Педагогическое общение воспитателя
⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 57
Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата. Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении дошкольного возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель может способствовать реализации их потенциальных возможностей. Общение со взрослыми подготавливает появление новых, более сложных видов деятельности. Так, например, деловое общение способствует становлению предметно-орудийной — ведущей в раннем возрасте — деятельности; внеситуативно-личностное общение — учебной, ведущей в младшем школьном возрасте[182]. Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми конкретными задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью дошкольников. Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуациях с детьми разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старшими дошкольниками. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости — разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными детьми — учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды.
В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия. Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д. Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указании в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управляющему[183]. Наиболее эффективны в работе с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения. «...На прогулке дети средней группы катались на деревянных лошадках и самолетах. Особенно их привлекала лошадка, недавно выставленная на участке. Катались, как и договорились с детьми, по очереди — сначала девочки, потом мальчики. Вот очередь подошла и Коли А. Но Люда С. продолжала кататься, уступать лошадку ему и не собиралась. «Это моя лошадка, я буду кататься на ней»,— в ответ на просьбу мальчика резко ответила она. Коля дернул ее за косичку, девочка заплакала и побежала жаловаться воспитательнице. Воспитательница, наблюдавшая за детьми, не стала никого из них ругать. Она подошла с ними поближе к лошадке. «Посмотрите, дети, какая лошадка стала грустная. Наверное, она обиделась на вас. Она не любит, когда дети ссорятся между собой. Ей тогда не хочется их и катать. Лошадка вас с удовольствием покатает, когда вы будете играть дружно, весело. А сейчас лошадка, наверное, уже и устала. Она хочет есть и пить. Давайте покормим ее и попоим, и она вас снова будет катать». Дети с удовольствием откликнулись на предложение воспитателя» (из материалов Е. А. Панько).
Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты. Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспитателя использовать сказку, искусство как средство косвенного воздействия на ребенка. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности дошкольников. Выявлено, что именно личностно-деловое общение, удовлетворяющее одновременно потребность в сотрудничестве и в сопереживании, взаимопонимании, в наибольшей степени способствует созданию атмосферы сотворчества. Воспитатели руководят деятельностью детей, но формы их воздействий на дошкольников бывают разные. Чаще всего выделяют «демократическую» и «авторитарную» форму руководства. Продуктивность «демократического» и вредность «авторитарного» стиля, недопустимость последнего в работе с дошкольниками была доказана в целом ряде исследований (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С. Мухина, Л. Н. Башлакова и др.). Характеризуя оптимальное педагогическое общение учителя, А. А. Леонтьев справедливо отмечает, что оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя»[184]. Такую возможность создает и оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми дошкольного возраста. Интересы, склонности, способности, педагогическое отношение воспитателя находят отражение в стиле его профессионального общения.
Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля — одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения. В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психологический климат в педагогическом коллективе детского сада.
Литература
Крупская Н. К- Дети — наше будущее. М., 1975. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1978. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Мн., 1975. Буре Р. С, Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. 2-е изд., М., 1985. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. Николаева А. Личность педагога в зеркале детского восприятия// Дошкольное воспитание. 1987. № 9. С. 35—37. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Что такое педагогическое общение//Дошкольное воспитание. 1985. № 6. С. 39—43. Кондратьева С. В. Учитель — ученик. М, 1984. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Мн., 1986. Семушина Л. Определение профессиональных умение/Дошкольное воспитание. 1980. № 11. С. 61—65. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967.
Вопросы для повторения
1. Какие требования предъявляются к личности советского воспитателя? 2. Раскройте структуру деятельности воспитателя детского сада и охарактеризуйте каждый из ее компонентов. 3. Что такое педагогическое общение? Каковы условия его оптимизации?
Практические задания
1. Пронаблюдайте за деятельностью воспитателя в процессе руководства им игрой дошкольников. Используя оценочные шкалы (см. шкалу № 1 в методических рекомендациях Е. А. Панько «Изучение деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения». Мн., 1985), выявите уровень развития его профессиональных умений, необходимых для руководства игровой деятельностью дошкольников. 2. На основе контент-анализа характеристик детей и наблюдения за педагогической деятельностью воспитателя попытайтесь определить его уровень развития пониманий детей. 3. С помощью бесед, наблюдений за взаимодействием педагога с детьми, с их родителями выявите преобладающий тип отношения воспитателей к детям одной из групп детского сада, доминирующий стиль руководства каждого из педагогов. Отличаются ли они? Чем? Наметьте, в случае необходимости, пути, направленные на коррекцию стиля руководства воспитателей. 4. Оцените с помощью рейтинга свои профессиональные умения. Какие профессиональные умения у вас наиболее развиты? Уровень развития каких еще недостаточно высок? Разработайте программу профессионального самовоспитания.
Примерные темы рефератов 1. Образ воспитателя в художественной литературе и киноискусстве. 2. Изучение личности и деятельности воспитателя в советской психологии. 3. Проблемы психологии взаимоотношений воспитателя и детей. 4. Педагогическая оценка и ее влияние на психическое развитие дошкольника. 5. Общение воспитателя с родителями и пути его оптимизации. ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................ 3 Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 5 Глава I. Предмет и история детской психологии..... 5 § 1. Предмет детской психологии............ 5 § 2. Связь детской психологии с другими науками...... 6 § 3. История детской психологии........... 8 Глава II. Методы детской психологии......... 24 § 1. Методологические принципы изучения психологии ребенка.. 24 § 2. Основные пути исследования в детской психологии.... 26 § 3. Планирование и построение исследования....... 28 § 4. Методы изучения психики ребенка......... 30 Глава III. Основные закономерности психического развития ребенка...................... 46 § I. Теории психического развития.......... 49 § 2. Влияние среды на психическое развитие ребенка..... 53 § 3. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития....... 56 § 4. Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи общественного опыта.......... 58 § 5. Движущие силы развития и возрастная периодизация... 62
Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ......... 72 Глава IV. Психологические особенности ребенка первого года жизни..................... 72 § 1. Период новорожденности............. 72 § 2. Развитие в младенческом возрасте.......... 75 Г л а в а V. Психическое развитие ребенка в раннем детстве... 85 § 1. Овладение ходьбой и ее значение в развитии ребенка.... 85 § 2. Деятельность преддошкольника.......... 86 § 3. Развитие речи................. 97 § 4. Предпосылки развития личности в раннем возрасте.... 100 Раздел III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...105 Глава VI. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте...................... 105 § 1. Теории игровой деятельности......:.... 105 § 2. Развитие игры................. 109 § 3. Взаимоотношения между детьми в игре........ 113 § 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности дошкольника...................... 116 § 5. Значение игры для психического развития ребенка.... 120 Г л а в а VII. Художественная деятельность дошкольника.... 124 § 1. Рисование дошкольника............. 125 § 2. Музыкальная деятельность дошкольника....... 130 Глава VIII. Психологическая подготовка дошкольников к труду и особенности их трудовой деятельности......... 136 § 1. Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности............... 136 § 2. Становление собственно трудовой деятельности дошкольников 138 § 3. Представления детей дошкольного возраста о труде взрослых...................... 140 § 4. Влияние трудовой деятельности дошкольника на его психическое развитие...............146 Г л а в а IX. Учебная деятельность дошкольника....... 150 § 1. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника 150 § 2. Предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте................... 155 § 3. Условия развития учебной деятельности........ 159 § 4. Основные уровни развития учебной деятельности и ступени готовности к обучению и учению.......... 162 Раздел IV. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА................. Глава Х. Развитие ощущений и восприятия дошкольника... § 1. Психологические основы системы сенсорного воспитания.. § 2. Развитие основных видов чувствительности........ 173 § 3. Восприятие пространства............. 175 § 4. Ориентировка во времени............. 177 §5. Восприятие дошкольником художественных произведений.. 180 § 6. Восприятие человека.............. 185 Г л а в а XI. Развитие внимания у детей дошкольного возраста.. 192 § 1. Развитие внимания у детей раннего возраста...... 192 §2. Развитие внимания у детей дошкольного возраста..... 195 § 3. Пути и средства организации и поддержания внимания дошкольников........ 202 Глава XII. Развитие памяти в дошкольном возрасте..... 206 § 1. Особенности памяти ребенка в раннем возрасте.... 207 § 2. Развитие памяти в дошкольном возрасте........ 209 § 3. Воспитание памяти............... 215 Г л а в а XIII. Развитие мышления у дошкольников...... 221 § 1. Проблема мышления и возрастные новообразования.... 221 § 2. Наглядно-действенное мышление.......... 224 § 3. Наглядно-образное мышление........... 230 § 4. Словесно-логическое мышление.......... 233 § 5. Умственное воспитание дошкольников........ 237 Глава XIV. Становление речи у дошкольников....... 244 § 1. Развитие словаря и грамматического строя речи... 244 § 2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи 249 § 3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова................253 § 4. Развитие планирующей функции речи......... 255 § 5. Развитие речи у дошкольников как средства коммуникации 257 § 6. Усвоение грамоты в процессе обучения........ 259 Глава XV. Развитие воображения........... 263 § 1. Характеристика образов воображения ребенка-дошкольника 263 § 2. Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте 266 § 3. Некоторые индивидуальные особенности воображения дошкольника................ 268 § 4. Формирование воображения дошкольника....... 271 Раздел V. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА... 277 Глава XVI. Условия развития личности ребенка...... 277 § 1. Общение как важный фактор развития личности. -.... 278 §2. Влияние семейной микросреды на развитие личности дошкольника...................... 281 § 3. Ребенок и «детское общество»........... 285 V 4. Влияние взрослого на формирование личности ребенка... 290 Глава XVII. Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка..................... 294 § 1. Самосознание в раннем возрасте.......... 294 § 2. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте...................... 296 § 3. Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника. 299 § 4. Развитие мотивационной сферы дошкольника...... 301 Г л а в а XVIII. Эмоции и чувства дошкольника....... 308 § 1. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе 308 § 2. Личностный аспект развития эмоций и чувств...... 311 § 3. Развитие высших чувств у дошкольников........ 314 § 4. Условия развития эмоций и чувств у дошкольников.... 317 Глава XIX. Развитие волевой сферы дошкольника..... 322 § 1. Особенности развития произвольных движений..... 322 § 2. Становление этапов волевого действия у детей дошкольного возраста................... 325 § 3. Личностный аспект развития воли.......... 330 Глава XX. Развитие способностей дошкольника...... 337 § 1. Развитие познавательных способностей ребенка..... 339 § 2. Развитие практических способностей......... 341 § 3. Развитие специальных способностей дошкольника.... 344 Глава XXI. Проявление темперамента и его развитие у детей дошкольного возраста........354 § 1. Общие проявления темперамента у детей....... 354 $ 2. Развертывание темперамента в детском возрасте..... 355 § 3. Характеристика детей разных типов темперамента.... 359 Глава XXII. Психологическая готовность ребенка к школе... 368 § 1. Требования к детям, поступающим в школу....... 368 § 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе...... 370 3. Социальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе.................. 373 § 4. Волевая готовность ребенка к школе......... 377 § 5. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности............... 378 Глава XXIII. Психология личности и деятельности воспитателя детского сада............ 382 § 1. Профессионально важные психические качества воспитателя 383 § 2. Характеристика деятельности воспитателя детского сада.. 387 § 3. Педагогическое общение воспитателя......... 391 Учебное издание Коломинский Яков Львович Панько Елизавета Александровна Белоус Анна Николаевна и др. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Издательство «Университетское» Госкомиздата БССР. 220048. Минск, пр. Машерова, 11. Минский ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат МППО ни. Я. Коласа 220005. Минск, Красная, 23. [1] О реформе общеобразовательной и профессиональной школы // Сб. документов и материалов. М., 1984. С. 54 [2] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 193. [3] Ушинский К. Д. Собр. соч. М.; Л, 1950. Т. 8. С. 23 [4] Там же. С. 55 [5] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 6. [6] Мерцалова Н. Н. Дети в мировой живописи. М., 1968. С. 23. [7] Руссо Ж. Ж. Пед. сочинения. М., 1981. Т. 1. С. 22 [8] Там же. С. 10 [9] Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук: XVIII Междунар. конгресс. Вечерняя лекция. М., 1966. С. 10. [10] Тутунджян О. М. Психологическая концепция Анри Валлона. Ереван, 1966. С. 120 [11] Там же. С. 127 [12] Сеченов. И. М. Избр. философские и психологические произведения. М., 1947. С. 257—258. [13] Там же. С. 20 [14] Сеченов И. М. Психологические этюды. Спб., 1873. С. 220 [15] Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 8. С. 13—14 [16] Там же. Т. 2. С 559—560 [17] О педологических извращениях в системе наркомпросов: Постановление ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 г. // Народное образование в СССР; Сб. документов 1917—1973 гг. М., 1974. С. 173—175. [18] Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 47. [19] Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. С. 145 [20] Крупская Н. К. Собр. соч. М., 1959. Т. 3. С. 431 [21] Крупская Н. К. Пед. соч. М.. 1959. Т. 6. С. 350 [22] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 30 [23] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. I. С. 32 [24] Там же. С. 34 [25] Макаренко А. С. Соч. 2-е изд. М., 1957. Т. 2. С. 396 [26] Макаренко А. С. Соч. 2-е изд. М., 1957. Т. 2. С. 39 [27] Павлов И. П. Избр. произведения. М., 1949. С. 50—51 [28] Цит. по: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966. Вып. 1—2. С. 367 [29] Эльконин Д. Б. Детская психология, М., 1960. С. 25-26 [30] Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931. С. 35 [31] Басов М. Я. Избр. психологические произведения. М., 1975. С. 131 [32] Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.. 1980. С. 8 [33] Пиаже Ж. Психология детской игры//Курьер ЮНЕСКО. Декабрь 1980. С. 30 [34] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977 [35] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 317 [36] Белинский В. Г. Избр. пед. соч. М.;.Л., 1948. С. 46 [37] Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967. С. 232—237 [38] См. подробнее: Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974; Гурова Р. Г. Опыт изучения влияния социально-исторических условий на психическое развитие детей: Сравнит. исслед. 1929 и 1966 гг.//Вопр. психологии. 1969. № 4 [39] Лисина М. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка //Дошкольное воспитание. 1982. № 8. С. 43 [40] См., напр.: Якобсон П. М. Коллектив семьи и формирование личности //Сов. педагогика. 1975. № 1 [41] Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935 [42] Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки. М., 1975. С. 255. [43] Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. M. I976. С. 268 [44] Выготский Л. С. Избр. психологические исследования. М., 1956. С. 271 [45] Там же. С. 452 [46] Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития//Вопр. психологии. 1972. № 2. С. 121 [47] Костюк Г. С. Принцип развития в психологии.//Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 147—148 [48] Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека //Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 201—202 [49] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 473 [50] Подробнее см.: Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопр. психологии. 1971. № 4 [51] Там же. С, 18. [52] Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни//Вопр. психологии. 1978. № 5. С. 75 [53] Развитие общения у дошкольников//Под ред. А. В. Запорожца, М И Лисиной. М., 1974. С. 65-112. [54] Кольцова М. Ребенок учится говорить. М. 1973 С 53—58 [55] Там же. С. 74. [56] Эльконин Д. Б. Детская психология; Мухина В. С. Детская психология. М., 1986; и др [57] Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды//Вопр. психологии. 1967. № 2. С. 112 [58] Землянухина Т. М. Особенности общения и познавательной активности у воспитанников яслей и Домов ребенка: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1982 [59] Сорокина Т. М. Исследование феномена амбивалентного поведения у детей раннего возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1977 [60] Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. С. 84 [61] Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 8. С. 439—441 [62] Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957. С. 154. [63] Психология и педагогика игры дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.. 1966. С. 334 [64] Эльконин Д. Б. Детская психология. С. 148 [65] Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965. С. 112 [66] Усова А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре// Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 45 [67] Эльконин Д. Б. Детская психология. С. 159 [68] Крупская Н. К. Пед. соч. Т. 6. С. 345 [69] См., напр.: Семушина Л. Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1979; Зворыкина Е., Новоселова С. Руководство формированием игры//Дошкольное воспитание, 1981. № 4; Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Мн., 1986; и др [70] Цит. по: Дошкольное воспитание. 1967. № 8 [71] Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. С. 277—278 [72] Карпова С. П., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986 [73] Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986 С. 82 [74] Запорожец А. В. Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности//Изв. АПН РСФСР. 1948. Вып. 14. С. 166 [75] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопр. психологии. 1966. № 6. С. 74 [76] Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. С. 257 [77] Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения. М., 1983. Т. 1. С. 323 [78] Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974 [79] Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. С. 21 [80] См., напр.: Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1965; Мелик-Пашаев А. А. Выразительная функция цвета в деятельности детей //Вопр. психологии. 1975. № 4; Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [81] Рисуют дети блокады/Сост. Э. И. Голубева, А. А. Крестинский, Л., 1969 [82] Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. С. 217 [83] Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. С. 98 [84] Далькроз Э. Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6-я лекция//Театр и искусство (без года). С. 7 [85] Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968; Художественное творчество ъ детском саду/Под, ред. Н. А. Ветлугиной. М, 1974; Художественное творчество и ребенок/Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972. [86] Блонский П. П. Избр. педагогические произведения. М 1961. С. 386 [87] Макаренко А. С. Избр. педагогические произведения. М., 1977. Т. 2. С. 58 [88] Белоус А. Н. К вопросу об особенностях представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых //Проблемы формирования социально-психологической готовности к труду. Мн., 1981. [89] Неверович Я. 3. Психологический анализ процесса формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста//Изв. АПН РСФСР. 1955. Вып. 64 [90] Ушинский К. Д. Избр. педагогические сочинения. М., 1954. Т. 2. С. 342 [91] Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960. С. 50. 2 Крупская Н. К. Пед. соч. Т. 6. С. 358 [92] Крупская Н.К. Пед. соч. Т.6. С.358. [93] Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 15—16 [94] Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969. С. 100—101 [95] Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 73—99 [96] Сенсорное воспитание в детском саду //Пособие для воспитателей/Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. М., 1981 [97] Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959. С. 275 [98] См.: Лаврентьева Т. В. Развитие линейного глазомера у дошкольников //Формирование восприятия у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца, Л. А. Венгера. М., 1968 [99] Венгер Л. А. Восприятие и обучение. С. 159 [100] Мусейибова Г. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1972. № 2 [101] Рихтерман Г. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1982; Мусейибова Г. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1972. №2. [102] Веракса Н. Е. Особенности единых временно-пространственных представлений у дошкольников //Вопр. психологии. 1976. № 2. [103] Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения //Избр. психологические труды, М., 1986. Т. 1. С. 71 [104] Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания //Изв. АПН РСФСР. 1947. Вып. 2. С. 15 [105] Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания//Изв. АПН РСФСР. 1947. Вып. 2. С. 25 [106] Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969 [107] Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М 1982. С. 79. 2 Там же [108] Идентификация рассматривается как восприятие другого подобного себе, если субъект взаимодействия видит в этом другом сильного, любящего и компетентного человека [109] Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми родителей //Вопр. психологии. 1982, № 1. [110] Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. С. 147 [111] Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1977. С. 187 [112] Выготский Л. С. Собр. соч. М., 1983. Т. 3. С. 205—238; Леонтьев А. Н. Развитие высших форм внимания //Развитие памяти. М.; Л., 1931. Гл. 4. С. 154—180 [113] Эльконин Д. Б. Детская психология. С. 148—194 [114] Петухова Т. В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста//Учен. зап. Пятигорского пед. ин-та. 1955 Т 9 С 147 [115] Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. С. 150 [116] Общая психология/Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд. 1986. С. 322 [117] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 350 [118] Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. С. 364 [119] Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. А „ 1977. С. 8—9 [120] Поддьяков Н. Я. Мышление дошкольника. С. 12 [121] Поддьяков Н. Я. Мышление дошкольника. С.85 [122] Дж Брунер. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова М 1981 С. 87—88 [123] Поддьяков И. И. Мышление дошкольника. С. 155—156 [124] Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. С. 217 [125] Пиаже Ж. Избр. психологические произведения. М., 1967 [126] Выготский Л. С. Избр. психологические исследования. С. 322 [127] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 2-е изд. М., 1981. С. 494 [128] Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. М., 1955. Т. 3. С. 23 [129] Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения//Избр. психологические труды. М., 1986. Т. 1. С. 66—77 [130] Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения// Вопр. психологии. 1980. № 2 [131] Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. С. 40—41 [132] Стрелянова Н. И. Индивидуальные особенности и различия воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности//Учен. зап. Омского пед. ин-та им. А. М. Горького Омск 1963 Вып. 19 [133] Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 3-е изд. М., 1926. С. 29 [134] Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. С. 26. [135] Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн., 1976. С. 17 [136] Рузская А. Г. Особенности общения детей 2—7 лет с посторонним и близким взрослым: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника/Под ред. М. И. Лисиной, М., 1974 [137] Лисина М. И. Как и почему маленькие дети общаются со взрослыми//Дошкольное воспитание. 1977. № 6. С. 60. 2 Корницкая С. В. Влияние содержания общения со взрослыми на отношение к нему ребенка: Автореф. дис....канд. психол. наук. М., 1975 [138] Репина Т. А. Особенности межличностных отношений ребенка-дошкольника в семье //Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез. докл. Всесоюз конф М., 1979 [139] Панько Е. А. Опыт психологического изучения отношения дошкольников к членам семьи//Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез. докл. Всесоюз. конф. М., 1979 [140] Усова А. П. Воспитание общественных качеств у детей в игре// Психология и педагогика игры дошкольников. М., 1966. С. 38; 47—48 [141] Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984 [142] Горбачева В. А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста//Изв. АПН РСФСР. 1945. Вып. 1. С. 163 [143] Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: Автореф. дис....канд. психол. наук. М., 1975 [144] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 62 [145] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 677 [146] Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопр. психологии. 1979. № 2. С. 56 [147] Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания //Избр. психологические труды. М., 1980. Т. 2. С. 119 [148] Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка //Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 47. [149] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. С. 448 [150] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. 458 [151] Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. Л., 1980. С. 121 [152] Мышкис А. И., Голубева Л. Г. Возможности предупреждения стрессовых состояний у детей при адаптации к яслям //Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979. С. 112—114 [153] Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопр. психологии. 1978. № 4. С. 33 [154] Лермонтов М. Ю. Собр. соч. М., 1965. Т. 4. С. 335 [155] Шакуров Р. X. Оценочные отношения как фактор возникновения чувства гордости и стыда у младших дошкольников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. Киев, 1966. С. 7 [156] Запорожец А. В, Развитие произвольных движений //Избр. психологические труды. М., 1986. Т. 2 [157] Сеченов И. М. Избр. философские и психологические произведения. С. 268 [158] Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопр. психологии. 1978. № 4. С. 23. 2 Там же. С. 29 [159] Ушинский К. Д. Собр. соч. М.; Л., 1950. Т. 10. С. 60 [160] Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка //Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 50. [161] Веденов А. В. Воспитание воли у ребенка в семье. М., 1953. С. 45 [162] Вазина К. Я. Целеустремленность у дошкольников в игровой деятельности //Вопр. психологии. 1978. № 5. С. 81 [163] Бугрименко Е. А. К вопросу о развитии произвольного поведения в дошкольном возрасте //Новые исследования в психологии. 1978. № 1 [164] Запорожец А. В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста//Сов. педагогика, 1973. № 1. С. 34 [165] Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. С. 31-32 [166] Венгер Л. А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка//Вопр. психологии, 1981. № 2. С. 48 [167] Чуковский К. И. От двух до пяти. Мн., 1983. С. 229 [168] Поддьяков Н., Парамонова Л. Некоторые новые проблемы умственного воспитания//Дошкольное воспитание. 1985. № 2. С. 52—58 [169] Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960. С. 203 [170] Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского М. Г. Ярошевского. М., 1985. С. 352 [171] Павлов И. П. Избр. труды. М., 1951. С. 310 [172] Крупская Н. К. Пед. соч. Т. 6. С. 326 [173] Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Круглый стол)//Вопр. психологии. 1984. № 4. С. 39 [174] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 209 [175] Цит. по кн.: Богоявленская Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959. С. 6 [176] Венгр А. Л. Психологическая готовность ребенка к школе// Вопр. психологии. 1984. № 4. С. 40. [177] Ушинский К. Д. Избр. педагогические сочинения. М., 1953. Т. 1. С. 266. 382 [178] Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 71 [179] Климов Е. А. Путь в профессию. Л., 1974 [180] Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. С. 270—271 [181] Котырло В. К. Психологические вопросы взаимосвязи семейного и общественного воспитания детей//За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье. М., 1982. С. 28 [182] Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни//Вопр. психологии. 1978. № 5 [183] Мансуров Н. С. Управление групповым поведением//Материалы к XIX Междунар. психологическому конгрессу. М., 1969. С. 86—87 [184] Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. С. 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|