Программа профилактики наркозависимости «Сталкер»
(разработана центром «Амалтея», адаптирована к условиям работы учреждения) [7]
Актуальность Проблема недостаточной информированности подростков по вопросам ПАВ значительна и актуальна, так как первые пробы ПАВ часто связанны с желанием узнать об их действии и отсутствии представлений о том, к каким неблагоприятным воздействием на организм это может привести. Недостаточная информированность порождает в подростковой среде массу мифов, старательно поддерживаемых потребителями и распространителями ПАВ, о возможной безвредности или даже о полезности наркотиков, их распространенности в обществе. На представления подростков влияет и реклама, пропагандирующая употребление алкоголя и табачных изделий, связывающая их с личностной и карьерной успешностью. Учитывая недостаточное внимание, уделяемое образовательными программами этим вопросам, можно сказать, что подростки зачастую оказываются в ситуации информационного дефицита о проблемах, связанных с потреблением ПАВ, или в условиях искаженной информированности и неопределенного социального отношения к потреблению наркотиков. Цель: Создание адекватного информационного поля, формирующего установку на неприятие употребления ПАВ. Задачи: 1) Обеспечение подростков адекватной и актуальной информацией о проблеме ПАВ. 2) Выявление и разрушение мифов о ПАВ, существующих в подростковой среде. 3) Формирование критичной установки по отношению к позитивной информации о применении ПАВ, воспитание критичности и независимости мышления. Успех занятий в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы: 1) Полное доверие к подросткам на протяжении всего курса работы;
2) Уважительное отношение, признание наличия внутренней мотивации к обучению и развитию у любого подростка; 3) Открытость в общении с подростками, готовность всегда предоставить им поддержку и в работе по программе, и в разрешении личностных проблем; 4) Искренность в выражении своих чувств, эмпатическая поддержка участников групп; 5) Активное участие в групповом взаимодействии. Используемые методы: 1) Обучение методом функционального биоуправления – позволяет усвоить навыки саморегуляции до уровня автоматизма, сделав их неотъемлемой частью личностных реакций человека. 2) Выступление в роли обучающего – вынуждает любого разобраться во всем, прежде всего, самому. 3) Обучение практикой действия «ролевые игры» – психологический тренинг дает возможность каждому участнику получить свой индивидуальный опыт поведения и разрешения тех или иных ситуаций. 4) Обсуждение в группах «мозговой штурм», дискуссия – личностно задействует участников и, при условии создания благоприятной атмосферы во время работы и высокой мотивации участников группы, позволяет им подробно рассказывать о своих личностных переживаниях, чувствах, выслушивать мнения других участников и на основе собственного опыта приходить к каким-то выводам. 5) Использование наглядных пособий – позволяет задействовать в усвоении информации не только аудиальный канал, но и визуальный и кинестетический каналы. Использование диаграмм моделей, плакатов позволит также структурировать и обобщить информацию. 6) Аудио-визуальные средства – всегда в большой степени привлекают внимание людей. Особенно эффективно использование этих средств в психологическом тренинге, когда каждый тможет увидеть себя со стороны. 7) Чтение – требует большей активности от обучающегося, но результат полностью зависит от готовности читающего воспринимать данную информацию.
8) Лекция. Срок реализации программы: 3 месяца (12 занятий). Структура программы: Программа состоит из 12 занятий, которые будут проводиться в групповой форме работы. «СТАЛКЕР» предназначен для работы с детьми и подростками от 10 до 18 лет. Для дифференцированного подхода в программе предложены два варианта: для работы с детьми среднего возраста (10-14лет) и старшего возраста (14-18 лет). Регулярность занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 90 минут. Программа включает: 1) Психологическое тестирование – целью тестирования является определение информированности подростков о проблемах употребления психоактивных веществ, отношения к этим проблемам, выявление предпочитаемых стратегий поведения. 2) Теоретические занятия – предоставляют актуальную и достоверную информацию о наркотиках, алкоголе, табакокурении, их воздействии на человека, возможностях преодоления зависимости. 3) Психологический тренинг – после работы с каждой темой или в виде самостоятельного психологического тренинга. 4) Повторное психологическое тестирование – после прохождения всего курса работы.
Результаты, ожидаемые от реализации программы: 1) Сформирована эмоциональная, когнитивная и поведенческая установка на неприятие употребления ПАВ. 2) Повышен уровень информативности о влиянии ПАВ на организм и личность человека. 3) Осознание причинно-следственных связей, лежащих в основе взаимодействия людей и общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|