Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кинезиотерапевтическая программа реабилитации.




Привлечение различных способов кинезиотерапии проводится для повышения эффективности лечебно-реабилитационной работы с наркотическими больными на всех этапах реабилитации.

На каждом этапе кинезиотерапевтическая программа используется с максимальным учетом специфики клиента, преследует специфическую цель, решая специфические задания и используя специфические способы и организационные формы. Кинезиотерапевтическая программа может входить в другие реабилитационные программы. Она может стать составной общей комбинированной программы реабилитации.

В комбинации с другими программами используются организационные формы процедур кинезиотерапии, а именно: утренняя процедура кинезиотерапии, консультации, индивидуальные задания, релаксация, дыхательная гимнастика, футбол, волейбол, баскетбол и плавание.

Программа кинезиотерапии улучшает психическое состояние и предупреждает осложнения здоровья пациента. В эту программу входят такие задания:

1. Обеспечение позитивного эмоционального состояния больного.

2. Улучшение общего психофизического состояния больного.

3. Предупреждение застойных образований в лёгких.

4. Предупреждение застойных образований во внутренних органах.

5. Предупреждение пролежней.

6. Стимуляция кровообращения.

7. Обновление тонуса периферийных нервов.

8. Обезболивание.

9. Содействие в эффективности действия лекарств.

10. Обучение больного приёмам самопомощи.

Принципы программы «Духовное развитие личности».

Целью программы является помощь пациентам в решении их внутренних и жизненных проблем через обращение к высшим духовным ценностям, найти смысл жизни и силы,чтобы преодолеть все тяжёлые обстоятельства через познание безмерной любви Бога, Его прощения и безусловного принятия.

Христианская мораль рассматривает зависимость как один из симптомов греха (порочности, моральной распущенности), а также как следствие перенесённых душевных и моральных травм личности. Поэтому православная христианская программа направляет клиента на освобождение от греха и внутреннее исцеление. Православная христианская программа «Познай истину» основывается на теории и практики духовной психотерапии, неизменных принципах христианской морали и этике, истине слова Божьего, ценности личности, уверенности в том, что из зависимости есть выход через веру в Иисуса Христа как Спасителя.

Такими принципами являются:

1. Добровольность.

2. Конфиденциальность.

3. Информативное соглашение.

4. Обеспечение правом клиента на добровольный выбор.

5. Недопущение каких-либо форм унижения и насилия.

6. Наличие критериев эффективности программы.

Программа также может легко соединятся с другими программами, потому что в её основе лежат высокоморальные ценности, как и в основах других программ.

Программа также помогает человеку на основе принципов духовной, психологической и христианской морали стать на путь выздоровления всех сфер личности для свободной и полноценной жизни:

- улучшение физического состояния;

- обновление эмоционального состояния;

- духовное возрождение;

- обновление родственных отношений;

- социальную адаптацию.

Зависимость - явление социальное, то есть оно развивается в определённом социуме (в семье, в школе, на работе). Избавление от неё также требует человеческого окружения. Лучше всего это происходит в небольших группах, включая группы самопомощи, среди людей с одинаковыми проблемами. При выздоровлении проблемы, происходит более чёткой её понимание. Безопасность и дружелюбность группы, которая принимает людей такими, какие они есть, позволяют участникам группы доверять друг другу, видеть себя в других, сопереживать, открыто проявлять свои чувства делясь наболевшим или радостным. Наша программа вмещает в себя групповую терапию, это выздоровление личности через добровольное сообщество людей с одинаковыми проблемами, которые исповедуют христианские принципы и обеспечивают людям условия, в которых они могут избавиться от своих разрушительных зависимостей.

Цель таких групп – создать теплую атмосферу доверия и ободрения для замены нездорового поведения на здоровье путём взаимопомощи и эмоциональной поддержки.

Основная цель группы – обмен личным опытом выздоровления.

Группы бывают таких видов:

- духовное собрание с участием священника;

- группы поддержки и взаимопомощи.

Принципы группы:

- сохранять анонимность членов группы;

- обеспечивать дружелюбную атмосферу взаимопонимания;

- служить каждому человеку в группе в соответствии с его нуждами;

Основные правила групп поддержки и взаимопомощи.

1. Приходить на каждое собрание подготовленным.

2. Всё, о чём говориться на группе конфиденциально, не должно обговариваться за пределами группы.

3. Способствовать образованию и поддерживать атмосферу взаимопонимания.

4. Делиться личным опытом, силой и надеждой.

5. Воздерживаться от критики и поддержки других членов.

6. Давать возможность выговориться каждому члену группы.

7. Сдерживаться от переговоров.

Работа с родственниками.

Цель – помощь родителям и родственникам в духовном и эмоциональном обновлении, формирование здоровых родственных отношений.

Обязательная информация, которая предоставляется родителям.

1. Во время первого консультирования родственникам предоставляется информация относительно целей и задач реабилитационной программы.

2. Программа предусматривает обязательную работу с родственниками зависимого, которые за время общения с ним вошли в стадию созависимого поведения, которое разрушает взаимоотношения и семью.

3. Для обновления и восстановления семьи, родным предлагается пройти реабилитацию от созависимости.

4. Родные в любое время могут получить необходимую информацию у сотрудников по телефону о состоянии студента, о реабилитационной программе, о распорядке дня, о правилах посещения и др.

Формы проведения работы с родными.

1. Консультирование.

2. Групповая терапия.

Консультирование родственников зависимого – это индивидуальная и семейная терапия, которая способствует тому, чтобы в семье был покой.

Виды консультирования на тему "реабилитация наркоманов":

1. Телефонное консультирование родных сотрудниками центра.

2. Моральная и духовная поддержка родителей зависимых посредством переписки.

3. Индивидуальная консультация.

4. Семейные консультации.

5. Семинары.

Групповая терапия для родственников – создание групп из родственников зависимых, которые делятся собственным опытом и поддерживают друг друга на пути выздоровления семьи.

Групповая терапия для родственников включает:

1. Занятие по изучению принципов родственных отношений.

2. Группы поддержки для созависимых.

3. Проведение обучающих семинаров по выздоровлению семьи.

Критерии оценки эффективности программы:

- по количеству зависимых, которые обратились за дальнейшей информацией о реабилитационной программе после мотивационного интервью и первичных консультаций;

- по решению зависимых начать стационарную реабилитационную программу и прохождение медицинского тестирования;

- по эффективности беседы со студентами и родителями;

- по количеству семей, которые начали посещать собрание созависимых.

Эффективность стационарного этапа оценивается:

- по готовности клиента продолжать стационарную программу;

- по изменению его поведения;

- по улучшению физического и эмоционального состояния;

- по готовности принять жизнь без вредных привычек;

- по формированию новых ценностей и взглядов на жизнь;

Духовная и психологическая помощь:

- по стабильности психоэмоционального состояния;

- по изменению личности клиента;

- по принятию ответственности за свои поступки и решения.

Социальное обучение:

- по сбалансированности психоэмоционального состояния;

- по налаживанию отношений с окружающими и семьёй;

- по стабильности соблюдений православных христианских принципов морали;

- по построению взаимоотношений на уважении к другим;

- по навыкам решения конфликтных ситуаций;

- по приобретённым профессиональным навыкам работы;

- по участию в жизнеобеспечении центра;

- по готовности и желанию делиться опытом своего выздоровления с

новыми клиентами программы.

Эффективность постстационарного этапа социального сопровождения оценивается:

- по социально-полезной жизни, свободной от ПАВ;

- по внедрению христианских ценностей в личную жизнь;

- по появлению умений и знаний самостоятельного решения социальных, жилищно-бытовых, личных и межличностных конфликтов;

- по активному привлечению в группы самопомощи;

- по умению противостоять негативному натиску социальной среды;

- по участию в различных программах;

- по умению наставлять новых клиентов.

- по умению вовремя распознать и предотвратить срыв.

 

М.В. Фирсов

Реадаптация бывших заключенных [9]

 

Помимо понятия “адаптация” в данной работе используется понятие “реадаптация”, несущее в себе значение повторного приспособления к окружающей человека среде. В большей степени это актуально для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, вынужденных заново адаптироваться и воссоздавать социальные связи, утерянные или прерванные за время отбывания срока наказания.

Адаптация на социальном уровне обладает рядом особенностей. Во-первых, процесс приспособления к ней характеризуется активным участием сознания, хотя отдельные его этапы могут и не осознаваться индивидом; во-вторых, по отношению к людям среда, в которой протекает адаптация, имеет принципиально иной характер; природа оказывается его (человека) произведением и его действительностью; в-третьих, человек не только пассивно воспринимает результаты адаптации, но и в состоянии целенаправленно изменять их в соответствиями с социальными условиями; в-четвертых, процесс социальной адаптации происходит в условиях деятельности групп, коллективов.

Исходя из всего вышесказанного, можно подчеркнуть, что социальная адаптация человека к обществу - восприятие норм поведения этим человеком в соответствии с требованиями моральных принципов, вживание, вхождение в коллектив, приспособление к отдельным условиям.

Механизм социальной адаптации бывшего заключенного есть система отношений между лицом, выпущенным на свободу, и социальным окружением, преломляемая через его психику.

На процесс социальной адаптации в данном случае влияют такие факторы, как:

- эффективность исполнения наказания (лишения свободы);

- нравственная, психологическая и организационная подготовка осужденных к освобождению;

- осознанное усвоение осужденными новых социальных ролей;

- восстановление социально-полезных связей, правового статуса

гражданина.

Зачастую отсутствие какого-либо из этих факторов отрицательно сказывается на адаптации освобожденных. Более того, у них наблюдается высокий уровень рецидива преступлений, причем уже в течение первого года после освобождения.<…>

Профилактическая деятельность психосоциальных служб должна начинаться с момента выхода заключенного из колонии и его первых попыток включения в новую жизнь. Понятие адаптации раскрывается Я.Раиньчук как процесс, либо как результат процесса возникновения равновесия между потребностями личности и условиями общественной среды.

Общество выдвигает перед бывшими заключенными многочисленные требования и формализованные, и неформальные, вытекающие из традиций и нравственности данного общества, которые, если их воспринять, усвоить, преобразуются в задачи, успешно решая которые, бывший заключенный будет отождествлять себя с правовой группой, и общественные требования создадут ему стимулирующую ситуацию к интеллектуальной и физической активности. Но действие освобожденного в данном случае является особой реакцией и не всегда однозначно, потому что он стремится к решению задачи путем нахождения правильного и одобряемого им жизненного пути.

Формирование общественных позиций человека зависит, кроме биологического предрасположения, от интеракций, выступающих в общественных контактах в среде. Общественные контакты зависят от понимания ситуаций, способности запоминания, представления себе и предвидение последствий собственного действия. Они связаны с развитием эмоциональных процессов, которые влияют на контакты личности со средой.

По мнению А.Левицкого, можно говорить о четырех группах условий, которые облегчают процесс реадаптации. Это:

1) степень социализации культуры, в которой развивается личность;

2) формирование психического приспособления, т.е. усиления удовлетворения личных потребностей в условиях данной культуры;

3) согласование намеренных и ненамеренных влияний среды в развитии социализации;

4) наказание и награды.

Время пребывания человека в исправительном заведении дифференцирует процесс общественной адаптации в условиях свободы, так как длительное пребывание в таких учреждениях часто "отучает" правильно функционировать в обществе свободных людей. Усвоенное в колонии поведение часто мало пригодно вне его. У многих заключенных наблюдается явление присвоения норм и принципов субкультурного поведения, переносимого часто потом в жизни в условиях свободы (как защитный механизм на жизненные трудности вне исправительного учреждения).

Помимо этого, одним из серьезных реадаптационных препятствий является слишком долгая общественная изоляция, что вызывает прочные негативные изменения в личности заключенных. Изоляция общественно деморализованных личностей на малой площади связана с попаданием в ситуацию унижения, на которую преступники реагируют главным образом выполнением требований "второй жизни". Рождающееся неформальное общественное деление заключенных ускоряет процесс готовности к преступной деятельности, способствуя нарушениям реадаптации в будущем.

Итак, человек отбывший наказание в местах лишения свободы зачастую оказывается неприспособленным к жизни не только из-за социальных проблем, но и из-за особенности восприятия им окружающего его мира, специфики его психических реакций на те или иные жизненные ситуации, из-за ослабления уверенности в себе, веры в свои силы. И наше общество, как таковое, своим равнодушием или негативным отношением к бывшим заключенным лишь способствует их возвращению в "места не столь отдаленные" и ныне существующая адапционная система (точнее отсутствие таковой в социальном плане) не в состоянии решить эту проблему.

Таким образом, необходимо создать и реализовать комплексную систему реадаптации личности бывшего заключенного, основанную на индивидуальном подходе к решению его проблем, при которой бы появилась возможность построения нравственно-правового фундамента личности, ее психологических и нравственных основ.

<…> Имеется ряд факторов, объективно осложняющих адаптацию лиц, освобожденных от наказания. С одной стороны они должны оказывать положительное воздействие на осужденного, поскольку весь карательно -воспитательный процесс способствует созданию контрмотива преступной деятельности, показывая, что преступление влечет целый ряд неблагоприятных последствий. С другой - лишение свободы неизбежно связано с рядом отрицательных социальных последствий как для осужденного, так и для общества в целом.

Одно из таких последствий - разрыв многих социально -полезных связей - с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом по месту работы и т.д.

Для того, чтобы ослабить отрицательные последствия такого разрыва, закон предусматривает меры компенсационного характера - отсутствие ограничений в переписке осужденных, они получают посылки, передачи, свидания (правда, в последнее время это приобрело характер материальной и продовольственной поддержки заключенных из-за невозможности ИТУ обеспечивать всем необходимым осужденных). Однако эти меры полностью заменить постоянное общение, конечно, не могут.

Вторым последствием является помещение осужденного в отрицательную среду таких же лиц, как он сам, то есть преступников. Естественно, что такая среда не может не оказать отрицательного влияния на осужденного, особенно если он впервые осужден и характеризуется небольшой степенью социально нравственной запущенности.

Компенсационные меры выражаются в раздельном содержании впервые осужденных и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Однако такая классификация не учитывает индивидуальных особенностей разных осужденных. Известно, что иногда одну судимость может иметь опасный преступник, имеющий за плечами десятки преступлений, а вторую - человек, совершивший преступление под влиянием ситуации, и т.п. Первый может оказывать куда более опасное влияние на других отбывающих наказание, чем второй.

Следующая трудность, осложняющая адаптацию связана с тем, что осужденные отучаются принимать самостоятельные решения; весь порядок жизни определяет администрация учреждения; они не планируют свой бюджет, у них нет наличных денег, они не пользуются городским транспортом, не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания. Осужденные становятся пассивными, им трудно решать бытовые проблемы, с которыми они столкнутся после освобождения.

Немаловажное значение с точки зрения осложнения адаптации имеет и тот отрицательный прием, с который сталкиваются многие освобожденные с первых шагов на свободе. Особенно сильное влияние этот фактор оказывает на тех, кто не был подготовлен к нему в колонии.

Для облегчения социальной адаптации предусмотрена специальная система норм, призванных, с одной стороны, помочь освобожденному в решении важных проблем, которые он в целом ряде случаев сам решить не может (трудовое, бытовое, жилищное устройство), а с другой - установить социальный контроль за теми освобожденными, от которых можно ждать каких -либо антиобщественных проявлений, в том числе - совершения новых преступлений.

 

Методика психолого-педагогического сопровождения подростков на базе специального предприятия ООО «Новое Поколение» [10]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...