Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическое общение воспитателя




 

Профессиональная деятельность воспитателя невоз­можна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия пе­дагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообраз­ных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагоги­ческое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому разви­тию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от обще­ния с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении дошкольного возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель может способствовать реализации их потенциальных воз­можностей. Общение со взрослыми подготавливает появ­ление новых, более сложных видов деятельности. Так, например, деловое общение способствует становлению предметно-орудийной — ведущей в раннем возрасте — деятельности; внеситуативно-личностное общение — учеб­ной, ведущей в младшем школьном возрасте[182].

Форма и содержание педагогического общения воспи­тателя в значительной степени определяются теми конкрет­ными задачами, которые он пытается решить в процес­се руководства деятельностью дошкольников.

Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивиду­альные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуа­циях с детьми разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, исполь­зует ласковые формы обращения, к которым малыш при­вык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог про­являет и в работе с более старшими дошкольниками. Но здесь для создания оптимального характера взаимо­отношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости — разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разны­ми детьми — учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды.

В процессе взаимодействия с детьми педагог исполь­зует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, кото­рые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответ­ствующую организацию совместной деятельности и т. д. Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указании в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управ­ляющему[183].

Наиболее эффективны в работе с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воз­действия, прежде всего воздействия посредством игры, иг­рового общения.

«...На прогулке дети средней группы катались на деревянных лошад­ках и самолетах. Особенно их привлекала лошадка, недавно выстав­ленная на участке. Катались, как и договорились с детьми, по очереди — сначала девочки, потом мальчики. Вот очередь подошла и Коли А. Но Люда С. продолжала кататься, уступать лошадку ему и не собиралась. «Это моя лошадка, я буду кататься на ней»,— в ответ на просьбу мальчика резко ответила она. Коля дернул ее за косичку, девочка заплакала и побежала жаловаться воспитательнице. Воспитательница, наблюдавшая за детьми, не стала никого из них ругать. Она подошла с ними поближе к лошадке. «Посмотрите, дети, какая лошадка стала грустная. Наверное, она обиделась на вас. Она не любит, когда дети ссорятся между собой. Ей тогда не хочется их и катать. Лошадка вас с удовольствием покатает, когда вы будете играть дружно, весело. А сейчас лошадка, наверное, уже и устала. Она хочет есть и пить. Давайте покормим ее и попоим, и она вас снова будет катать». Дети с удовольствием откликнулись на предложение воспитателя» (из мате­риалов Е. А. Панько).

Вступая в игровое общение, педагог получает возмож­ность экономным путем, без излишнего нажима, морали­зирования осуществлять руководство деятельностью де­тей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разре­шать конфликты.

Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспитателя использовать сказку, искусство как средство косвенного воздействия на ребенка. Пра­вильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности дошкольников. Выявлено, что именно лично­стно-деловое общение, удовлетворяющее одновременно потребность в сотрудничестве и в сопереживании, взаимо­понимании, в наибольшей степени способствует созданию атмосферы сотворчества.

Воспитатели руководят деятельностью детей, но формы их воздействий на дошкольников бывают разные. Чаще всего выделяют «демократическую» и «авторитарную» форму руководства. Продуктивность «демократического» и вредность «авторитарного» стиля, недопустимость по­следнего в работе с дошкольниками была доказана в целом ряде исследований (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С. Мухина, Л. Н. Башлакова и др.).

Характеризуя оптимальное педагогическое общение учителя, А. А. Леонтьев справедливо отмечает, что оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя»[184]. Такую возможность создает и оптимальное педагогическое общение воспита­теля с детьми дошкольного возраста. Интересы, склон­ности, способности, педагогическое отношение воспита­теля находят отражение в стиле его профессионального общения.

Разнообразны стили педагогической деятельности вос­питателей детского сада. В настоящее время проводит­ся их изучение. Однако уже можно говорить о бесспор­ном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитив­ными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и само­воспитание такого стиля — одно из важных средств повы­шения эффективности педагогического общения.

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психо­логический климат в педагогическом коллективе детского сада.

 

Литература

 

Крупская Н. К- Дети — наше будущее. М., 1975.

Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1978.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.

Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллек­тив. Мн., 1975.

Буре Р. С, Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. 2-е изд., М., 1985.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния. М., 1987.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Николаева А. Личность педагога в зеркале детского восприятия// Дошкольное воспитание. 1987. № 9. С. 35—37.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Что такое педагогическое общение//Дошкольное воспитание. 1985. № 6. С. 39—43.

Кондратьева С. В. Учитель — ученик. М, 1984.

Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Мн., 1986.

Семушина Л. Определение профессиональных умение/Дошколь­ное воспитание. 1980. № 11. С. 61—65.

Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.

Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967.

 

Вопросы для повторения

 

1. Какие требования предъявляются к личности советского воспита­теля?

2. Раскройте структуру деятельности воспитателя детского сада и охарактеризуйте каждый из ее компонентов.

3. Что такое педагогическое общение? Каковы условия его опти­мизации?

 

Практические задания

 

1. Пронаблюдайте за деятельностью воспитателя в процессе руко­водства им игрой дошкольников. Используя оценочные шкалы (см. шкалу № 1 в методических рекомендациях Е. А. Панько «Изуче­ние деятельности воспитателя детского дошкольного учрежде­ния». Мн., 1985), выявите уровень развития его профессиональных умений, необходимых для руководства игровой деятельностью дошколь­ников.

2. На основе контент-анализа характеристик детей и наблюдения за педагогической деятельностью воспитателя попытайтесь определить его уровень развития пониманий детей.

3. С помощью бесед, наблюдений за взаимодействием педагога с детьми, с их родителями выявите преобладающий тип отношения воспитателей к детям одной из групп детского сада, доминирующий стиль руководства каждого из педагогов. Отличаются ли они? Чем? Наметьте, в случае необходимости, пути, направленные на коррекцию стиля руководства воспитателей.

4. Оцените с помощью рейтинга свои профессиональные умения. Какие профессиональные умения у вас наиболее развиты? Уровень разви­тия каких еще недостаточно высок? Разработайте программу про­фессионального самовоспитания.

 

Примерные темы рефератов

1. Образ воспитателя в художественной литературе и киноискусстве.

2. Изучение личности и деятельности воспитателя в советской психологии.

3. Проблемы психологии взаимоотношений воспитателя и детей.

4. Педагогическая оценка и ее влияние на психическое разви­тие дошкольника.

5. Общение воспитателя с родителями и пути его оптимизации.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие................ 3

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

Глава I. Предмет и история детской психологии..... 5

§ 1. Предмет детской психологии............ 5

§ 2. Связь детской психологии с другими науками...... 6

§ 3. История детской психологии........... 8

Глава II. Методы детской психологии......... 24

§ 1. Методологические принципы изучения психологии ребенка.. 24

§ 2. Основные пути исследования в детской психологии.... 26

§ 3. Планирование и построение исследования....... 28

§ 4. Методы изучения психики ребенка......... 30

Глава III. Основные закономерности психического развития ре­бенка...................... 46

§ I. Теории психического развития.......... 49

§ 2. Влияние среды на психическое развитие ребенка..... 53

§ 3. Наследственные особенности, прирожденные свойства орга­низма как предпосылки психического развития....... 56

§ 4. Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи общественного опыта.......... 58

§ 5. Движущие силы развития и возрастная периодизация... 62

Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛА­ДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ......... 72

Глава IV. Психологические особенности ребенка первого года жизни..................... 72

§ 1. Период новорожденности............. 72

§ 2. Развитие в младенческом возрасте.......... 75

Г л а в а V. Психическое развитие ребенка в раннем детстве... 85

§ 1. Овладение ходьбой и ее значение в развитии ребенка.... 85

§ 2. Деятельность преддошкольника.......... 86

§ 3. Развитие речи................. 97

§ 4. Предпосылки развития личности в раннем возрасте.... 100

Раздел III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯ­ТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...105

Глава VI. Игра как ведущая деятельность в дошкольном воз­расте...................... 105

§ 1. Теории игровой деятельности......:.... 105

§ 2. Развитие игры................. 109

§ 3. Взаимоотношения между детьми в игре........ 113

§ 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности дошколь­ника...................... 116

§ 5. Значение игры для психического развития ребенка.... 120

Г л а в а VII. Художественная деятельность дошкольника.... 124

§ 1. Рисование дошкольника............. 125

§ 2. Музыкальная деятельность дошкольника....... 130

Глава VIII. Психологическая подготовка дошкольников к тру­ду и особенности их трудовой деятельности......... 136

§ 1. Формирование психологических предпосылок трудовой дея­тельности............... 136

§ 2. Становление собственно трудовой деятельности дошкольников 138

§ 3. Представления детей дошкольного возраста о труде взрос­лых...................... 140

§ 4. Влияние трудовой деятельности дошкольника на его пси­хическое развитие...............146

Г л а в а IX. Учебная деятельность дошкольника....... 150

§ 1. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника 150 § 2. Предпосылки формирования учебной деятельности в дошколь­ном возрасте................... 155

§ 3. Условия развития учебной деятельности........ 159

§ 4. Основные уровни развития учебной деятельности и ступе­ни готовности к обучению и учению.......... 162

Раздел IV. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА.................

Глава Х. Развитие ощущений и восприятия дошкольника...

§ 1. Психологические основы системы сенсорного воспитания..

§ 2. Развитие основных видов чувствительности........ 173

§ 3. Восприятие пространства............. 175

§ 4. Ориентировка во времени............. 177

§5. Восприятие дошкольником художественных произведений.. 180

§ 6. Восприятие человека.............. 185

Г л а в а XI. Развитие внимания у детей дошкольного возраста.. 192

§ 1. Развитие внимания у детей раннего возраста...... 192

§2. Развитие внимания у детей дошкольного возраста..... 195

§ 3. Пути и средства организации и поддержания внимания дошкольников........ 202

Глава XII. Развитие памяти в дошкольном возрасте..... 206

§ 1. Особенности памяти ребенка в раннем возрасте.... 207

§ 2. Развитие памяти в дошкольном возрасте........ 209

§ 3. Воспитание памяти............... 215

Г л а в а XIII. Развитие мышления у дошкольников...... 221

§ 1. Проблема мышления и возрастные новообразования.... 221

§ 2. Наглядно-действенное мышление.......... 224

§ 3. Наглядно-образное мышление........... 230

§ 4. Словесно-логическое мышление.......... 233

§ 5. Умственное воспитание дошкольников........ 237

Глава XIV. Становление речи у дошкольников....... 244

§ 1. Развитие словаря и грамматического строя речи... 244

§ 2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи 249

§ 3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова................253

§ 4. Развитие планирующей функции речи......... 255

§ 5. Развитие речи у дошкольников как средства коммуникации 257

§ 6. Усвоение грамоты в процессе обучения........ 259

Глава XV. Развитие воображения........... 263

§ 1. Характеристика образов воображения ребенка-дошкольника 263

§ 2. Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте 266

§ 3. Некоторые индивидуальные особенности воображения до­школьника................ 268

§ 4. Формирование воображения дошкольника....... 271

Раздел V. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА... 277

Глава XVI. Условия развития личности ребенка...... 277

§ 1. Общение как важный фактор развития личности. -.... 278

§2. Влияние семейной микросреды на развитие личности дошкольника...................... 281

§ 3. Ребенок и «детское общество»........... 285

V 4. Влияние взрослого на формирование личности ребенка... 290

Глава XVII. Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка..................... 294

§ 1. Самосознание в раннем возрасте.......... 294

§ 2. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном воз­расте...................... 296

§ 3. Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника. 299

§ 4. Развитие мотивационной сферы дошкольника...... 301

Г л а в а XVIII. Эмоции и чувства дошкольника....... 308

§ 1. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе 308

§ 2. Личностный аспект развития эмоций и чувств...... 311

§ 3. Развитие высших чувств у дошкольников........ 314

§ 4. Условия развития эмоций и чувств у дошкольников.... 317

Глава XIX. Развитие волевой сферы дошкольника..... 322

§ 1. Особенности развития произвольных движений..... 322

§ 2. Становление этапов волевого действия у детей дошкольного возраста................... 325

§ 3. Личностный аспект развития воли.......... 330

Глава XX. Развитие способностей дошкольника...... 337

§ 1. Развитие познавательных способностей ребенка..... 339

§ 2. Развитие практических способностей......... 341

§ 3. Развитие специальных способностей дошкольника.... 344

Глава XXI. Проявление темперамента и его развитие у детей дошкольного возраста........354

§ 1. Общие проявления темперамента у детей....... 354

$ 2. Развертывание темперамента в детском возрасте..... 355

§ 3. Характеристика детей разных типов темперамента.... 359

Глава XXII. Психологическая готовность ребенка к школе... 368

§ 1. Требования к детям, поступающим в школу....... 368

§ 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе...... 370

3. Социальная и социально-психологическая готовность ребен­ка к школе.................. 373

§ 4. Волевая готовность ребенка к школе......... 377

§ 5. Формирование психологической готовности к школе в раз­ных видах деятельности............... 378

Глава XXIII. Психология личности и деятельности воспита­теля детского сада............ 382

§ 1. Профессионально важные психические качества воспитателя 383

§ 2. Характеристика деятельности воспитателя детского сада.. 387

§ 3. Педагогическое общение воспитателя......... 391

Учебное издание

Коломинский Яков Львович

Панько Елизавета Александровна

Белоус Анна Николаевна и др.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Издательство «Университетское» Госкомиздата БССР. 220048. Минск, пр. Машерова, 11.

Минский ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат МППО ни. Я. Коласа

220005. Минск, Красная, 23.


[1] О реформе общеобразовательной и профессиональной школы // Сб. документов и материалов. М., 1984. С. 54

[2] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 193.

[3] Ушинский К. Д. Собр. соч. М.; Л, 1950. Т. 8. С. 23

[4] Там же. С. 55

[5] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 6.

[6] Мерцалова Н. Н. Дети в мировой живописи. М., 1968. С. 23.

[7] Руссо Ж. Ж. Пед. сочинения. М., 1981. Т. 1. С. 22

[8] Там же. С. 10

[9] Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук: XVIII Междунар. конгресс. Вечерняя лекция. М., 1966. С. 10.

[10] Тутунджян О. М. Психологическая концепция Анри Валлона. Ереван, 1966. С. 120

[11] Там же. С. 127

[12] Сеченов. И. М. Избр. философские и психологические произве­дения. М., 1947. С. 257—258.

[13] Там же. С. 20

[14] Сеченов И. М. Психологические этюды. Спб., 1873. С. 220

[15] Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 8. С. 13—14

[16] Там же. Т. 2. С 559—560

[17] О педологических извращениях в системе наркомпросов: Поста­новление ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 г. // Народное образование в СССР; Сб. документов 1917—1973 гг. М., 1974. С. 173—175.

[18] Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 47.

[19] Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. С. 145

[20] Крупская Н. К. Собр. соч. М., 1959. Т. 3. С. 431

[21] Крупская Н. К. Пед. соч. М.. 1959. Т. 6. С. 350

[22] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 30

[23] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. I. С. 32

[24] Там же. С. 34

[25] Макаренко А. С. Соч. 2-е изд. М., 1957. Т. 2. С. 396

[26] Макаренко А. С. Соч. 2-е изд. М., 1957. Т. 2. С. 39

[27] Павлов И. П. Избр. произведения. М., 1949. С. 50—51

[28] Цит. по: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966. Вып. 1—2. С. 367

[29] Эльконин Д. Б. Детская психология, М., 1960. С. 25-26

[30] Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931. С. 35

[31] Басов М. Я. Избр. психологические произведения. М., 1975. С. 131

[32] Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.. 1980. С. 8

[33] Пиаже Ж. Психология детской игры//Курьер ЮНЕСКО. Декабрь 1980. С. 30

[34] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977

[35] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 317

[36] Белинский В. Г. Избр. пед. соч. М.;.Л., 1948. С. 46

[37] Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967. С. 232—237

[38] См. подробнее: Лурия А. Р. Об историческом развитии познава­тельных процессов. М., 1974; Гурова Р. Г. Опыт изучения влияния со­циально-исторических условий на психическое развитие детей: Сравнит. исслед. 1929 и 1966 гг.//Вопр. психологии. 1969. № 4

[39] Лисина М. Влияние общения со взрослыми на психическое здо­ровье ребенка //Дошкольное воспитание. 1982. № 8. С. 43

[40] См., напр.: Якобсон П. М. Коллектив семьи и формирование личности //Сов. педагогика. 1975. № 1

[41] Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935

[42] Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологиче­ской науки. М., 1975. С. 255.

[43] Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. M. I976. С. 268

[44] Выготский Л. С. Избр. психологические исследования. М., 1956. С. 271

[45] Там же. С. 452

[46] Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития//Вопр. психологии. 1972. № 2. С. 121

[47] Костюк Г. С. Принцип развития в психологии.//Методологиче­ские и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 147—148

[48] Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека //Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 201—202

[49] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 473

[50] Подробнее см.: Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психи­ческого развития в детском возрасте//Вопр. психологии. 1971. № 4

[51] Там же. С, 18.

[52] Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у де­тей в первые семь лет жизни//Вопр. психологии. 1978. № 5. С. 75

[53] Развитие общения у дошкольников//Под ред. А. В. Запорожца, М И Лисиной. М., 1974. С. 65-112.

[54] Кольцова М. Ребенок учится говорить. М. 1973 С 53—58

[55] Там же. С. 74.

[56] Эльконин Д. Б. Детская психология; Мухина В. С. Детская психо­логия. М., 1986; и др

[57] Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды//Вопр. психологии. 1967. № 2. С. 112

[58] Землянухина Т. М. Особенности общения и познавательной актив­ности у воспитанников яслей и Домов ребенка: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1982

[59] Сорокина Т. М. Исследование феномена амбивалентного поведения у детей раннего возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1977

[60] Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. С. 84

[61] Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 8. С. 439—441

[62] Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957. С. 154.

[63] Психология и педагогика игры дошкольника/Под ред. А. В. За­порожца, А. П. Усовой. М.. 1966. С. 334

[64] Эльконин Д. Б. Детская психология. С. 148

[65] Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте//Пси­хология личности и деятельности дошкольника. М., 1965. С. 112

[66] Усова А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре// Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 45

[67] Эльконин Д. Б. Детская психология. С. 159

[68] Крупская Н. К. Пед. соч. Т. 6. С. 345

[69] См., напр.: Семушина Л. Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1979; Зворыкина Е., Новоселова С. Руководство формированием игры//Дошкольное воспитание, 1981. № 4; Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Мн., 1986; и др

[70] Цит. по: Дошкольное воспитание. 1967. № 8

[71] Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. С. 277—278

[72] Карпова С. П., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие до­школьников. М., 1986

[73] Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986 С. 82

[74] Запорожец А. В. Изменение моторики ребенка-дошкольника в за­висимости от условий и мотивов его деятельности//Изв. АПН РСФСР. 1948. Вып. 14. С. 166

[75] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребен­ка//Вопр. психологии. 1966. № 6. С. 74

[76] Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. С. 257

[77] Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения. М., 1983. Т. 1. С. 323

[78] Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974

[79] Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. С. 21

[80] См., напр.: Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей до­школьного возраста. М., 1965; Мелик-Пашаев А. А. Выразительная функция цвета в деятельности детей //Вопр. психологии. 1975. № 4; Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усво­ения социального опыта

[81] Рисуют дети блокады/Сост. Э. И. Голубева, А. А. Крестинский, Л., 1969

[82] Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. С. 217

[83] Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. С. 98

[84] Далькроз Э. Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6-я лекция//Театр и искусство (без года). С. 7

[85] Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968; Ху­дожественное творчество ъ детском саду/Под, ред. Н. А. Ветлугиной. М, 1974; Художественное творчество и ребенок/Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972.

[86] Блонский П. П. Избр. педагогические произведения. М 1961. С. 386

[87] Макаренко А. С. Избр. педагогические произведения. М., 1977. Т. 2. С. 58

[88] Белоус А. Н. К вопросу об особенностях представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых //Проблемы формирования социально-психологической готовности к труду. Мн., 1981.

[89] Неверович Я. 3. Психологический анализ процесса формирова­ния трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста//Изв. АПН РСФСР. 1955. Вып. 64

[90] Ушинский К. Д. Избр. педагогические сочинения. М., 1954. Т. 2. С. 342

[91] Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960. С. 50. 2 Крупская Н. К. Пед. соч. Т. 6. С. 358

[92] Крупская Н.К. Пед. соч. Т.6. С.358.

[93] Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсор­ного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсор­ного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 15—16

[94] Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969. С. 100—101

[95] Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе кон­структивной деятельности //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 73—99

[96] Сенсорное воспитание в детском саду //Пособие для воспитате­лей/Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. М., 1981

[97] Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959. С. 275

[98] См.: Лаврентьева Т. В. Развитие линейного глазомера у дошколь­ников //Формирование восприятия у дошкольников /Под ред. А. В. За­порожца, Л. А. Венгера. М., 1968

[99] Венгер Л. А. Восприятие и обучение. С. 159

[100] Мусейибова Г. Развитие ориентировки во времени у детей до­школьного возраста //Дошкольное воспитание. 1972. № 2

[101] Рихтерман Г. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1982; Мусейибова Г. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1972. №2.

[102] Веракса Н. Е. Особенности единых временно-пространственных представлений у дошкольников //Вопр. психологии. 1976. № 2.

[103] Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольни­ком литературного произведения //Избр. психологические труды, М., 1986. Т. 1. С. 71

[104] Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспи­тания //Изв. АПН РСФСР. 1947. Вып. 2. С. 15

[105] Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания//Изв. АПН РСФСР. 1947. Вып. 2. С. 25

[106] Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969

[107] Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М 1982. С. 79. 2 Там же

[108] Идентификация рассматривается как восприятие другого по­добного себе, если субъект взаимодействия видит в этом другом сильно­го, любящего и компетентного человека

[109] Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми родителей //Вопр. психологии. 1982, № 1.

[110] Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. С. 147

[111] Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1977. С. 187

[112] Выготский Л. С. Собр. соч. М., 1983. Т. 3. С. 205—238; Леонть­ев А. Н. Развитие высших форм внимания //Развитие памяти. М.; Л., 1931. Гл. 4. С. 154—180

[113] Эльконин Д. Б. Детская психология. С. 148—194

[114] Петухова Т. В. Развитие произвольного внимания у детей дошколь­ного возраста//Учен. зап. Пятигорского пед. ин-та. 1955 Т 9 С 147

[115] Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. С. 150

[116] Общая психология/Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд. 1986. С. 322

[117] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 350

[118] Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. С. 364

[119] Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. А „ 1977. С. 8—9

[120] Поддьяков Н. Я. Мышление дошкольника. С. 12

[121] Поддьяков Н. Я. Мышление дошкольника. С.85

[122] Дж Брунер. О действенном и наглядно-образном представле­нии мира ребенком //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова М 1981 С. 87—88

[123] Поддьяков И. И. Мышление дошкольника. С. 155—156

[124] Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. С. 217

[125] Пиаже Ж. Избр. психологические произведения. М., 1967

[126] Выготский Л. С. Избр. психологические исследования. С. 322

[127] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 2-е изд. М., 1981. С. 494

[128] Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. М., 1955. Т. 3. С. 23

[129] Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения//Избр. психологические труды. М., 1986. Т. 1. С. 66—77

[130] Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях раз­вития воображения// Вопр. психологии. 1980. № 2

[131] Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. С. 40—41

[132] Стрелянова Н. И. Индивидуальные особенности и различия вооб­ражения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности//Учен. зап. Омского пед. ин-та им. А. М. Горького Омск 1963 Вып. 19

[133] Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 3-е изд. М., 1926. С. 29

[134] Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство приду­мывания историй. М., 1978. С. 26.

[135] Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых груп­пах. Мн., 1976. С. 17

[136] Рузская А. Г. Особенности общения детей 2—7 лет с посторонним и близким взрослым: Общение и его влияние на развитие психики до­школьника/Под ред. М. И. Лисиной, М., 1974

[137] Лисина М. И. Как и почему маленькие дети общаются со взрос­лыми//Дошкольное воспитание. 1977. № 6. С. 60. 2 Корницкая С. В. Влияние содержания общения со взрослыми на отношение к нему ребенка: Автореф. дис....канд. психол. наук. М., 1975

[138] Репина Т. А. Особенности межличностных отношений ребенка-дошкольника в семье //Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез. докл. Всесоюз конф М., 1979

[139] Панько Е. А. Опыт психологического изучения отношения до­школьников к членам семьи//Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез. докл. Всесоюз. конф. М., 1979

[140] Усова А. П. Воспитание общественных качеств у детей в игре// Психология и педагогика игры дошкольников. М., 1966. С. 38; 47—48

[141] Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984

[142] Горбачева В. А. К освоению правил поведения детьми дошколь­ного возраста//Изв. АПН РСФСР. 1945. Вып. 1. С. 163

[143] Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей в отно­шениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: Автореф. дис....канд. психол. наук. М., 1975

[144] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 62

[145] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 677

[146] Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопр. психологии. 1979. № 2. С. 56

[147] Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского само­сознания //Избр. психологические труды. М., 1980. Т. 2. С. 119

[148] Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка //Пси­хологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 47.

[149] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. С. 448

[150] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. 458

[151] Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. Л., 1980. С. 121

[152] Мышкис А. И., Голубева Л. Г. Возможности предупреждения стрессовых состояний у детей при адаптации к яслям //Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979. С. 112—114

[153] Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопр. психологии. 1978. № 4. С. 33

[154] Лермонтов М. Ю. Собр. соч. М., 1965. Т. 4. С. 335

[155] Шакуров Р. X. Оценочные отношения как фактор возникновения чувства гордости и стыда у младших дошкольников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. Киев, 1966. С. 7

[156] Запорожец А. В, Развитие произвольных движений //Избр. психо­логические труды. М., 1986. Т. 2

[157] Сеченов И. М. Избр. философские и психологические произведе­ния. С. 268

[158] Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопр. психологии. 1978. № 4. С. 23. 2 Там же. С. 29

[159] Ушинский К. Д. Собр. соч. М.; Л., 1950. Т. 10. С. 60

[160] Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка //Пси­хологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 50.

[161] Веденов А. В. Воспитание воли у ребенка в семье. М., 1953. С. 45

[162] Вазина К. Я. Целеустремленность у дошкольников в игровой дея­тельности //Вопр. психологии. 1978. № 5. С. 81

[163] Бугрименко Е. А. К вопросу о развитии произвольного поведения в дошкольном возрасте //Новые исследования в психологии. 1978. № 1

[164] Запорожец А. В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста//Сов. педагогика, 1973. № 1. С. 34

[165] Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. С. 31-32

[166] Венгер Л. А. Овладение опосредованным решением познаватель­ных задач и развитие когнитивных способностей ребенка//Вопр. пси­хологии, 1981. № 2. С. 48

[167] Чуковский К. И. От двух до пяти. Мн., 1983. С. 229

[168] Поддьяков Н., Парамонова Л. Некоторые новые проблемы умст­венного воспитания//Дошкольное воспитание. 1985. № 2. С. 52—58

[169] Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960. С. 203

[170] Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского М. Г. Ярошевского. М., 1985. С. 352

[171] Павлов И. П. Избр. труды. М., 1951. С. 310

[172] Крупская Н. К. Пед. соч. Т. 6. С. 326

[173] Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Круглый стол)//Вопр. психологии. 1984. № 4. С. 39

[174] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 209

[175] Цит. по кн.: Богоявленская Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959. С. 6

[176] Венгр А. Л. Психологическая готовность ребенка к школе// Вопр. психологии. 1984. № 4. С. 40.

[177] Ушинский К. Д. Избр. педагогические сочинения. М., 1953. Т. 1. С. 266. 382

[178] Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 71

[179] Климов Е. А. Путь в профессию. Л., 1974

[180] Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. С. 270—271

[181] Котырло В. К. Психологические вопросы взаимосвязи семейного и общественного воспитания детей//За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье. М., 1982. С. 28

[182] Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у де­тей в первые семь лет жизни//Вопр. психологии. 1978. № 5

[183] Мансуров Н. С. Управление групповым поведением//Материалы к XIX Междунар. психологическому конгрессу. М., 1969. С. 86—87

[184] Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. С. 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...