Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи




 

Изучение высказываний учёных и изобретателей о своём творчестве. Данные самоотчета, наблюдения за собой, самоанализа.

На основании использования этого метода выделены 4 стадии решения задачи:

· подготовка

· созревание решения

· вдохновение

· проверка найденного решения

 

Метод рассуждения вслух при решении задач.

Задача К. Дункера с Х-лучами.

При анализе протокола рассуждения вслух удается выявить эта­пы, общую схему поиска решения задачи. выделяются определенные этапы поиска, завершающиеся формулированием вариантов решения задачи. Специально выделялся момент формулирования принци­па (функционального решения).

 

Я.А. Пономарев. Прямой (осознаваемый) и побочный (неосознаваемый) продукт решения задачи. В опытах Я.А. Пономарева использовалась следующая задача: «Даны четыре точки. Требуется провести через эти четыре точки три прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку.

В специально подобранной наводящей задаче (игра в «Хальму») испытуемый, решая ее, «прокладывал рукой маршрут, совпадающий с чертежом решения задачи «Четыре точки», иными словами путь движения его руки точно соответствовал графическому выражению решения этой задачи». Однако такая подсказка оставалась на уровне побочного продукта действия и не обязательно помогала решить основную задачу. Автором было показано, что перевод побочного продукта действия на положение прямого оказывается возможным в том случае, когда «подсказка» предваряется основной задачей, но и в этих условиях далеко не всегда. Были выявлены факторы, способствующие этому переводу: простота стимулирующей задачи; простота выявляющей задачи; малая автоматизированность способа действия, которым выполняется подсказка; обобщенность способа, в который преобразуется побочный продукт; незначительная опредмеченность потребностей субъекта в прямых продуктах действия.

 

Эксперименты на роль неосознаваемых компонентов мышления.

 

Эксперименты на невербализованные исследовательские акты.

Фрейд описывал творческий акт как результат сублимации либидозной энергии.

 

 

Наиболее распространенным в исследованиях креативности как типа мышления является тест отдаленных ассоциаций (RAT), предложенный Медником (1962). Это вербальный тест, созданный на основе развиваемой автором ассоциативной теории творческого процесса. Здесь творческий процесс рассматривается как переформирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Чем более удалены друг от друга элементы новой комбинации, тем более творческим является процесс решения. Тест состоит из 30 словесных триад, где каждый элемент взят из взаимно удаленных ассоциативных областей. Испытуемый должен установить ассоциативную связь между ними, т.е. найти четвертой слово, которое объединит независимые прежде элементы в единую систему. Надежность данного метода довольно высокая.

 

 

Одна из первых работ, в которой креативность была рассмотрена как способность, - это работа Симпсона (1922). Он определил креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. В последнее время данного направления придерживаются Гилфорд и Торранс.

Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных факторов (способностей), которые располагаются внутри его общей модели интеллекта. Гилфорд выделяет 4 основных фактора креативности:

· Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы. Тесты: предложить как можно больше названий к заданному тексту, перечислить все возможные последствия заданной ситуации и др.

· Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование. Тесты: даются 2 объекта, которые нужно соединить так, чтобы получился полезный третий.

· Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности. Тест: головоломки со спичками, где нужно переместить несколько спичек из заданной конфигурации так, чтобы получилась другая фигура.

· Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации. Тесты: предложить все возможные способы применения обычных вещей (например, кирпича), перечислить как можно больше вещей, принадлежащих к определенному классу.

 

Торранс начал исследование креативности с некоторых тестов Гилфорда, а лишь позже разработал свою собственную теорию. Креативностью Торранс называет способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии. Творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиска решений, возникновение и формулирование гипотез относительно отсутствующих элементов, проверку и перепроверку этих гипотез, возможность их модификации и сообщение результатов.

Тесты Торранса делятся на 2 типа: вербальные и образные. Креативность оценивается по показателям беглости, гибкости, оригинальности и совершенству; вводится также и обобщенная шкала творческих способностей.

Вербальные тесты: «Спроси и догадайся» (предъявляется рисунок призрачной «эльфоподобной» фигурки, нужно задать по этой картинке как можно больше вопросов, придумать как можно больше причин этого события, перечислить все возможные последствия), «Совершенствование продуктов» (предъявляется рисунок надувного игрушечного слона, нужно предложить возможные изменения этой игрушки, чтобы детям было интереснее с ней играть) и др.

Образные тесты: «Создание картин» (нужно вырезать овальный кусок ярко раскрашенной бумаги, нужно прикрепить его к листу, добавить другие элементы, чтобы получилась картина), «Дополнение рисунков» (нужно завершить неполные рисунки, чтобы получились некоторые оригинальные объекты).

 

Другое направление в изучении креативности ориентируется на исследование личности. Гольдштейн (1939), Роджерс (1959) и Маслоу (1959) связывали творческий процесс с «самоактуализацией». Экзистенциалист Мей (1959) указывал, что акт творчества может совершаться только в том случае, когда человек полностью поглощен соответствующим видом деятельности.

 

В рамках этого подхода эмпирические исследования проводятся Институтом по диагностике и изучению личности при Калифорнийском университете. Тест Барона: стимул – набор черно-белых чернильных рисунков, испытуемый должен указать, какие из них ему больше нравятся. Барон показал, что предпочтение сложных стимулов положительно коррелирует с рядом черт, характерных для творческой личности: беглостью речи, импульсивностью, независимостью суждений, оригинальностью и широтой интересов.

 

Особое место занимают исследования мотивационных характеристик творчества (Кэттел, Мадди и др.). Они подчеркивают необходимость исследования индивидуальных различий мотивации испытуемых при выполнении тестов на креативность.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...