Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация мыслительной деятельности




Мотивация – это главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности.

Одно из основных условий, обеспечивающих процесс развертывания задач – это акт принятия задач. Пока задача не принята, она решаться не будет. Значит, мы должны остановиться на вопросе о мотивации мыслительной деятельности по решению задачи.

Акт принятия задачи – это связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализированной в данной ситуации мотивационной структурой.

Мотив – это то, что соответствует конкретной потребности, то в чем она конкретизируется.

Выделяют 2 группы мотивов:

1. Внешние мотивы мыслительной деятельности: задача ставится ради достижения каких-то результатов, не связанных с познанием объекта, каких-то замаскированных, неявных свойств ситуации.

2. Внутренние мотивы мыслительной деятельности: включает в себя комплекс чисто познавательных аспектов.

Мотивация – необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению задач, но она может быть разной. На одном полюсе находится внешняя, на другом – внутренняя мотивация.

Задача на мышление всегда предполагает какое-то затруднение. В результате актуализируется новая потребность, которой не было в самом начале. Человек начинает решать задачу только на основе внешних мотиваций. Но по ходу решения актуализируются новые потребности и мотивы. Они добавляются к исходным мотивам.

Деятельность по решению задачи всегда полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерархических отношениях, поэтому акт принятия задачи – это связывание ее с целой группой мотивов. Даже если аналитически мы выделяем один мотив, лежащий в основе решения задачи, то все равно по мере ее решения эта исходная мотивация «обрастает» дополнительными мотивами и деятельность становится полимотивированной.

Но даже в структуре полимотивированной деятельности значимость разных мотивов может быть различной. Деятельность может быть мотивированна в основном извне, и наоборот, изнутри.

Момент актуализации новой познавательной потребности по ходу решения задачи связывается в психологии с возникновением проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это ситуация, которая характеризуется тем, что ранее применявшиеся методы не ведут к достижению необходимого результата.

Теория проблемных ситуаций была разработана Матюшкиным.

Психологическая структура проблемной ситуации включает:

· Познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности

· Неизвестное досягаемое знание или способ действия

· Интеллектуальные возможности человека, включающие творческие способности и прошлый опыт, которые определяют диапазон возникновения познавательной потребности

Матюшкин также предложил трехмерную модель основных планов проблемных ситуаций, основываясь на таких параметрах, как «степень трудности», «этапы становления действия», «структурные компоненты действия».

Мотивы – это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продуктивность.

Эксперименты Телегиной и Богдановой

Решение одних и тех же задач.

3 ситуации эксперимента:

ü Выполнение нейтральной инструкции (решите предложенную вам задачу)

ü Решение в ситуации соревнования

ü Решение в ситуации «исследования умственных способностей»

Результаты:

Наблюдается закономерное повышение продуктивности решения задач как результат включения их в деятельность, регулируемую высокозначимыми для человека мотивами.

Эксперимент Корниловой

Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них проявляются особенности мотивации мышления.

Задача из книги Де Боно «Нешаблонной мышление» о купце, его дочери и ростовщике (камешки с дорожки).

Чтобы отношения испытуемых к ситуации были разные, варьировались

ü Форма предъявления задачи (текст, схема, рисунок)

ü Инструкция

ü Формулировка вопроса

Отношение к задаче фиксировалось до и после решения задачи.

Результаты:

Оценка задачи как интересной положительно влияет на ее последующее решение и наоборот.

Также положительно коррелируют с решением задачи оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отношение к задаче, активность этого отношения.

Отношение к задаче формируется од влиянием:

ü Формы предъявления задачи испытуемому

ü Характер инструкций

ü Характер вопросов

В ходе решения задачи познавательные мотивы не просто взаимодействуют с внешними мотивами, но имеют свою собственную логику развития в ходе решения задачи. Обнаружение несоответствия используемых способов действия условиям задачи, разрыв между условиями и требованиями задачи, противоречие между исходным и искомым, отношения между предыдущими и последующими целями при их последовательном достижении – все это внутренний источник развития мотивации в ходе решения задачи.

Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы.

Решение задачи – это всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.

 

Мотивы и целеобразование

Наличие мотива является условием достижения цели.

Личностный смысл – это форма презентации субъекту как самой цели, так и хода ее достижения.

Исследование Т.Г.Богдановой.

Гипотеза: существование структурирующей функции мотива.

Материал: мыслительная деятельность, рассматриваемая как единство и взаимодействие процессов смыслообразования и целеобразования.

В деятельности человека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условия ршения задачт. Промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Отсюда замысел исследования: варьируя мотивацию, проследимть структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.

Методика: ситуации 2 типов:

· Ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспериментатора

· Ситуация «исследования умственной одаренности» (условия для формирования мотивации престижного плана)

В соответствии с этим 2 серии экспериментов.

Для изучения процессов порождения промежуточных целей – методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербальной активности испытуемых.

Испытуемых.

Задача: «Четыре квадрата», двухфазная задача.

Т.о. методика создает возможность изучения порождения промежуточных целей, а включение решения в различные мотивационные ситуации поможет выяснить, какие структурные изменения происходят в мыслительной деятельности под влиянием различной мотивации.

Фиксируемые показатели:

Вербально сформулированные промежуточные цели

Словесные оценки испытуемыми этих целей при сопосотавлении с общей целью

Время и количество фиксаций

Время работы глаза с элементами, вошедшими в состав промежуточных целей…

Результаты и их обсуждение:

В деятельности испытуемых имеют место промежуточные цели, которые формируются в процессе решения задачи. Промежуточные цели возникают на разных этапах решения и играют по отношению к общей цели подчиненную роль. Процесс выдвижения промежуточных целей регулируется общей целью, но на определенном этапе решения промежуточная цель имеет самостоятельное значение.

Одно из наиболее существенных различий при решении задач в ситуациях с более или менее значимой мотивацией – это тенденция к большему отражению в речевом плане процесса решения задачи и к формулированию промежуточных целей.

В основе взаимодействия вербализованных и невербализованных компонентов в процессе формирования промежуточных целей лежит постоянная смена их функций. Некоторые результаты действий превращаются в регулирующие факторы последующих действий. В зависимости от включения решения задачи в ситуации с разной мотивацией изменяется и соотношение двух уровней деятельности – при формулировании промежуточных целей в ситуации с более значимой мотивацией требуется больший объем подготовительной невербализованной работы или же необходим анализ преобразований наличной ситуации на двух уровнях.

Работа с элементами, входящими в состав промежуточных целей, начинается задолго до того момента, когда она высказывается в словесной форме.

Введение решения задач в ситуации с различной мотивацией оказывает своеобразное влияние на промежуточные цели и процесс их образования.

Выводы: проведенное исследование подтвердило гипотезу о существовании структурирующей функции мотива. Структурирующее влияние проявляется:

· В продуктивности процесса образования промежуточных целей

· В стратегии невербализованного поиска

· В степени выраженности процесса решения задач в вербальном плане

· В степени критичности по отношению к промежуточным результатам деятельности на основе соотнесения преобразований с общей целью

· В характере процесса порождения промежуточных целей

Т.о. от мотива зависят степень развернутости вербализованной и невербализованной активности испытуемых, соотношение этих уровней, степень выраженности и особенности порождения таких новообразований, какими являются промежуточные цели.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...