Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краева Л.Б., Ломова И.О.Под общей редакцией Краевой Л.Б.





 


Краева Лариса, Ломова Ирина

 

ФИЛОСОФИЯ. КРАТКИЙ КУРС

 

 

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург
2021


Рецензент:

 

Болдырева Елена Леонардовна, кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского Политехнического Университета Петра Великого.

 

Краева Л. Б., Ломова И. О. Под общей редакцией Краевой Л. Б.

Философия. Краткий курс. Учебное пособие. — СПб: Поликона, 2021. — 187 с.

 

ISBN 978-5-6046738-2-9

ББК 87. 3

УДК 1. 101

 

Авторы:

Краева Лариса Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры ГиСЭД ВШПМ СПб ГУПТД, Ломова Ирина Олеговна, кандидат философских наук, доцент кафедры ГиСЭД ВШПМ СПб ГУПТД.

Редактор: Краева Лариса Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры ГиСЭД ВШПМ СПб ГУПТД.

 

 

Ó Краева Л. Б., Ломова И. О., 2021.

 


Оглавление

 

Введение. Философия: предмет и метод. Лекция 1............ 5

Материалы для теоретических занятий.............................. 15

Лекция 2. Общая характеристика античной философии  15

Лекция 3. Основные направления средневековой философии 39

Лекция 4. Философские идеи эпохи Возрождения..... 53

Лекция 5. Философия Нового Времени....................... 69

Лекция 6. Философия Новейшего Времени. Часть I. 87

Лекция 7. Философия Новейшего Времени. Часть II. 101

Лекция 8. Философия Новейшего Времни. Часть III. 120

Материалы для практических занятий.............................. 133

Материалы для подготовки к проверочным работам...... 177

Список дополнительной литературы.................................. 185

 


Введение.
Философия: предмет и методы

Лекция 1. Философия: предмет и методы.

Что такое философия? Слово «философия» древнегреческое, возникло в античности и означает «любовь к мудрости». Философия существует, развивается и преподаётся с древнейших времён до наших дней. Возникает следующий вопрос:

В чём заключается актуальность философии? Актуальность и востребованность философии определяется, в первую очередь, её мировоззренческой функцией. Вопросы идеологического выбора и самоопределения были и будут важны для каждого человеческого поколения в любом обществе и решаются уникальным и индивидуальным образом, в то же время традиционно опираясь на три основы мировоззренческих систем: Бог, мир и человек. В зависимости от отношения к этим понятиям формируются три основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философски-научное. Чтобы определить разницу между этими типами мировоззрения, необходимо описать уровни бытия, которые так или иначе задействованы в структуре этих мировоззрений. Бытие изучается на физическом и метафизическом уровне, о которых стоит поговорить поподробнее. Если мы описываем физический мир, то, исходя из перечисления множества объектов и явлений, можем прийти к выводу, что всё физическое ограничено пространством и временем, и только в границах пространства и времени может существовать. Таким образом, физический мир проявляется как пространственно-временное существование, мир феноменальный, становящийся и разрушающийся. Очевидность физического ставит под сомнение необходимость определения метафизического, однако метафизическое оказывается необходимой частью мировоззрения. Что же такое метафизика и метафизическое? Это сущность, то есть основной смысл любого пространственно-временного существования. Можно привести такой пример сущности относительно существования: представьте, что ученики пришли в школу в определённое время в определённом для урока месте, и на этом уроке они решали задачу, связанную, например, со скоростью движения пешеходов и велосипедистов; спустя несколько часов другие ученики другой школы на другом континенте решали точно такую же задачу, сформулированную на другом языке и в других учебниках. Время и место проведения школьных уроков, количество учеников в классах, обсуждение на разных языках заданий, решение задач были пространственно-временными явлениями физического мира, существованием. Сущностью этих пространственно-временных процессов, их самодостаточным основанием или субстанцией, была та математическая истина, которую надо было найти в результате решения задачи. Зависела ли эта математическая истина от времени и места решения задачи? От языка, на котором были сформулированы условия задачи? От цвета стен в классе? От того, сколько учеников смогли решить задачу правильно? Математическая истина осталась неизменной независимо от всех пространственно-временных обстоятельств, сопровождавших процесс решения задачи. В этом примере математическая истина и приобретаемый учениками навык решения задач как смысл образовательного процесса выступает субстанциальной сущностью по отношению к существованию, метафизическим по отношению к физическому. При этом математическая истина не утратила бы своего значения, даже если бы никто вообще в мире не решал эту задачу. Таким образом, в данном примере математическая истина оказывается примером вневременной внепространственной сущности, соотносящейся с процессами пространственно-временного существования. Древнегреческий философ Платон изложил это соотношение метафизического и физического в своей концепции «мира идей». Краткий смысл концепции заключается в следующем: есть «мир идей», внепространственных вневременных сущностей, и есть «мир вещей», существование которых ограничено определённым пространством и временем, и предопределено идеей вещи, которую мы могли бы назвать основной функцией вещи. Например, идея стула заключается в основной функции стула быть сиденьем со спинкой, но без подлокотников, что и отличает идею стула от идеи мебели с другим функциональным предназначением, например, табуретки как сиденья без спинки или кресла со спинкой и подлокотниками. С точки зрения этой концепции, по-настоящему реален мир идей, он не подвержен разрушению и девальвации, идеи проникают в мир вещей посредством эманации, «проистечения» идей в мир, при этом мир вещей лишь искажённое отражение мира идей. Значительно позже представитель немецкой классической философии И. Кант утверждал, что предмет метафизики «Бог, свобода и бессмертие». Возвращаясь к описанию типов мировоззрений, можно охарактеризовать особенности соотношения физического и метафизического в каждом из них. Для мифологического мировоззрения характерна слитность физического и метафизического, природного и неприродного, естественного и сверхъестественного, то есть мифологическое мировоззрение отличает синкретизм (слитность) сознания. На примере мифов и легенд Древней Греции мы можем увидеть этот синкретизм в описании присутствия богов, героев и других мифологических персонажей в физическом и социальном мире, среди людей. Для религиозного и философски-научного мировоззрений характерно различение физического и метафизического уровня бытия, однако между этими двумя типами мировоззрения присутствуют другие существенные различия. Для религиозного мировоззрения характерны наличие культа и догмы, несвойственные философско-научному мировоззрению. Религиозному мировоззрению соответствует в обществе религия как социальный институт с соответствующими функциями, а философско-научное мировоззрение институционализируется в науку как социальный институт и образование как социальный институт. И тут снова возникает вопрос:

В чём заключается предмет и каковы методы философии как науки? Ответ уже частично сформулирован выше: философия изучает метафизическое и физическое, сущность и существование. Однако поиск сущностных аспектов существования свойственен и другим наукам, поэтому предмет философии можно конкретизировать по определённым дисциплинам, в совокупности характеризующим разные стороны философского знания: онтология как учение о бытии, гносеология как теория познания, логика как наука о формах мысли (понятие, суждение, умозаключение), философская антропология как учение о человеке, этика как наука о морали и эстетика как наука о прекрасном. Предмет философии может также конкретизироваться в более подробных исследованиях философских проблем, например, теология и теодицея могут изучаться как аспект философии религии, эпистемология как часть философии науки, история философии как необходимое осмысление философского знания и его неотъемлемая рефлексия. Предмет философии заключается также и в её названии, то есть философия понимается как любовь к мудрости. Однако, безусловно, следует различать житейскую мудрость и философию как науку. Житейская мудрость, как обобщение эмпирического опыта разных людей, заключает в себе систему взаимных опровержений типа «Сам погибай, а товарища выручай» против «Своя рубашка ближе к телу», или «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» против «Работа не волк, в лес не убежит», и тому подобных. Таким образом, житейская мудрость, не претендуя на поиски сущности и метафизические обобщения, принципиально отличается от философии в научном аспекте. Существенным разграничением «мудрости» и философии является также то, что философия применяет определённые методы дискурса и познания. Метафизический метод используется для изучения сущностных аспектов бытия в его статичности, диалектический метод учитывает взаимную противоречивость бытия и существования как источник всеобщего развития, формально-логический метод выстраивает принципы доказательности и аргументации. Для поисков истины ещё древнегреческий философ Сократ использовал риторический метод майевтики, которыйв контексте вопрошания, провокации и приведения аргументации собеседника к абсурду способствовал рождению «истины в споре». Политическая же философия может использовать историко-сравнительный метод. Например, древнегреческий философ Аристотель написал трактат «Политика», обобщив на основе сравнения исторические принципы политических устройств различных городов-полисов. В политической философии может применяться и практический метод, например, идеи философии «естественного права», формулировавшей принципы прав и свобод человека, со временем трансформировались из дискурса философских эссе и трактатов в политическую и юридическую действительность конституционных систем современных государств. В теории познания могут применяться методы эмпиризма и рационализма. Философы, сформулировавшие принципы эмпирического метода (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) утверждали, что сознание человека является от рождения «чистой доской» (tabula rasa), и познание совершается как результат обобщения эмпирических данных методом индукции, то есть обобщения от частного к общему. Этот метод актуален не только в гносеологии, но и успешно применяется во всех естественных науках, связанных со сбором и обобщением эмпирических данных. Рационалистический метод обосновывался как противоположность эмпирическому. Философы-рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) обосновывали ту точку зрения, что человеческое познание возможно благодаря существованию «врождённых идей», способствующих систематизации поступающего к нам эмпирического опыта. Что же такое «врождённые идеи»? Р. Декарт утверждал, что к врождённым идеям относится утверждение «Мыслю, значит, существую» («Cogito ergo sum»), то есть мышление и есть характеристика существования, поэтому мы имеем возможность доопытно получить достоверное знание, изучая структуры, обеспечивающие наш мыслительный процесс. Таким образом, наше сознание уже содержит какие-то аксиоматические истины и механизм распознавания истинного и ложного, позволяющие развивать доказательный дискурс. Для объяснения сущности «врождённых идей» можно использовать пример, не относящийся к эпохе возникновения рационализма. Мы можем представить себе, что у каждого из нас здесь и сейчас абсолютно новый компьютер, и эти компьютеры изначально абсолютно одинаковые. Что необходимо, чтобы компьютеры работали? Прежде всего энергия, как для человека и человеческого сознания жизненная сила. Для обработки же поступающей информации необходимо программное обеспечение, поэтому можно провести аналогию, что предустановленная операционная система и является образом «врождённых идей». В процессе использования компьютера мы по своему решению заполняем и сохраняем файлы в Word, Excel, сохраняем на память фото из телефонов или картинки из интернета, и содержание нашего персонального компьютера становится индивидуальным и неповторимым, хотя обобщение поступающего опыта возможно благодаря предустановленным стандартным программам. Рационалисты считали, что человеческому сознанию врождённо свойственно предустановленное знание, и, открывая его, мы можем систематизировать поступающий опыт и получать новое знание, применимое на практике. Исходя из метода рационализма, Р. Декарт развивал геометрию, а Г. Лейбниц алгебру, а особенность математического знания и точных наук заключается в возможности a priori доказать необходимое знание, проверить его методом альтернативного доказательства или обратным действием, и только потом применить на опыте. Развитие точных наук и программирования стало возможным благодаря развитию рационалистической дедукции, то есть познания от общих принципов к частным примерам.

Рассуждая о методах философии, необходимо охарактеризовать методы, относящиеся к вопросу об отношении сознания и материи. Идеалистический метод утверждал первичность сознания относительно материи, материалистический метод, наоборот, первичность материи по отношению к сознанию. Например, представители описанного выше рационалистического метода были объективными идеалистами, то есть представителями того направления, которое считало, что наше знание имеет объективный характер и «врождённые идеи» предустановлены Божественным сознанием, первичным по отношению к материальному миру. Необходимо заметить, что философский материализм не сводится к эмпиризму, и материалистическая точка зрения не отвергает метафизические категории.

Таким образом, философия имеет определённый предмет и методы, конкретизации которых и посвящено данное учебное пособие.

 

Материалы для теоретических занятий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...