Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приобщение к культуре и социализация




Детство в любом обществе - это время непрерыв­ного изменения человека, когда он больше, чем в другие периоды жизни, подвержен воздействию культурной среды. Универсальным для всех куль­тур является желание ребенка стать счастливым, преуспевающим взрослым. Однако счастье и успех в разных культурах понимают по-разному.

Несмотря на сходство в понимании конечной цели развития, культуры демонстрируют огромное разнообразие представлений о содержании этого процесса. В каждой культуре есть представления о качествах, необходимых взрослому для адекват­ного существования, но они различ­ны в разных культурах и окружающих условиях. На­пример, людям, нуждающимся для преуспевания в формальном образовании, эта истина внушается уже в раннем детстве. В этом возрасте им уже дают книги и соответствующие наставления. В другой культуре необходимой составляющей взрослой жизни будет умение ткать и прясть. В такой стра­не дети начнут приобщаться к этим занятиям с ран­него возраста. Каждый из нас с детства интегри­рован в свое общество и его культуру. К тому вре­мени, как мы становимся взрослыми, мы уже зна­ем многие обычаи и правила поведения и пользу­емся ими так часто, что они становятся нашей вто­рой натурой.

Многое в нашем взрослом поведении обуслов­лено этими правилами, и мы следуем им автома­тически и неосознанно, не задумываясь над тем, как мы поступаем. Все же в какой-то период на­шей жизни мы должны были усвоить эти правила и стиль поведения. Культура в широком смысле слова включает так много аспектов жизни, что не­возможно усвоить ее, просто прочитав об этом в книге. Обучение культуре - это длительный про­цесс, требующий времени и практики. Оно вклю­чает такие аспекты учебного процесса, как клас­сическое обусловливание, оперантное обусловли­вание и социальное обучение. По мере обучения культуре мы делаем ошибки, но люди и обществен­ные институты всегда рядом, чтобы помочь, а иног­да и заставить нас исправить их.

Социализация и ее агенты

Социализация - это процесс, в ходе которого мы узнаем и усваиваем правила и манеры поведения, обусловленные культурой данной страны. Социа­лизация происходит в течение длительного време­ни и включает познание и овладение социальны­ми и культурными нормами, отношениями и ве­рованиями. Процесс социализации начинается очень рано, вероятно, с первых дней жизни. Неко­торые ученые считают, что биологический темпе­рамент и предрасположенность, с которыми мы приходим в этот мир при рождении, тоже часть процесса социализации. Это, конечно, очень инте­ресная и интригующая идея, однако большая часть того, что мы знаем о социализации, относится к жизни после рождения.

С социализацией тесно связан процесс приоб­щения к культуре. Это процесс, при котором моло­дые люди познают и перенимают манеру поведения, свойственную культуре их страны. Разница между двумя этими терминами очень невелика. Термин «социализация» относится к самому процессу и ме­ханизмам, с помощью которых люди обучаются правилам поведения в обществе, т. е. к тому, что го­ворится, кому, когда и в каком контексте. Термин «приобщение к культуре» относится уже к продук­там процесса социализации - субъективным внут­ренним психологическим аспектам культуры, кото­рые усваиваются в процессе развития человека. Различие и сходство терминов «приобщение к куль­туре» и «социализация» связаны с различием и сходством понятий «культура» и «общество».

Сегодня мы часто слышим еще один близкий термин - аккультурация. Этот термин относится к процессу адаптации (и во многих случаях усвое­ния) к другой культуре, отличной от той, в кото­рой человек был сформирован. Слово аккультура­ция обычно употребляется в связи с иммиграци­ей - переездом из одной страны в другую и приспособлением к жизни в условиях «чужой» культуры.

Агенты социализации - это люди, учреждения и социальные институты, существующие для того, чтобы обеспечить прохождение процесса социали­зации. Первыми и самыми важными среди этих агентов становятся родители. Они помогают вне­дрить в сознание детей моральные и культурные ценности, развивают уже усвоенные и исправля­ют ошибки в поведении детей.

Родители, однако, не единственные агенты со­циализации. Для многих людей братья и сестры, родственники, друзья и ровесники тоже являются важными агентами социализации. В этом процессе участвуют и школа, и церковь, и общественные орга­низации. На самом деле, если вы подробно рассмот­рите процесс социализации, то обнаружите, что культура внедряется в нас с помощью очень боль­шого числа людей и общественных институтов. Поэтому неудивительно, что мы выходим из этого процесса, отлично усвоив культуру своей страны.

В этом разделе мы рассмотрим результаты изучения процессов, лежащих в основе приобще­ния к культуре и обеспечивающих его осуществ­ление. К счастью, у нас имеется достаточное коли­чество исследований культурных различий в про­цессе развития человека, которые позволят нам понять, как разные культуры осуществляют соци­ализацию. Значительное количество исследова­ний, проведенных в сфере школьного образования в разных странах, расскажет нам о том, как проис­ходит передача культуры в этой области. В послед­ние годы исследователи старались изучить сам процесс приобщения к культуре, т. е. то, как взаи­моотношения людей с различными агентами соци­ализации приводят к возникновению культурных и этнических общностей. Я начинаю этот обзор с рассмотрения возможности того, что дети в разных странах рождаются с разными биологическими предпосылками для восприятия определенной культуры, т. е. с разным темпераментом.

КУЛЬТУРА И ТЕМПЕРАМЕНТ

Типы темперамента

Любой родитель скажет вам, что не бывает двух одинаковых детей. Дети не только выглядят по-разному, но с самого рождения отличаются по темпе­раменту. Каждый ребенок проявляет себя в этом мире по-своему: он может быть покладистым или упрямым, активным или спокойным. Эти качества врожденные и вызывают разные реакции окружа­ющих ребенка людей. Темперамент обычно рассмат­ривается как биологически обусловленный стиль взаимодействия с окружающим миром. Американ­ские психологи выделяют три главные разновидно­сти темперамента легкий, трудный и «медленно разогревающийся».

Легкий темперамент определяется как ров­ный, адаптивный, в меру интенсивный стиль по­ведения, которое воспринимается как положи­тельное и отзывчивое. Трудный темперамент ха­рактеризуется интенсивным, непостоянным, шокирующим поведением, которое обычно сопро­вождается отрицательными эмоциями. «Медлен­но разогревающиеся» дети долго переходят в со­стояние активности и медленно накапливают опыт, но несмотря на первоначальную замкну­тость, со временем и при надлежащей поддерж­ке адаптируются и положительно реагируют на окружающий мир.

Взаимодействие темпераментов ребенка и ро­дителей, иначе называемое критерием согласия, -ключ к развитию личности ребенка. Реакции ро­дителей на проявления темперамента ребенка обеспечивают стабильность или нестабильность взаимодействия ребенка с действительностью. Ре­акция родителей на темперамент ребенка также влияет на его дальнейшую привязанность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...