Технико-экономическое обоснование проекта мероприятия
Технико-экономическое обоснование проекта мероприятия согласно рекомендациям Организации Объединенных Наций по промышленному развитию предполагает следующие разделы: 1. Цели проекта, его ориентация и экономическое окружение и юридическое обеспечение. 2. Анализ рынка и стратегия маркетинга. 3. Сырье и комплектующие материалы. 4. Месторасположение и окружающая среда. 5. Инженерная часть проекта и технология. 6. Организация предприятия и накладные расходы. 7. Трудовые ресурсы. 8. Планирование и составление бюджета осуществления проекта. 9. Финансовый план и оценка инвестиций.
Вопросы для самоконтроля 1. Что понимается под инвестициями? Каким образом классифицируются инвестиции? 2. Опишите основные уровни регулирования Аеделяяонной деятельности в Российской Федерации. 3. Понятие инвестиционного проекта. Перечислите основные стадии создания инвестиционного проекта. 4. В чем принципиальное отличие между эффектом и эффективностью? Как они определяются? 5. Опишите основные упрощенные показатели оценки эффективности инвестиций. 6. Что понимается под чистой текущей стоимостью? Как она рассчитывается? 7. Опишите основные разделы технико-экономического обоснования проекта. Планирование на предприятии
10.1. Сущность и виды внутрифирменного планирования Планирование – это процесс обоснованного определения будущего желаемого состояния объекта и наиболее Ациональных путей его достижения.
Объектами внутрифирменного планирования выступает предприятие, его структурные подразделения и процессы, протекаемые на предприятии. В процессе внутрифирменного планирования Аеделяяются: · цели деятельности предприятия и его структурных подразделений различных уровней; · будущие значения плановых показателей предприятия и его структурных подразделений; · способы достижения поставленных целей; · участники и календарные сроки действий, направленных на достижение целей; · виды, объемы, структура ресурсов, необходимых для протекания запланированных процессов, и сроки их поступлений. Основные принципы планирования на предприятии в рыночной экономике: самостоятельность, необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, принцип участия работников. Система планирования в настоящее время должна включать три подсистемы: стратегического планирования, тактического планирования и оперативного планирования.
В условиях рыночной экономики установление генеральных целей предприятия осуществляет собственник или представитель собственника. В настоящее время главной генеральной целью многих зарубежных предприятий является повышение благосостояния собственника. Главная генеральная цель разбивается на подцели, количественно выраженные системой целевых плановых показателей. В качестве целевых плановых показателей выступают следующие: рост доли рынка, рост производственной мощности, количество осваиваемой новой продукции, затраты на инновации, рост выручки, рост уровня качества продукции, чистая рентабельность собственного капитала, операционная прибыль, дивиденд на акцию, численность работников, затраты на экологические мероприятия и социальное развитие, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и т.д. Для достижения генеральных целей на предприятии разрабатываются стратегические, тактические и оперативные планы. Это является обязательным условием выполнения принципа непрерывности. В рамках стратегического планирования определяются приоритетные направления развития предприятия, даются ответы на следующие вопросы: каковы основные цели предприятия, что оно будет выпускать, на каких рынках работать, Акова будет его организационная и производственная структура, как изменится правовая форма и т.п. Стратегия Аеделяяет последовательность шагов по достижению основных долгосрочных целей фирмы. Как правило, стратегические планы носят долгосрочный характер. Целью тактического планирования является упорядочивание действий работников организации по реализации стратегии. Тактическое планирование часто называют текущим. Текущие планы составляются по предприятию в целом (комплексные общефирменные планы), по функциональным областям (функциональные планы) и структурным подразделениям. Иногда к текущим планам относят бизнес планы освоения нового производства. Планирование по функциональным областям включает планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинга, сбыта, планирование производства, труда и заработной платы, планирование снабжения производства материально-техническими ресурсами, планирование себестоимости продукции, цен и финансовых результатов, финансовое планирование, планирование в области охраны труда и техники безопасности, в области качества, планирование природоохранных и экологических мероприятий.
Тактические планы разрабатываются на год, квартал, месяц, реже на 2-3 года. Необходимо помнить, что разработка тактических планов начинается с определения будущих объемов реализации, затем рассчитывается плановый объем производства и на его основе – потребность в материальных и трудовых ресурсах и т.д.(рис. 10.1). Завершает процесс планирования финансовых план, который определяет необходимый объем финансовых ресурсов и источники их получения. Оперативные планы определяют что конкретно, в Аком объеме, в какой последовательности, где, кто и когда будет делать для реализации тактических планов. Оперативные планы составляются на короткий срок (месяц, декаду, пятидневку, сутки, смену). Оперативно-производственное планирование осуществляется в 3 этапа: 1. объемное планирование (годовая производственная программа распределяется по месяцам для каждого цеха); 2. календарное планирование (осуществляется детализация выпуска по срокам, рассчитываются размеры партий деталей, сроки запусков и выпусков, размеры внутрицеховых и межцеховых запасов заготовок); 3. разработка оперативных мероприятий по регулированию работ между рабочими местами. По обязательности выполнения плановых заданий выделяют директивное и индикативное планирование. Директивное планирование требует безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана. Индикативное планирование – это советующее, ориентирующее планирование.
План можно считать универсальным плановым документом, отражающим желаемые параметры будущего состояния планируемого объекта и пути достижения данного состояния, а бюджеты, программы, проекты, карты сбалансированных показателей, планы-прогнозы – видами планов, имеющими специфические черты (табл. 10.1). Планы следует отличать от прогнозов. Прогнозы отражают не желаемое будущее состояние объекта, а вероятное состояние внешней и внутренней среды предприятия при наступлении определенных событий. Таблица 10.1 Характеристика видов плановых документов, разрабатываемых на предприятии
По горизонту планирования планы делятся на долгосрочные (горизонт планирования – свыше 3 лет), среднесрочные (свыше года до трех лет) и краткосрочные (горизонт планирования не превышает одного года).
Важнейшим среднесрочным планом предприятия является план развития, а годовым – годовой финансово-хозяйственный план. Годовой финансово-хозяйственный план является руководством при осуществлении текущей деятельности общества, а его исполнение – главным критерием оценки эффективности деятельности исполнительных органов, ответственных за руководство текущей деятельностью общества (табл. 10.2). Таблица 10.2 Рекомендуемое содержание годового финансово-хозяйственного плана предприятия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|