Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кросс-культурные исследования родительского поведения




В течение последних десятилетий проводилось значительное количество исследований Стилей поведения родителей в разных культурах и их вли­яния на возникновение культурных различий.

В одном интересном исследовании рассматрива­лись стратегии поведения японских и американских матерей при воспитании уступчивости детей. Ученые интервьюи­ровали американских и японских матерей и их пер­венцев по поводу шести гипотетических ситуаций, каждая из которых предполагает поведение ребен­ка, вызывающее недовольство матери. На основе этих ответов стратегии поведения матерей были классифицированы как опирающиеся на авторитет, правила, чувства, естественные последствия и моде­лирование поведения. Результаты говорят о том, что японские матери предпочитали стратегию, основан­ную на чувствах, и демонстрировали большую гиб­кость поведения, чем американские матери, полагав­шиеся на свой авторитет. Авторы полагают, что их данные отражают глубокие культурные различия в процессе приобщения к культуре и социализации, которая в Японии основана на личностных и меж­личностных связях, а в Америке - в большей степе­ни на наказаниях и наградах.

Различия в практике воспитания детей обна­ружены и в других группах культур. Келли и Тзенг, например, сравнивали поведение американских матерей европейского и китайско­го происхождения. Они обнаружили, что для ма­терей европейского происхождения характерна чувствительность, постоянство, снисходитель­ность и соблюдение правил, в то время как китай­ские матери больше используют физические нака­зания и повышение голоса. Авторы связывают эти результаты с тем, что американки китайского про­исхождения стараются придерживаться культур­ных традиций своей родной страны. Деверо, Брон-фенбреннер и Сьюци сообщали, что немцы при воспитании детей больше опираются на любовь, дружбу, пря­мой контроль и наказания, чем американцы.

Обычаи, связанные с отходом ко сну

Наиболее ярко проявляются культурные различия в поведении родителей, связанном с укладыванием ребенка спать. Основная проблема родителей, про­живающих в городах США, - уложить ребенка спать на всю ночь и непременно в отдельной от ро­дителей комнате. Американцы стараются спать от­дельно от детей, считая, что это помогает развивать их независимость. Ребенку предлагается некоторая помощь только в виде «утешительных предметов», таких как специальное одеяло или игрушка.

В других культурах родители не ставят перед собой такой задачи. В сельских местностях Европы дети спят вместе с матерью в течение всего первого года жизни. Это характерно и для многих других культур, где редко применяются утешительные предметы и ритуалы укладывания спать. Матери индейского племени майя, стремясь обязательно ус­тановить очень тесную связь со своими детьми, спят вместе с ними в течение нескольких лет после ро­дов. После рождения следующего ребенка старшие дети переходят на кровать в той же комнате или делят кровать с другим членом семьи. В традици­онных японских семьях ребенок спит с матерью или с отцом на его половине или в отдельной комнате. Такая практика воспитывает в ребенке качества, со­ответствующие целям развития в данной культуре.

Разделение обязанностей между родителями

Изучение разных культур выявило значительные различия в разделении обязанностей между роди­телями в семье. Бест, Хаус, Барнард и Спикер изучали раз­личия в отношениях между детьми и обоими ро­дителями во Франции, Германии и Италии. Они обнаружили, что французские и итальянские отцы больше играют с детьми, чем матери, но обратная ситуация наблюдается в Германии. Деверо, Брон-фенбреннер и Сьюци обнаружили, что преобладание роли матери в семье более заметно в американских и немецких семьях, т. е. в их американской выборке дифференциация ролей отца и матери выражена сильнее, чем в немецкой. Бронштейн, изучавший отношения детей с отцами и ма­терями в мексиканских семьях, обнаружил, что отцы там чаще общаются и играют с детьми, а ма­тери больше занимаются обеспечением насущных физических потребностей ребенка.

Ожидания родителей

Многие различия в поведении родителей в разных культурах связаны с ожиданиями родителей в от­ношении культурного развития ребенка. Джоши и Мак-Лин изучали ожида­ния матерей в отношении развития ребенка в Ин­дии, Японии и Англии. В этом исследовании мате­рей просили назвать возраст, в котором дети смо­гут, по их мнению, выполнить каждое из 45 заданий. Японские матери возлагали большие надежды на своих детей в области учебы, личной гигиены и са­мостоятельности, чем британские матери. Индий­ские матери меньше ожидали от своих детей, чем японские и британские матери, во всем, за исклю­чением самостоятельности. Другие авторы пришли к выводу, что в Индии и США существует связь между поведением родителей и такими чертами личности детей, как благо­дарность, настойчивость и склонность к депрессии.

Сходства в родительском поведении

Исследования разных культур продемонстрирова­ли не только различия, но и многочисленные про­явления сходства в поведении родителей. Келли и Тзенг, например, установи­ли, что в США матери европейского и китайского происхождения обращают внимание на манеры, школьные успехи и эмоциональный настрой детей в возрасте 6-8 лет больше, чем в возрасте 3-5 лет. Соли-Камара и Фоке оцени­вали поведение родителей по 100-балльной шка­ле и пришли к выводу, что мексиканские и амери­канские матери не отличаются по своим родитель­ским ожиданиям и поведению.

Пэппс, Уолкер, Тримболи и Тримболи обнаружи­ли, что у англоамериканских, греческих, ливанских и вьетнамских этнических групп применение ро­дительской власти является самой распространен­ной методикой дисциплинарного воздействия. Келлер, Чазиотис и Рунде также сообщают о культурном сход­стве между американскими, немецкими и грече­скими родителями в вербальном и вокальном по­ведении по отношению к детям.

Резюме

Результаты исследований говорят как о различи­ях, так и о сходстве поведения родителей при вос­питании детей в разных культурах. Все исследо­вания показали, что стиль поведения родителей связан с целями развития личности, установлен­ными каждой культурой. Это значит, что культур­ные различия в моральных ценностях, веровани­ях, отношениях и поведении связаны с разными целями развития так, что в результате воспитания развивающиеся члены общества могут выполнять работу, необходимую для выживания. Оказывает­ся, все люди похожи в том, что развиваются в со­ответствии с культурными целями общества, а раз­личны так, как различаются эти цели.

Культурные различия в родительском поведении связаны и с другими факторами. Самые важные из них - экономика и семья (в широком смысле).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...