Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лучше ли помнят люди, не умеющие записывать?




Расхожим стало мнение о том, что люди из об­ществ, не имеющих письменности, развивают хо­рошую память, Потому что они не способны запи­сывать то, что им необходимо запомнить. Действительно ли наша память не настоль­ко хороша, потому что мы не тренируем ее, часто используя записи того, что нам следует помнить? Росс и Милссон выдвинули предположение, что опора на развитую устную традицию помогает луч­ше запоминать определенные вещи Они сравнили способности к запоми­нанию студентов колледжа - американцев и уро­женцев Ганы. Те и другие запоминали рассказы и читали их вслух. Росс и Милссон обнаружили, что в целом студенты из Ганы лучше американцев за­поминали рассказы. Таким образом, оказалось, что у носителей культуры с развитой устной традици­ей память действительно лучше. Однако Коул и его коллеги обна­ружили, что неграмотные африканские испытуе­мые показали гораздо худшие результаты, воспро­изводя списки слов, чем когда воспроизводили рассказы. Эти данные показывают, что культурные отличия в запоминании как функции устной тра­диции ограничиваются лишь значимым материа­лом.

Запоминание и эффект серийного расположения

Один из самых хорошо известных аспектов памя­ти - это эффект серийного расположения. Ре­зультаты экспериментов позволяют сделать пред­положение, что мы запоминаем предметы лучше, если они попадаются нам в списке первыми (эф­фект первичности) или последними (эффект но­визны). Интересно, что Коул и Скрибнер не обнаружили связи между серий­ным расположением и вероятностью того, что предмет запомнится, когда изучали память пред­ставителей живущего в Либерии племени крелль.

Процесс запоминания - метафора компьютера

Уэгнер сделал предположение о том, что эффект первичности зависит от много­кратного повторения того, что вы пытаетесь запом­нить, и что эта стратегия памяти связана с обуче­нием. Уэгнер сравнил группы марокканских детей, которые ходили и не ходили в школу, и обнаружил, что эффект первичности был намного сильнее у детей, посещавших школу. Уэгнер выдвинул гипо­тезу, что процесс запоминания, подобно компью­теру, имеет две части: «железо» - базовую огра­ниченную память, неизменную в разных культу­рах; и «программное обеспечение» - память, которую мы развиваем, когда пытаемся запомнить то, что учили. Именно программируемая часть в разных культурах варьирует.

Коул и его коллеги обнаружили, что негра­мотные африканские испытуемые показали го­раздо худшие результаты, воспроизводя спис­ки слов, чем когда воспроизводили рассказы. Эти данные показывают, что культурные отличия в запоминании как функция устной традиции ограничиваются лишь значимым материалом.

Память и систематическое образование

На способность запоминать несвязанную информа­цию, по-видимому, оказывает влияние не столько культура, сколько тот факт, посещают люди школу или нет. Учителя ждут от детей, что те будут запо­минать буквы, таблицу умножения, правила и фор­мулы. Испытуемые, посещавшие школу, следова­тельно, обладали большей практикой запоминания, чем люди, не учившиеся в школе.

Исследование Скрибнера, ко­торый провел серию экспериментов с образован­ными и необразованными африканцами, подтвер­дило эту идею. Образованные африканцы были способны вспомнить списки слов в той же степе­ни, что и американские испытуемые, тогда как не­образованные африканцы запоминали меньше слов.

Память и выработка стереотипов

Функционирование памяти влияет на широкий спектр психологических явлений, в том числе и на выработку стереотипов. Так, в одном исследовании американских детей евро­пейского происхождения попросили запомнить рассказы о белых и неграх, отвечавших или не от­вечавших расовым стереотипам. Различные нега­тивные черты ассоциировались в рассказах или с белыми, или с чернокожими героями. Результаты показали, что дети, лучше запоминавшие расска­зы, противоречившие стереотипам, были менее склонны к расовым стереотипам и лучше класси­фицировали людей по многим показателям. И на­против, дети, склонные к расовым стереотипам, плохо запоминали тексты, не соответствующие их концепции. Следовательно, память может воздей­ствовать на стереотипы и на то, как мы понимаем людей.

Память и старение

Несмотря на отличия в способности к запомина­нию (они могут быть нивелированы в процессе обучения в системах формального образования), человеческой памяти, по-видимому, присущи не­которые не зависящие от культур свойства, и в пер­вую очередь это касается взаимосвязи между памятью и старением. Результаты экспериментов показали, что способности к запоминанию, как правило, ослабляются по мере того, как люди ста­новятся старше (или, по крайней мере, люди бо­лее избирательно относятся к тому, что они запо­минают!). Это явление последовательно наблюда­ется во многих культурах. Так, в исследовании Крука и его коллег принимали участие бельгийцы и аме­риканцы разного пола в возрасте от 14 до 88 лет, которых просили выполнять на компьютере зада­ния, имитировавшие запоминание в повседневной жизни. Исследователи выяснили, что ослабление памяти в зависимости от возраста последователь­но наблюдалось в обеих группах.

Влияние культуры на память

Взаимосвязь между памятью и устной традицией и возможным влиянием культуры и формального образовательного опыта поднимает несколько ин­тересных вопросов о понимании эффектов воздей­ствия культуры на нашу память. Устные традиции бытуют и у культур с развитой системой формаль­ного образования; они проявляются в эпических жанрах, народных песнях и музыке во всех куль­турах, в том числе и в нашей собственной. Изуче­ние устных традиций может помочь в изучении работы памяти в любой культуре, так, некоторые исследования антропологии языка показали, что лингвистические структуры в пись­менном языке зависят от разговорной практики. Таким образом, мы знаем, что культура влияет на память, но ученым пока еще неизвестны механизмы и глубинные эф­фекты этих воздействий.

УЗНАВАНИЕ ЛИЦ

За последние четверть века большое количество исследований было посвящено узнаванию лиц - еще одной теме, напрямую связанной с взаимодей­ствием культуры и памяти. Уже первые исследо­вания в этой области доказали существование при­страстия к узнаванию людей своей расы, эффект, обычно называемый воздействие своей расы. Так, Мэлпасс и Кравиц пока­зывали фотографии чернокожих и белых людей студентам университета, где по большей части учи­лись афроамериканцы и американцы европейско­го происхождения. Результаты эксперимента по­казали, что наблюдатели узнавали людей своей собственной расы лучше, чем представителей дру­гой расы. Данные этих опытов неоднократно воспроизводились и подтвердились в метаанализе, базировавшемся на множестве примеров и работ. Недавнее ис­следование подтвердило этот эффект и для азиат­ских лиц, когда сравнивались суждения американ­цев европейского и азиатского происхождения о лицах европейцев и азиатов. Другие работы продемон­стрировали то же расовое пристрастие в различе­нии лиц женщин и мужчин.

Так почему же мы лучше распознаем лица представителей нашей расы?

С годами ряд ученых выдвинули несколько при­чин эффекта воздействия своей расы. Бригэм и Мэлпасс, например, считают, что на способность дифференцированного узнавания влияют и уста­новки по отношению к людям той же и другой расы, и социальная ориентация и трудность зада­чи. По их мнению, прак­тически не подтверждается старая гипотеза, осно­ванная на недостатке контакта между группами, которая утверждала, что дифференцированное узнавание происходит из-за ограниченности обще­ния с представителями других групп. Дэвин и Мэлпасс показали, что на дифференцированное узнавание лиц могут воздей­ствовать направляющие стратегии. Когда наблю­дателям сказали, что они принимают участие в эксперименте на время реакции и позже их попро­сят составить дифференцированное суждение о людях, за которыми они наблюдали, то в скорости узнавания не возникало никакого различия.

Исследование Леви, Ласнэ и Андервуда выявило ряд условий, при которых эффект воздействия своей расы в раз­ной степени проявлялся или отсутствовал у лю­дей одного пола, возраста и цвета кожи. Эти уче­ные сочли, что феномен дифференцированного узнавания объясняется различными Я-схемами на­блюдателей. Наконец, существует теория о том, что человек по-разному воспринимает и классифи­цирует лица представителей своей и чужой расы, а свои и чужие расовые черты иначе кодируются в восприятии людей разных рас.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...