уверенность в правильности предположения. Этот момент называют «эмоциональным решением задачи».

Последний этап – эмоциональная антиципация замысла, оформленного в речи.

Т.о. эмоциональная реакция дважды опережает «выдачу» решения на речевом уровне.

Анализ показал, что эмоциональные состояния выполняют в мышлении различного рода регулирующие, эвристические функции.

Эвристическая функция эмоций состоит в выделении некоторой зоны, которая определяет дальнейшее развертывание поиска в глубину и в случае, если он приводит к неблагоприятным ситуациям, возврат его к определенному пункту.

Эксперименты 1:

Цель: искусственно вызвать у испытуемого состояние эмоциональной инактивности и проследить ее влияние на продуктивность деятельности.

Инструкция: проговаривание процесса решения задачи как можно более равнодушно, монотонно.

Результаты: при гашении эмоций задачи не были решены и оценивались как трудные.

Эксперименты 2:

Инструкция: «обязательно решить эту задачу, если вы начнете волноваться – мы немедленно прервем эксперимент».

Результаты: ни одного случая правильного решения задач до появления эмоциональной активации.

Выводы: эмоциональная активация – необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности.

Контрольные эксперименты показали, что механизм эмоциональной активации необходим для выполнения именно творческой, а не любой умственной работы.

Эмоциональная активация определяет субъективную ценность того или иного направления поиска.

Эксперименты Виноградова:

Цель: роль эмоции в формировании общего замысла решения, проследить процесс развития эмоциональных оценок, установить роль эмоциональных процессов.

Шахматные этюды.

Требование: выигрыш.

Результаты:

При переосмысливании исходной ситуации и перехода к формированию второго общего замысла возникает яркая положительная эмоциональная активация. Отрицательные эмоции необязательно выступают в качестве помех для интеллектуальной деятельности.

Эмоциональные оценки могут оказаться более «верными», чем оценки вербальные, т.к. происходит формирование субъективной шкалы ценностей, которая полностью совпадает с объективной. Для нахождения объективно верного решения задачи одним из необходимых условий является совпадение субъективной и объективной шкал ценностных характеристик.

Каждая эмоциональная оценка значения определенного действия подготавливается ей предшествующее.

Эмоциональная память

Эксперименты Виноградова:

Методика наводящего задания.

При предварительном эмоциональном закреплении наводящей задачи наводящий эффект будет иметь место и при последующем решении основной задачи.

Здесь имеет место проявление аффективной оперативной памяти.

Специальная серия экспериментов:

При решении основной задачи специально вызывалась отрицательная эмоциональная реакция. Последовательность предъявления задачи не менялся.

Результаты: после нахождения испытуемым решения вспомогательной задачи, при повторном предъявлении основной задачи ее решение не достигается. Отрицательная эмоциональная реакция подавляет эмоциональную активацию. Блокируется возможность возникновения эмоционально закрепленного опыта.

Эмоциональный опыт – один из механизмов наведения на решение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...