Особенности педагогического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением.
<…> Педагогическое сопровождение социализации подростков с делинквентным поведением представляет собой специальным образом организованный процесс, в ходе которого у данного контингента формируется нормативное поведение. Педагогическое сопровождение подразумевает отслеживание динамики социально-психологической адаптации подростков, их профессионального становления, своевременное выявление возможных проблем в поведенческой и эмоциональной сфер и обеспечение педагогической поддержки в преодолении подростком трудных жизненных ситуаций. Междисциплинарный характер понимания социализации подростков с делинквентным поведением позволяет нам анализировать сущность этого процесса системно: мы одновременно рассматриваем его во взаимосвязи с процессами развития, воспитания, с адаптацией, индивидуализацией и интеграцией, а также в контексте социальной ситуации развития этой группы детей. Социально-психологические факторы, влияющие на социализацию подростков, могут быть объединены в две большие группы: 1) социальные, отражающие социально-культурный аспект социализации; 2) индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути личности. На наш взгляд, в условиях деятельности детских специализированных учреждений для результативного осуществления педагогического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением, попавших в трудную жизненную ситуацию, наиболее важным направлением является организация воспитательного процесса с учетом роли микрофакторов в социализации этих подростков, таких как группы сверстников, различные организации, в которых осуществляется социальное, педагогическое воспитание.
Учитывая отсутствие положительных идеалов в семье, среди сверстников и жителей микросоциума, у подростков с делинквентным поведением, попавших в трудную жизненную ситуацию, нами была обоснована необходимость фасилитационной направленности деятельности педагогов и воспитателей в рамках «Нового поколения». Фасилитирующая функция деятельности специалиста заключается в обеспечении личностного самоопределения как основного аспекта их индивидуализации. Реальную возможность для решения вышеперечисленных проблем мы видим в проектировании педагогического сопровождения процесса социализации подростков с делинквентным поведением с целью оптимизации их социально-психологической адаптации путем создания соответствующих социально-педагогических условий: педагогическое проектирование образовательной микросреды, проектирование педагогических технологий, проектирование индивидуальных траекторий развития подростков. Суть педагогического проектирования можно определить как деятельность по созданию или преобразованию педагогических объектов с целью системного и результативного решения задач развития, обучения и воспитания личности. В рамках педагогического проектирования на базе специализированного предприятия ООО «Новое Поколение» была разработана программа педагогического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением, попавших в трудную жизненную ситуацию. Исходным пунктом проектирования явилась структурно-функциональная модель педагогического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением, попавших в трудную жизненную ситуацию (Рис.).
Рис. Педагогическое сопровождение социализации трудных подростков
Важно отметить, что в настоящее время между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, который, прежде всего, отрицательно сказывается на действенности, результативности воспитательно-профилактической работы всей системы органов социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Такое положение дел сложилось не случайно, поскольку применение в воспитательно-профилактической практике результатов исследований, ведущихся в различных узкоспециализированных отраслях научного знания и непосредственно не связанных с деятельностью реально действующих учреждений и социальных институтов, оказывается весьма затруднительным для эффективного практического использования.
В свою очередь, проект специализированного предприятия «Новое Поколение» систематизирует результаты многочисленных исследований по проблемам отклоняющегося поведения и его предупреждения в рамках единой теории и прикладной педагогической практики, который реализуется на площадках «Нового поколения».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|