Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кросс-культурные исследования креативности




Те же самые характеристики оказываются верны­ми для творческих людей и в других культурах. Например, Халифа, Эрдос и Ашрия указали на эти характерис­тики в своем исследовании креативности в кон­формистской культуре Судана; Симонтон выделил эти характеристики в своей ра­боте, посвященной исследованию творческих личностей в японской истории; Сато описал их реализацию в программах дошкольного воспитания, разработанных в Японии, чтобы спо­собствовать развитию у детей креативности. Все эти примеры последовательно подтверждают ги­потезу Стернберга и Любарта о процессах, которые проходят творческие личности, в особенности когда преодолевают пре­пятствия со стороны ориентированного на конфор­мизм микросоциума.

Культура и поощрение креативности

Существуют, однако, некоторые важные отличия в конкретном способе, в котором креативность может поощряться в разных культурах. Шейн, Венкатара-ман и Мак-Миллан, например, изучали новаторские стратегии, сделав выборку служащих четырех ти­пов организаций из 30 стран, всего 1228 человек. Авторы характеризовали эти страны с точки зре­ния параметров индивидуализма Хофстеде, пол­ноты прав и избежания неопределенностей (см. обзор в главе 2). Они обнаружили, что в странах с высоким уровнем избежания неопределенностей предпочитают, чтобы творческие личности разра­батывали организационные нормы, правила и про­цедуры. В странах с более высоким уровнем права творческие люди, как правило, получают поддерж­ку у властей, прежде чем действовать или строить широкую базу поддержки у сторонников новых идей. В коллективистских странах предпочитают, чтобы творческие люди стремились найти для сво­их проектов функциональное применение.

Таким образом, хотя творческим людям раз­ных культур присущи некоторые общие харак­теристики, им нужно адаптировать свои способ­ности к определенной культурной обстановке. Креативность подразумевает требование, чтобы человек «выбрался за пределы своей собствен­ной коробки»; еще одна сфера культурных отли­чий - степень, в которой развита эта способ­ность. Будущие исследования в этой области и их авторы должны быть креативными, чтобы достичь цели!

КУЛЬТУРА И ПОЗНАНИЕ: РЕЗЮМЕ

Исследования, о которых говорилось в этом раз­деле, были посвящены культурным отличиям в мышлении людей, в том числе в категоризации, памяти, узнавании лиц, разрешении проблем, при­нятии решений и креативности. В целом процес­сы, лежащие в основе этих когнитивных способ­ностей, в разных культурах одинаковы, но конк­ретные способы их проявлений, по-видимому, существенно различаются.

Кросс-культурные исследования проводились и в других сферах психологии познания, таких как когнитивные стили, размышление о будущем и фантазии. Еще одна важная область когнитивных навыков - это язык и его развитие. Эта проблема имеет важные прак­тические последствия для всех нас, особенно тех, кто работает в системе образования или намерева­ется стать преподавателем. Как люди в разных культурах учатся? Каковы у людей в разных куль­турах сходства и отличия в развитии когнитивных навыков и способностей? Как контекст, культура и социальные учреждения взаимодействуют меж­ду собой и влияют на эти навыки и способности?

Это всего лишь часть вопросов, с которыми мы столкнулись сегодня из-за усиления осозна­ния культуры. Будем на­деяться, кросс-культурные исследования выдан­ной области помогут нам разработать новые спо­собы понимания этих сложных процессов и участия в них.

КУЛЬТУРА И СОЗНАНИЕ

Тема, давно представляющая интерес и для куль­турологии и для психологии, - это взаимосвязь между культурой и сознанием. В современной пси­хологии мы, как правило, определяем сознание как состояние ощущений, мыслей и чувств.

Люди, интересующиеся взаимоотношениями между культурой и сознанием, подходят к этой проблеме с разных точек зрения. Некоторые авто­ры, например, изучали содержание снов и отмети­ли, что оно может иметь различные интерпретации и смысл в разных культурных контекстах. Другие исследовали пси­хические патологии у носителей разных культур. В частности, ими было выявлено, что поведение, представляющееся диссоциативным по отноше­нию к реальности, в одних культурах считается патологией, а в других, напротив, нормой. Еще один ряд исследований в этой области включает восприятие боли.

Сознание как культурная конструкция

Некоторые современные авторы предположили, что сознание само по себе - это культурная кон­струкция. С их точки зрения наше состояние чувств, восприятия и ощу­щения окружающего мира имеет такую же соци­альную и культурную конструкцию, как и все ос­тальное. Эта логика предполагает, что в разных обществах существуют не только культурные различия, но и различия в состоянии сознания людей. Более того, сознание отдельного человека должно отличаться от сознания любого другого из-за раз­личий, присущих личному опыту и развитию. Со­ответственно, в опыте и развитии разных людей есть и сходство, а если на уровне культуры суще­ствует сходство в обучении, то можно предполо­жить существование кросс-культурного сходства и в сознании.

В этом разделе дается обзор кросс-культурной и антропологической литературы о взаимоотноше­ниях между культурой и сознанием через изуче­ние снов, времени и восприятия боли.

Сны

Психологи, изучающиесны, традиционно прово­дят разграничение между двумя аспектами: скры­тым и явным содержанием. Явное (манифестное) содержание относится к осознаваемому пласту сна, тому, которое видит и переживает сновидец. Скры­тое (латентное) содержание характеризует психо­логические темы, которые, как предполагается, со­ставляют основу сна и опосредованно представле­ны в его явном содержании.

Культура и манифестов содержание сна

Неудивительно, что кросс-культурное исследова­ние снов обнаружило значительные культурные отличия в явном содержании снов. Пунамэки и Джусти, например, ис­следовали, как культура, насилие и личностные факторы воздействовали на содержание сна у па­лестинских детей, живущих в условиях постоян­ной угрозы насилия (сектор Газа), палестинских детей, живущих в мирной области, и финских де­тей, живущих в спокойной обстановке. Дети запи­сывали сновидения, которые они вспоминали на­утро, в течение семи дней, а исследователи коди­ровали их явное содержание. Результаты показали, что сны у палестинских детей в секторе Газа вби­рали больше внешних сцен тревоги, в то время как сны финских детей чаще содержали эпизоды «внутренней» тревоги. Культурные различия в явном содержании сна были также выявлены Ле-вайн в ее исследовании детей ирлан­дцев, израильтян и бедуинов, и Кейн в исследовании англомексиканских и афроамери-канских женщин.

Результаты исследования Пунамэки и Джусти, однако, показали, что культура - не единственный фактор, влияю­щий на содержание сна. Так, интенсивные и яркие сновидения детей, живущих в секторе Газа, вклю­чают темы, связанные с преследованием и агрес­сией, которые, конечно, приходят туда из повсед­невной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...