Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности
Некоторым воспитателям и учителям может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, следует как можно больше внимания уделять занятиям, которые проводятся методами и приемами школьного типа, и не тратить времени на «несерьезные» дела: игру, конструирование, лепку, прогулки... Да, возможности шестилеток в усвоении определенных знаний и умений относительно велики. Но нельзя не учитывать того, каких психических и физических сил это требует от них, своеобразия мотивов их поведения. Эффективность педагогических воздействий в работе со старшими дошкольниками будет тем выше, чем более мы будем учитывать возрастные особенности этого переходного периода. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым в дальнейшем ошибкам. Подготовка детей к школе наиболее успешно осуществляется не «школьными», а «дошкольными» методами. Особо важное место в формировании новообразований, психических процессов и свойств личности, подготавливающих переход ребенка к следующему возрастному этапу — младшему школьному, занимает игровая деятельность. Игра, будучи максимально свободной деятельностью, развивает мышление детей, восприятие, движения. В игре активно формируются, как уже отмечалось, предпосылки мотивационной готовности ребенка к школе. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего органического места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым (Д. Б. Эльконин). Важную роль в подготовке детей к школе имеет и учебная деятельность (особенно для овладения грамотой и математическими знаниями). Однако обучение старших дошкольников достигает наибольшей эффективности тогда, когда занятия не превращаются в урок школьного типа, а строятся с учетом природы самого ребенка, специфики целей и методов дошкольного воспитания.
Обучение шестилеток проходит более эффективно, если, например, при усвоении основ математики им предоставляется возможность самостоятельно устанавливать отношения между величинами используемых игрушек, картинками и другими реальными предметами. Старшим дошкольникам легче освоить общепринятую метрическую систему мер, если предварительно, в процессе самостоятельной деятельности, они овладевают умениями пользоваться условными мерками. Положительные результаты, как показывают исследования, дает использование в обучении дошкольников метода поэтапного формирования умственных действий, предложенного советским психологом П. Я. Гальпериным. Такое обучение не только успешно формирует специальные умения старшего дошкольника, но и ведет к повышению его общего интеллектуального уровня. Велика роль учебной деятельности и в формировании знаний о предметах и явлениях окружающей природы, общественной жизни, в развитии речи дошкольника. Именно в учебной деятельности приобретаются зачатки специальных учебных навыков. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется относительно устойчивая любознательность, особая чувствительность к оценке результатов, стремление к признанию его достижений, появляется даже «вкус» к трудным учебным задачам, решаемым в уме. Он становится более требовательным к себе, научается более самостоятельно, сознательно регулировать свое поведение (например, на занятиях уже сам следит за позой, соблюдает правило работы в коллективе и т. п.). Продуктивные виды деятельности, такие как рисование, конструирование, лепка и другие, активно способствуют эстетическому, нравственному развитию будущего школьника, будят детскую фантазию, мысль. Однако сила влияния этих видов деятельности на психику ребенка и здесь во многом зависит от руководства, организации воспитателем этих видов деятельности.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к овладению письмом. В наибольшей степени этому способствует создание детьми изображений не по частям, а из целого куска (глины, пластилина), одной линией контура (в рисовании, аппликации). Ребенок успешнее овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствуют, например, рисование растений, декоративное рисование по мотивам русских, украинских вышивок, росписей и т. п. «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда»,— верно подметил народ. Трудолюбие необходимо не только в отдаленном будущем, но и для того, чтобы правильно выполнить учебное задание учителя. Лишь активно включая детей в посильный для них бытовой труд, различные виды дежурств, самообслуживание, деятельность на природе, можно сформировать у них любовь к труду, ответственность, самостоятельность, любознательность, помогающие ребятам безболезненно перейти к новой важной ступени их жизни — стать школьником. Особое место в психологическом развитии старшего дошкольника занимает общение его со взрослыми, которое имеет большое значение в формировании важных перемен, подготавливающих смену ведущих деятельностей (игры на учение). В конце дошкольного детства преобладает особая форма общения — внеситуативно-личностная (М. И. Лисина). Ребенок, достигший этой формы общения, усваивает особую позицию в отношении взрослого — позицию ученика, которая создает особо благоприятные условия для обучения в школе, где ему придется воспринимать много новой информации, принимая ее без возражения, как бы необычна она ни была. Именно в ходе личностного общения дети впервые приобретают такие интеллектуальные умения, как способность принимать и перерабатывать внеситуативную информацию, самим ее отбирать и обрабатывать для обсуждения с другими людьми. Все это — ценные предпосылки для обучения в школе.
Итак, подготовка детей к школе должна быть всесторонней. Необходимо сформировать систему определенных качеств, которые составляют психологическую готовность к школе. Выработка таких качеств — одна из важнейших задач воспитателей дошкольных учреждений.
Литература
Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. М., 1986. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. психологии. 1979. № 2. Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению//Дошкольное воспитание. 1985. № 9. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М., 1987. Выготский Л. С. Кризис семи лет/Собр. соч.: В 6 т. Детская психология. М., 1984. Т. 4. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988. Кондратенко Т. Д., Котырло В. К., Ладывир С. А. Обучение старших дошкольников. Киев, 1986. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. М., 1987. Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., 1978. Подготовка детей к школе в семье/Под ред. Т. А. Марковой, Ф. А. Сохина. М., 1976. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Круглый стол) //Вопр. психологии. 1984. № 4-5.
Вопросы для повторения
1. Какие противоречия психического развития наиболее характерны для детей, находящихся на границе дошкольного и младшего школьного возраста? Как они разрешаются? 2. Назовите основные компоненты психологической готовности ребенка к школе. 3. В чем проявляется готовность ребенка к школе в области интеллектуальной сферы? Укажите основные пути ее формирования. 4. Охарактеризуйте волевую, мотивационную готовность ребенка к школе. 5. Какова роль общения взрослых с ребенком в подготовке его к школе?
Практические задания
1. Пронаблюдайте за первоклассниками, бывшими воспитанниками детского сада, на уроке, переменах, в группе продленного дня. Дайте анализ положительных качеств и недостатков в подготовке их к школе. 2. Сравните поведение в аналогичных ситуациях первоклассников, бывших воспитанников детского сада, с их ровесниками, пришедшими в школу из дома. Есть ли разница? В чем она заключается, чем вы ее можете объяснить? 3. Разработайте тематику консультаций для родителей старших дошкольников, которые психологически еще не готовы к школе. Подберите научно-популярную литературу для них по этой проблеме. Учтите, что затруднения могут возникнуть не только при формировании интеллектуальной, но и мотивационной, волевой сферы дошкольника; различна и готовность родителей к совместной с вами работе по подготовке детей к школе. 4. Проведите беседу о школе с детьми шестилетнего возраста, используя вопросы, предложенные в главе и данного пособия. Проанализируйте детские ответы.
Примерные темы рефератов
1. Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах советских психологов. 2. Психолого-педагогические основы обеспечения преемственности между детским садом и школой. 3. Методы и методики изучения психологической готовности ребенка к школе. 4. Социально-психологическая готовность ребенка к школе и ее формирование в условиях общественного и семейного воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|