Система цен и их классификация
Система цен характеризует взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Обусловлена зависимостью предприятий, отраслей, производств. Изменение цен и тарифов в энергетике, транспорте, связи немедленно отражается в уровне других цен. Выделим классификации цен по следующим признакам: По характеру обслуживаемого оборота выделяют: · цены промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, по которым предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям); · цены сельского хозяйства, например, закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки; · цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены; · транспортные цены и тарифы; · тарифы на платные услуги населению; · цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. По способу установления и сфере регулирования: · свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения; · договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон; · цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия; · регулируемые цены и тарифы, устанавливаемые под контролем государства или субъектов Федерации. Возможно установление фиксированных цен, предельных цен (нефть, газ), надбавок, предельных коэффициентов повышения действующих цен. Контролируются и регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов. По способу учета затрат и чистого дохода:
· оптовые цены предприятия; · оптовые цены промышленности; · розничные цены. По срокам действия: · твердые (постоянные), не изменяемые в течение всего действия контракта; · текущие, меняющиеся в рамках действующего контракта; · сезонные, действующие в рамках одного определенного периода; · скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. По методу включения транспортных расходов в цену товара: · цена «франко-склад поставщика» (все расходы по доставке продукции несет покупатель); · цена «франко-станция отправления» (в цену продавец включает все расходы по доставке продукции на станцию отправления); · цена «франко-склад потребителя» (расходы по доставке продукции оплачивает поставщик. Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровня. На рис. 8.2 показана структура розничной цены. Отпускная цена предприятия – цена, с которой товар выходит с предприятия. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия. Оптовая цена - это цена, которая включает в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую скидку.
Оптовая цена предприятия Отпускная цена предприятия Оптовая цена Розничная цена Рис. 8.2. Структура розничной цены Снабженческо-сбытовая наценка (наценки посреднических организаций) - это цена на услугу по снабжению и сбыту. Как всякая цена, снабженческо-сбытовая (оптовая) скидка должна возместить издержки снабженческо-сбытовых организаций (организаций оптовой торговли) и дать этим организациям прибыль.
Розничная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Розничная цена отличается от оптовой цены торговли на величину торговой наценки. Торговая наценка – это цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю (населению). Она должна обеспечить возмещение затрат торговли (первая часть торговой скидки) и дать прибыль (вторая часть торговой скидки).
Методы определения цен
Теоретические модели ценообразования базируются на том, что основное назначение цены – обеспечить бесперебойную выручку от реализации товаров и услуг. В группе затратных теорий образования цены выделяются: теория предельных издержек, теория полных издержек, микроэкономическая теория цены, эвристические методы установления цен. Основные факторы, влияющие на уровень цен: · спрос на продукцию; · государственное регулирование цен; · издержки по производству и реализации продукции; · конкуренция; · другие факторы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|