Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности




Некоторым воспитателям и учителям может показать­ся, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, следует как можно больше внимания уделять занятиям, которые проводятся методами и приемами школьного ти­па, и не тратить времени на «несерьезные» дела: игру, конструирование, лепку, прогулки... Да, возможности ше­стилеток в усвоении определенных знаний и умений отно­сительно велики. Но нельзя не учитывать того, каких психических и физических сил это требует от них, своеоб­разия мотивов их поведения. Эффективность педагогических воздействий в работе со старшими дошкольниками будет тем выше, чем более мы будем учитывать возрастные особенности этого переходного периода. Дошкольный воз­раст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправи­мым в дальнейшем ошибкам.

Подготовка детей к школе наиболее успешно осущест­вляется не «школьными», а «дошкольными» методами. Особо важное место в формировании новообразований, психических процессов и свойств личности, подготавли­вающих переход ребенка к следующему возрастному эта­пу — младшему школьному, занимает игровая деятель­ность. Игра, будучи максимально свободной деятельно­стью, развивает мышление детей, восприятие, движения. В игре активно формируются, как уже отмечалось, пред­посылки мотивационной готовности ребенка к школе. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориен­тация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего органического места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым (Д. Б. Эльконин).

Важную роль в подготовке детей к школе имеет и учеб­ная деятельность (особенно для овладения грамотой и ма­тематическими знаниями). Однако обучение старших до­школьников достигает наибольшей эффективности тогда, когда занятия не превращаются в урок школьного типа, а строятся с учетом природы самого ребенка, специфики целей и методов дошкольного воспитания.

Обучение шестилеток проходит более эффективно, ес­ли, например, при усвоении основ математики им предо­ставляется возможность самостоятельно устанавливать отношения между величинами используемых игрушек, кар­тинками и другими реальными предметами. Старшим до­школьникам легче освоить общепринятую метрическую систему мер, если предварительно, в процессе самостоя­тельной деятельности, они овладевают умениями пользо­ваться условными мерками.

Положительные результаты, как показывают иссле­дования, дает использование в обучении дошкольников метода поэтапного формирования умственных действий, предложенного советским психологом П. Я. Гальпериным. Такое обучение не только успешно формирует специаль­ные умения старшего дошкольника, но и ведет к повыше­нию его общего интеллектуального уровня.

Велика роль учебной деятельности и в формировании знаний о предметах и явлениях окружающей природы, общественной жизни, в развитии речи дошкольника. Имен­но в учебной деятельности приобретаются зачатки спе­циальных учебных навыков. К концу дошкольного воз­раста у ребенка формируется относительно устойчивая любознательность, особая чувствительность к оценке резуль­татов, стремление к признанию его достижений, появля­ется даже «вкус» к трудным учебным задачам, решаемым в уме. Он становится более требовательным к себе, науча­ется более самостоятельно, сознательно регулировать свое поведение (например, на занятиях уже сам следит за по­зой, соблюдает правило работы в коллективе и т. п.).

Продуктивные виды деятельности, такие как рисова­ние, конструирование, лепка и другие, активно способ­ствуют эстетическому, нравственному развитию будущего школьника, будят детскую фантазию, мысль. Однако сила влияния этих видов деятельности на психику ребенка и здесь во многом зависит от руководства, организации вос­питателем этих видов деятельности.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, не­обходимые для подготовки ребенка к овладению письмом. В наибольшей степени этому способствует создание детьми изображений не по частям, а из целого куска (глины, пла­стилина), одной линией контура (в рисовании, апплика­ции). Ребенок успешнее овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные дви­жения. Формированию такого рода движений способст­вуют, например, рисование растений, декоративное ри­сование по мотивам русских, украинских вышивок, рос­писей и т. п.

«Без труда не вытянешь и рыбки из пруда»,— верно подметил народ. Трудолюбие необходимо не только в отда­ленном будущем, но и для того, чтобы правильно выполнить учебное задание учителя. Лишь активно включая детей в посильный для них бытовой труд, различные виды дежурств, самообслуживание, деятельность на природе, можно сформировать у них любовь к труду, ответствен­ность, самостоятельность, любознательность, помогающие ребятам безболезненно перейти к новой важной ступени их жизни — стать школьником.

Особое место в психологическом развитии старшего дошкольника занимает общение его со взрослыми, которое имеет большое значение в формировании важных перемен, подготавливающих смену ведущих деятельностей (игры на учение).

В конце дошкольного детства преобладает особая форма общения — внеситуативно-личностная (М. И. Ли­сина). Ребенок, достигший этой формы общения, усваи­вает особую позицию в отношении взрослого — позицию ученика, которая создает особо благоприятные условия для обучения в школе, где ему придется воспринимать много новой информации, принимая ее без возражения, как бы необычна она ни была. Именно в ходе личностно­го общения дети впервые приобретают такие интеллекту­альные умения, как способность принимать и перераба­тывать внеситуативную информацию, самим ее отбирать и обрабатывать для обсуждения с другими людьми. Все это — ценные предпосылки для обучения в школе.

Итак, подготовка детей к школе должна быть всесто­ронней. Необходимо сформировать систему определенных качеств, которые составляют психологическую готовность к школе. Выработка таких качеств — одна из важней­ших задач воспитателей дошкольных учреждений.

 

Литература

 

Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. М., 1986.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. психологии. 1979. № 2.

Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к система­тическому обучению//Дошкольное воспитание. 1985. № 9.

Воспитание и обучение детей шестого года жизни/Под ред. Л. А. Па­рамоновой, О. С. Ушаковой. М., 1987.

Выготский Л. С. Кризис семи лет/Собр. соч.: В 6 т. Детская психология. М., 1984. Т. 4.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

Кондратенко Т. Д., Котырло В. К., Ладывир С. А. Обучение старших дошкольников. Киев, 1986.

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологи­ческая готовность к школе. М., 1987.

Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., 1978.

Подготовка детей к школе в семье/Под ред. Т. А. Марковой, Ф. А. Сохина. М., 1976.

Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Круглый стол) //Вопр. психологии. 1984. № 4-5.

 

Вопросы для повторения

 

1. Какие противоречия психического развития наиболее характер­ны для детей, находящихся на границе дошкольного и младшего школь­ного возраста? Как они разрешаются?

2. Назовите основные компоненты психологической готовности ребен­ка к школе.

3. В чем проявляется готовность ребенка к школе в области ин­теллектуальной сферы? Укажите основные пути ее формирования.

4. Охарактеризуйте волевую, мотивационную готовность ребенка к школе.

5. Какова роль общения взрослых с ребенком в подготовке его к школе?

 

Практические задания

 

1. Пронаблюдайте за первоклассниками, бывшими воспитанниками детского сада, на уроке, переменах, в группе продленного дня. Дайте анализ положительных качеств и недостатков в подготовке их к школе.

2. Сравните поведение в аналогичных ситуациях первоклассников, бывших воспитанников детского сада, с их ровесниками, пришедши­ми в школу из дома. Есть ли разница? В чем она заключается, чем вы ее можете объяснить?

3. Разработайте тематику консультаций для родителей старших дошкольников, которые психологически еще не готовы к школе. Под­берите научно-популярную литературу для них по этой проблеме. Учтите, что затруднения могут возникнуть не только при формировании интел­лектуальной, но и мотивационной, волевой сферы дошкольника; различна и готовность родителей к совместной с вами работе по подготовке детей к школе.

4. Проведите беседу о школе с детьми шестилетнего возраста, используя вопросы, предложенные в главе и данного пособия. Проанали­зируйте детские ответы.

 

Примерные темы рефератов

 

1. Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах совет­ских психологов.

2. Психолого-педагогические основы обеспечения преемственности

между детским садом и школой.

3. Методы и методики изучения психологической готовности ребенка

к школе.

4. Социально-психологическая готовность ребенка к школе и ее формирование в условиях общественного и семейного воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...