Моделирование социализации подростков с отклоняющимся поведением
По мере того, как подросток приспосабливается к общественным требованиям, и в какой последовательности происходит его социализация, выделяются следующие уровни: Пассивный уровень: подросток не отождествляет себя со сверстниками; обладает низким уровнем коммуникации; отсутствуют трудовые установки; низкая социальная ориентация; познавательные способности выражены слабо; происходит частичное или полное отрицание жизненно важных ценностей; нежелание придерживаться норм и правил поведения в обществе; неумение отстаивать свою точку зрения; отсутствие оценки происходящих в социуме социальных, политических, экономических, культурных процессов; отсутствие мотивации самоутверждения, личностного самоопределения. Уровень социальной и личностной привлекательности: постепенно происходитосознание подростком принадлежности к группе (трудовому коллективу); частичное отождествление себя со сверстниками; умение отстаивать свою точку зрения; средний уровень коммуникабельности; повышается успеваемость по учебным предметам; формируется трудовая мотивация, избирательная ориентированность в общечеловеческих ценностях; желание быть полезным и значимым для других, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Активный уровень: полное отождествление себя в коллективе сверстников; развитая трудовая доминанта; исполнение прав и обязанностей, диктуемых коллективом; высокая коммуникабельность; принятие традиционных ценностей; активное участие в жизни социума; активное отстаивание своей точки зрения; наличие идей и умение их отстаивать; наличие высокого уровня мотивации самовыражения, самореализации, личностного утверждения, самоопределения; умение легко приспосабливаться, проявлять эрудированность.
Этапы динамичного и противоречивого процесса социализации определяются, исходя из того, что его движущей силой является личностное развитие и самоопределение реализуемое в рамках осуществления общественно полезной трудовой деятельности в социально однородном коллективе. Условно таких этапов можно выделить три, каждый из которых вытекает из предыдущего, взаимодополняя друг друга, и показывая насколько успешно, либо неуспешно для личностного становления и развития подростка проходит сложный и противоречивый процесс социализации. 1. Диагностический этап предполагает формирование начального этапа социализации, позволяющего определить степень включенности подростка в коллектив и в усвоениедействующих в общности норм и правил; ознакомление с новыми способами и формами взаимодействия ; усвоение предъявляемой к подростку информации; принятие собственной позиции. Данный этап сопряжен с обязательным психодиагностическим исследованием и определением специфики личностных свойств подростков и возможных перспектив его поведения в трудовом коллективе в плане индивидуальной совместимости (Рис. 4.). Комплексная программа комплектования трудовых коллективов с учетом психологической совместимости включает диагностику ведущих личностных качеств подростков: «тревожность-адаптивность» и «лидерство-подчинение»; на основе которых осуществляется комплектование равномерных по степени психологической совместимости трудовых бригад. В данную модель воходят, с одной стороны, социальные функции, реализация которых необходима для эффективного взаимодействия подростков во внепрофессиональной сфере, а также факторы, обеспечивающие такое взаимодействие. Ведущими социальными функциями являются взаимодействие и оказание-принятие социальной поддержки. При этом первая группа исследуемых факторов обеспечивает психологическую совместимость «по горизонтали», а вторая – «по вертикали» (рис.5). В рамках психодиагностики также осуществляется исследование: эмоциональной удовлетворенности подростков выбранной бригады относительно других коллективов (индекс социометрической экспансивности (ИСЭ)); эмоциональной удовлетворенности подростков данной производственной бригады без связи с другими коллективами (индекс социометрического статуса (ИСС)).
2. Коррекционно-развивающий этап предполагает возможность приобщения подростка к постоянно меняющейся жизни трудового коллектива, путем включения в разнообразные, жизненно важные виды и формы трудовой деятельности, расширении его мировоззрения, реализации интересов и способностей, проявления индивидуальности через самовыражение. Этап включает значительную коррекционную работу сопровождающих служб (психологической, медицинской, службы социальных работников), осуществляющих вспомогательную функцию в процессе интеграции подростка в трудовой коллектив и привитию подростком положительных ценностей коллектива (Рис. 7). 3. Этап профилактическая работа, сопровождается формированием наивысшего этапа социализации и личностного самоопределения. Именно на нем происходит закрепление социально приемлемых стереотипов поведения; формирование смысло-жизненной ориентации, соотнесение своих желаний, приобретенных личностных и социальных качеств, возможностей и требований, предъявляемых социумом (я могу, я хочу, я есть). Системный подход, реализуемый на базе специализированного предприятия «Новое Поколение», претворяется в жизнь используя следующие технологии: Социальные и педагогические технологии: · формирование трудовой мотивации; · активация приспособительных вариантов преодолевающего поведения; · формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях. Психологические технологии: · преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний; · осознание наличия личностных проблем; · развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);
· анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы кризиса Я-концепции. · Развитие коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентации когнитивного развития, интернального локуса контроля; · принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; · изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению делинквентной среды Успешность процесса социализации зависит во многом от самого подростка, от его стремления и желания быть принятым и понятым социумом, занять достойное положение в нем, проявить свою индивидуальность, достичь социальной зрелости. Выявленные нами структурные компоненты, уровни и этапы социализации личности подростка взяты за основу построения модели. Построение модели социализации подростков в условиях личностно ориентированной системы воспитания предполагает выполнение определенной последовательности проектных действий: определение цели; выделение структурных компонентов, этапов и уровней социализации; выделение педагогических условий, при которых данный процесс будет протекать наиболее успешно; определение содержательной деятельности педагогов; разработка методов, форм и средств, при помощи которых может осуществляться процесс социализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|