Передача и совместная работа.
Пас – это структурный элемент, делающий возможным коллективное построение игры. Попытаемся с самого начала понять, что сущность паса, как многие считают, не заключается в точности выполнения, а в соответствующей обработке информации. Техническое исполнение – это лишь видимая часть, которая нам нужна для того, чтобы создать зрительный образ. Если смотреть на игру объективно, то можно понять, что передача не является целью самой по себе, а всегда зависит от ситуации. Это высказывание, на первый взгляд, может показаться крайностью. Предположим, что оно настолько правдиво, что не требует перепроверки. Многие из тех, кто интересуется футболом, обращают свое внимание лишь на результаты, а не на само действие, которое эти результаты определяет. Вследствие чего футбольный матч приравнивается в определенной степени к шашкам, в которых игроки (игровые фигуры) расставлены по полю. Часто мы забываем о том, что командные игры делаются совместной работой. Футболисты, которые, должно быть, от этого далеки, являются лишь «пассивными исполнителями приказов», т.е. индивидуумами, которые только должны попытаться стать независимыми и, одновременно с этим, подчинить себя определенной общности.
1.1 – Занятие положения помощи. ² ² Положение помощи определяется как занятие позиции по отношению к партнеру с мячом. Перейдем сразу же к сути вопроса. Рассмотрим членов команды в следующих функциях: игроков с мячом и игроков, занимающих положения для помощи игрокам с мячом. Необходимо понять, что в «футбольном диалоге» действия игрока с мячом, после которых следуют передвижения партнеров, только тогда будут успешными, когда будет взаимопонимание между партнерами по команде.
В игровых планах группы, т.е. в стратегии действий, занятие положения помощи должно происходить раньше, чем игрок с мячом проведет передачу. Хотя в игре может произойти и обратное: сначала игрок произведет удар по мячу, и лишь затем партнер по команде выдвинется в направлении мяча; а одновременные действия игроков могут получиться лишь в следующих обстоятельствах: 1. Занятие «позиции поддержки» (положения помощи). 2. Проведение передачи. Для того чтобы распутать это запутанное исходное положение, которое является значимым в тактическом плане, примем во внимание возможность (с определенной точки зрения) занятия положения помощи, которое приведет нас прямо к следующим концепциям, а именно:
1.1.1. – Создание игрового пространства (как результат данных действий).
Создание свободного пространства должно пониматься как создание новых возможностей для игры, которые, благодаря занятию позиций, могут быть воплощены в определенных зонах поля. Приведем пример. Представим себе, как течет в ручье вода. Если мы захотим изменить направление течения воды, то мы должны в первую очередь прорыть канал в нужном нам направлении. Когда мы соорудим новые каналы (в футболе это будет значить: занятие новых позиций игроков без мяча), то нужно будет пройти шлюзы (игроку с мячом), чтобы направить воду по новому пути (т.е. развитие игры). Именно в этот момент, но не раньше, игроку с мячом нужно включить свою творческую фантазию, рациональное мышление и, если это будет угодно Господу, технические качества. Как мы понимаем выше сказанное: «Занятие позиции помощи имеет приоритет перед проведением передачи, т.е. происходит раньше, вследствие чего определяется точный порядок действий: первое, второе и т.д., но ни в коем случае не приблизительный». Это определение связано с одной из неправильно выдвинутых предпосылок, на которых строится игра: режиссура. Примем во внимание то, что мы, в роли тренера и/или воспитателя, преследуем цель придания нашей команде в тактико-стратегической области определенную систематизацию в игре. Итак, многие убеждены в том, что проблема решается введением в команду одного или нескольких «режиссеров», потому что они верят, что таким образом в команде появится больше мозгов.
Каждый знает, что в реальности команды постоянно занимаются куплей продажей игроков, и, следовательно, характеристики их выглядят как пышные букеты цветов. Несколько красных роз будет достаточно для того, чтобы облагородить букет менее привлекательных полевых цветов. Мы, не боясь, хотим сказать, что эти цветочники (извините за ляпсус) – менеджеры, тренеры и высшее руководство совершают грубую ошибку. Понятие «режиссер» предоставим лучше области кино и театра, откуда оно и пришло, потому что оно, применяясь в области футбольной, становится неправильным. Вернемся к примеру с ручьем и шлюзами. Мы определили, что в коллективной игре занятие позиции помощи всегда должно предшествовать проведению передачи. Если же я, напротив, открою шлюзы, не прорыв предварительно новый канал, то вода пойдет по старому руслу, или же может случиться затопление прибрежной территории, т.е. мы столкнемся с ситуацией, когда не знаешь, куда вода потечет дальше, то же самое и с игрой. Давайте же оценим этот аспект с расширенной точки зрения, представив, что у режиссера в голове должен быть план действий, и что он определит развитие игры благодаря своему духовному просвещению. Традиционные идеи тоже предусмотрены, когда режиссер часто владеет мячом, руководит действиями и занятием позиций партнеров, и затем делает передачи. Попытаемся сравнить имеющиеся данные:
Мы сравниваем с целью выяснения правильности первого или второго положения. На основе наших наблюдений выяснилось, что первое положение является верным, а второе неверным. Кто-нибудь, придерживающийся концепции с режиссером, может считать и иначе, а именно: 1 – неверно, 2 – верно. Это верно лишь в том случае, если игрок-режиссер делает передачу в зону, где нет игроков противника, и он уверен, что первым к мячу подоспеет игрок своей команды. Ладно, это лишь визуальная иллюзия для тех, кто ограничен только видением действий и не занимается глубокой проработкой данных.
Если мы рассмотрим причинный вопрос, то поймем, что режиссер улавливает действия партнера по команде (занятие позиции помощи) только в их конечной фазе. Обобщим теперь последовательность общей обработки данных, касающихся создания игрового пространства (рис. 38). 1. Игрок А, являющийся партнером игрока с мячом В, выдвигается на позицию А1. Это олицетворяет первичное влияние игры, в общем: занятие основополагающей позиции помощи. 2. Игрок с мячом В, может, после того как он видит, что партнер занял необходимую позицию помощи, делать передачу игроку А. Выбранный вариант передачи (из имеющихся вариантов Х, W, Y) станет своеобразной точкой отсчета в построении комбинации, интегрирующей творчество и футбольную интеллигенцию обоих игроков. 3. Вследствие чего предположим, что было задумано сделать передачу по варианту W, для чего нужно было занять позицию А2. Тогда открылись бы следующие возможности развития игры игроком А2. Итак, мы имеем: а) Занятие основополагающей позиции помощи. в) Проведение передачи. с) Антиципация в направлении мяча. Если игрок А (рис. 38) останавливается в позиции, в которой он находится в данный момент, потому что мы придерживаемся мнения, что режиссер В хочет сделать первый вариант, то тогда игра не будет развиваться коллективно, потому что невозможно будет создать свободное пространство. Игра станет, как следствие теоретической бессмыслицы, зависимой от случайных действий и индивидуальной техники. В такой неразберихе не получится реализовать спланированную организацию проекта, даже если привлечь лучших игроков команды. Рис. 38.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|