Занятие 2. «Сказка про ежика Витю»
Материалы и оборудование: аппликаторы Кузнецова; шелковый шарф, картонные круги или спортивные «подушки»; мелкие бусинки, пуговицы, палочки; аудиозапись песни «Дружба крепкая» В. Шаинского. Ход занятия 1. Упражнение «Ласковый дождик» Цель: активизировать детей, позитивно настроить на совместную работу в группе; снять телесные зажимы. «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поприветствуем друг друга с игрой „Ласковый дождик“. Все становятся друг за другом и, двигаясь по кругу, делают массаж плеч, спины идущего впереди. Затем направление движения меняется, и игра повторяется. Направление можно менять несколько раз.
2. Упражнение «Дорожки» Цель: развивать тактильные ощущения, учить детей чувствовать свое тело. «Сегодня нам предстоит долгая прогулка, а для этого нам надо выбрать дорогу, по которой мы пойдем». Ведущий демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них. «Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего волшебной силой, которая поднимается от ступеней и заполняет все его тело. Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани). Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются кольца или спортивные „подушечки“). Но эта дорога дает идущему по ней больше силы, чем первая. Третья дорога – самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две. Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.
Закончив путь, садитесь на пол и расслабляйтесь». Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь выбрал.
«Сказка про ежика Витю» В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
3. Упражнение «Колючий ежик» Цель: реализовать потребность детей в возможности проявления агрессии, снимающей у них мышечные зажимы. Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке. Упражнение повторить несколько раз. – Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой колючкой, как ты? – говорила Вите лиса. – Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой, – бурчал медведь. – Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь, – пищал зайка. – У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте – и те поют лучше тебя, – напевал ему прямо в ухо соловей.
4. Упражнение «Зайцы, медведи, лисы, соловьи» Цель: развивать умение изображать при помощи жестов, мимики разных животных, формировать навыки креативности. Ведущий называет то одно, то другое животное или птицу, а дети выполняют характерные для него движения, «любуются» собой. – «Зайцы» – легко скачут; – «Медведи» – медленно переваливаются, изображая тяжелую походку; – «Лисы» – крадутся за добычей; – «Соловьи» – порхают, легко махая крылышками. Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха? » – плакал он. Маленькие слезки ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку.
5. Упражнение «Печаль» Цель: учить ребенка понимать свои эмоции и правильно их выражать, преодолевать собственные внутренние барьеры. Дети изображают эмоцию «печаль» – лица печальные, глаза грустные, уголки губ опущены. Дети ладонью круговыми движениями мягко гладят себя по груди, успокаивают. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть не заболел.
6. Упражнение «Закончи фразу» Цель: активизировать и обогащать словарный запас детей, совершенствовать навыки связной речи, развивать самореф лексию. Детям предлагается изобразить маленького ежика и проговорить: «Да, я маленький – но я…» (добрый, сильный и т. д. ). Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак.
7. Упражнение «Кто больше соберет» Цель: развивать моторную ловкость, дать возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки, тренировать в изменении характера движений. Дети собирают мелкие игрушки, детали, фишки, палочки и т. п., но с условием: а) только правой рукой, б) только левой рукой; в) пальцами ног, г) сжав пальцы в кулак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику стало очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький», – подумал он.
8. Упражнение «Страх чужого» Цель: отрабатывать навыки общения с разными людьми, понимать эмоции других людей; развивать умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим невербальным способом. Ведущий исполняет роль «чужого», все дети – «ежики». Сначала раздаются раскаты грома в записи. Затем ведущий кричит низким страшным голосом: «У-у-у! Зачем вы здесь? » Дети изображают страх, а затем по очереди встают и гордо выпрямляются, как бы победив свой страх. Но, несмотря на страх, Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.
Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться за куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался, пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела.
9. Упражнение «Боль» Цель: формировать навыки невербального выражения эмоций; учиться задерживать внимание на своих ощущениях. Детям предстоит показать, как они ощущают боль (без слов). Когда ежик, наконец, добрался до старой сосны, там его ждала лиса. – Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, – сказала лиса.
10. Упражнение «Настоящий друг» Цель: учить детей находить в своем товарище положительные черты характера, подбирать слова для передачи этих качеств. Дети разбиваются на пары. Им предлагается полоса препятствий: пройтись по тропинке через лес, через кусты, обогнуть яму, перебраться через поваленное дерево, переплыть на лодке озеро и т. д. Но все это надо сделать вместе, не разрывая рук, как настоящие друзья, которые друг друга не бросают. С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг. Ведь настоящий друг – это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг – это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.
11. Упражнение «Марш» Цель: учить детей двигаться в соответствии с музыкой маршевого характера, способствовать повышению уровня самооценки и уверенности в себе. Дети выбирают себе «друга» и встают в пары. Под песню «Дружба крепкая» они гордо обходят зал, крепко держась за руки. «На этом наше сказочное путешествие заканчивается. Мы с вами опять выбираем себе дорогу домой» (раскладываются три варианта). Дети выбирают, а ведущий наблюдает за их выбором. Вопросы для обсуждения (обсуждение проходит в группе или индивидуально): 1. За что было обидно ежику, почему он плакал? 2. Что изменилось в жизни ежика? 3. Кто такой настоящий друг, по мнению ежика? А как считаешь ты?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|