Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация культурно-досуговой деятельности как эффективное направление профилактики делинквентного поведения подростков




(на примере деятельности МОУ ДО «Центр детского творчества» Красноармейского района г. Волгограда).

Организация социокультурной деятельности подростков, на наш взгляд, решает задачи двух выделенных в данной типологии форм психопрофилактической работы: организация социальной среды и организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.

Значительную роль в предупреждении антиобщественных проявлений среди детей и подростков отводится организации свободного времени. Это заставило КДН обратить внимание на работу с молодежью по месту жительства, в частности, работу подростковых клубов. Новые формы позволили повысить интерес подростков и молодежи к работе по месту жительства, увеличилось количество несовершеннолетних, посещающих подростковые клубы.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества было создано 01.09.1997г. как муниципальное учреждение дополнительного образования детей Красноармейского района г. Волгограда.

Муниципальное образовательное учреждении дополнительного образования детей Центр детского творчества Красноармейского района со структурным подразделением - подростковым клубом по месту жительства (далее ЦДТ или Центр детского творчества) - осуществляет единый, целенаправленный педагогический процесс, который объединяет воспитание, обучение и развитие личности посредством реализации дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих потребности детей и подростков в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей.

Педагогический коллектив Центра детского творчества определил миссию: формирование благоприятной культурно-образовательной среды, в которой обучающийся найдет всё, что ему необходимо: новые знания, ценности и идеалы, творческую, интересную и полезную деятельность, взаимообогащающее общение, положительные эмоциональные переживания.

Целью ЦДТ является реализация прав ребенка на полноценное, свободное и творческое развитие, на безопасность, реализацию природных способностей и задатков, на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов и потребностей, на уважение и любовь к нему со стороны взрослых.

Нормативно-правовые основы деятельности ЦДТ.

Программа деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества Красноармейского района г. Волгограда разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Концепция модернизации российского образования;

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

- Федеральный закон от 24 июля 1998 года 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 июня 1999 года 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- нормативные документы Министерства образования РФ;

- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002 – 2005 годы;

- Программа развития воспитания в системе образования России на 2002 – 2003 годы;

- Программа развития системы образования г. Волгограда на 2001 – 2005 годы.

- документы органов управления образованием района, города, области;

- методические рекомендации специалистов института управления образованием РАО, кафедры педагогической инновации и менеджмента Волгоградского ИПК,

- Устав МОУ ЦДТ,

- локальные акты МОУ ЦДТ,

- лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении, и приложение к ней;

Согласно закону РФ «Об образовании» Центр детского творчества самостоятельно разрабатывал и принимал Устав учреждения (1998 год). Структура Устава строго выдержана. В нем указаны место нахождения Центра, его организационно-правовая форма, тип и вид, язык, на котором ведется обучение, права и обязанности участников образовательного процесса, основы финансовой и хозяйственной деятельности; отражены своеобразия и индивидуальность учреждения, цели и направления деятельности; четко регламентируется режим дня и порядок управления. В 2002 году в Устав были внесены изменения и дополнения.

В Центре детского творчества помимо Устава, лицензии и договора с учредителем имеется еще ряд документов, в которых отражается своеобразие и индивидуальность учреждения и которые регламентируют повседневную деятельность коллектива, а именно:

- программа деятельности МОУ ЦДТ;

- учебный план МОУ ЦДТ:

- дополнительные образовательные программы, реализуемые в Центре;

- локальные акты МОУ ЦДТ.

Центр детского творчества в соответствии со своей миссией, статусом и видовыми признаками реализует программы дополнительного образования по четырем направлениям деятельности, которым соответствуют определенные формы и виды реализации дополнительных образовательных программ, а именно: художественно-эстетическое, научно-техническое, социально-педагогическое, культурологическое. Разнообразны формы и виды деятельности Центра детского творчества: изостудия, студия дизайна, кружок лепки, занятий рукоделием, театральная, танцевальная и вокальная студии, техническая лаборатория, клуб журналистики, имиджмейкеров, этнографический музей-театр и другие.

Учреждение имеет обособленные структурное подразделение - подростковый клуб по месту жительства, действующий на основании положения, утвержденного директором Центра, и расположенный по фактическому адресу: 400063, г. Волгоград, ул. Танеева, д. 20, кв. 47.

Подростковый клуб «Гренада», являясь структурным подразделением Центра детского творчества, работает на основании Положения, утвержденного директором учреждения.

Целями образовательного процесса подросткового клуба являются:

· развитие познавательной мотивации и творческих способностей детей, подростков и молодежи;

· социальная поддержка детей, подростков, молодежи с культурно-досуговой сфере, в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации их к жизни в социуме;

· укрепление здоровья, формирование общей культуры и здорового образа жизни детей и подростков;

· нравственное и социальное оздоровление окружающей среды, обеспечение педагогически целесообразной системы социальных взаимодействий в интересах детей, подростков и молодежи;

· информационное обеспечение заинтересованных лиц и организаций о деятельности подросткового клуба и привлечение их к работе по месту жительства.

Деятельность подросткового клуба осуществляется по направлениям: художественно-эстетическое, социально-педагогическое, научно-техническое, культурологическое, профилактика детской и подростковой безнадзорности и правонарушений, физкультурно-массовая работа.

Участниками образовательного процесса в подростковом клубе являются дети, подростки и молодежь в возрасте до 18 лет, педагогические работники и родители (законные представители) воспитанников.

Работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, тесно связана с деятельностью по профилактике правонарушении несовершеннолетних. В работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних педагоги подросткового клуба взаимодействуют с различными службами и организациями.<…>

Центр детского творчества, взаимодействуя с организациями и учреждениями в рамках окружающей культурно-образовательной среды и за ее пределами, стремится к использованию практически всех возможностей для эффективной организации своей деятельности и создания условий для всестороннего развития ребенка.

Так, в подростковом клубе «Гренада» появилось молодежное объединение «Квартал», в котором подростки, увлекающиеся культурой HIP HOP смогли проявить себя, раскрыть свой творческий потенциал, рассказать о наболевшем путём чтения реп-композиций. Была разработана авторская программа «Свободный стиль», рассчитанная на подростков от 14 до 18 лет, для которых HIP-HOP в данный период стал образом жизни. Искусство РЭПа очень популярно среди молодежи. Это ритмичное исполнение речитива, сопровождающиеся музыкой. Распространилось оно в негритянских кварталах Америки как альтернатива уличным дракам и потасовкам, т. е. вместо столкновений молодые люди стали использовать обличительные или примирительные рэп-композиции. Со временем это искусство несколько изменилось: появились лирика, юмор, но основная суть осталась неизменной.

«Квартал» собрал социально уязвимых подростков (95% из не полных семей или малообеспеченных). Благополучных же детей – единицы, но и у них возникают трудности. Как правило они не находят общего языка с родителями, педагогами. И для них РЭП именно та дверь, которая ведет к здравомыслию, помогает понять и осознать поведение окружающих, да и свое собственное. РЭП - это настоящее общение, без фальши и обмана. Настоящий РЭПер никогда не будет навязывать свой взгляд на вещи, он просто расскажет о том, о чем все молчат, он всегда оставит слушателям право выбора собственной дороги. РЭП - искусство миротворцев, поэтому его истинные последователи никогда не будут призывать к войне, к межнациональным распрям, не будут идеализировать наркотики.

Через творчество подростки «Квартала» стараются донести до взрослых своё мировоззрение, рассказать о своих проблемах, пытаются «достучаться» порой до своих же родителей, чтобы их услышали и поняли. Они самостоятельно сочиняют текст рэп- композиции, готовят электронную версию музыки, выполняют граффити.

Среди подростков, посещающих «Квартал», есть дипломант Областного фестиваля HIP – HOP ART – street 2004 и 2005 годов. Он же неоднократно был членом жюри районных хип – хоп фестивалий. Среди композиций, созданных этим парнем много патриотических, обличающих, например «Беслан»: парень негодует и скорбит, смело выступает против террора и насилия, особым лиризмом и скорбью проникнута композиция «Мама», посвященная матери, которая не верит что сын погиб в «горячей точке», и продолжает ждать его, много у него и романтических произведений.

27 апреля 2006 года Молодежное объединение «Квартал» МОУ Центра детского творчества выступило с инициативой проведения ART фестиваля субкультуры хип-хоп «Здоровым быть модно!». Соучредителями фестиваля выступили: Отдел по делам молодежи администрации Красноармейского района г. Волгограда и Управление образования администрации Красноармейского района г. Волгограда.

В Положении АРТ-фестиваля были обозначены следующие цели и задачи мероприятия: пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде активными средствами «уличного» искусства, создание условий для поддержки и развития потенциала творческого «Я» подростков, организации их свободного времени и занятости, развитие чувства красоты и гармонии у тинейджеров, поиск оригинальных и современных решений в молодежной культуре.

У многих подростков только в «Квартале» появилась возможность показать свой внутренний мир, раскрыть душу. А происходит это потому, что педагоги и психологи (в том числе и социальные) стремятся, чтобы на занятиях и воспитательных мероприятиях каждый из обучающихся имел благоприятную психологическую нишу, ощущал защиту и безопасность, доброе и заинтересованное отношение к себе со стороны окружающих его людей, взрослых и детей.

Сотрудники ЦДТ, структурным подразделением, которого является подростковый клуб «Гренада» и молодежное объединение «Квартал» в частности, своими действиями стараются:

- помочь подростку раскрыться

- преодолеть психологические комплексы и барьеры;

- сделать пребывание и деятельность подростка в Центре радостным;

- превратить Центр в доминирующую, значимую для подростка среду;

- помочь подростку стать активным субъектом собственной жизнедеятельности;

- пробудить и поддержать собственные творческие силы подростка;

- сформировать в подростке умение осознавать, оценивать и контролировать свои поступки;

- воспитывать в ребенке независимость и свободу мышления.

Таким образом, являясь многопрофильным и многоуровневым учреждением, Центр детского творчества и подростковый клуб «Гренада» реализует программы художественно-эстетической, социально-педагогической, научно-технической, культурологической направленности, опираясь в своей практике на актуальные для подросткового возраста методы художественно-творческой деятельности.

 

Программа «Возвращение»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...