Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7. Философия Новейшего Времени. Часть II.




Лекция 7. Философия Новейшего Времени. Часть II.

     Важной темой философии Новейшего Времени также стала философия истории. В осмыслении закономерностей исторического процесса сформировались два основных подхода: первый предполагает глобальное единство развития всего человечества, разделённого на последовательные этапы (условно можно назвать его «формационная концепция философии истории»). Второй подход утверждает, что не существует единого глобального исторического процесса, а история человечества складывается из историй отдельных цивилизаций, которые существуют ограниченный период времени и имеют сходные закономерности развития (условно можно обозначить его как «культурно-цивилизационная концепция»).

 

Концепция единой общечеловеческой истории (формационная). Культурно-цивилизационная концепция.
История всего человечества понимается как линейный процесс, в котором есть общие закономерности. Основные темы и представители: 1) Г. Ф. В. Гегель и система абсолютного идеализма; 2) К. Маркс и теория общественно-экономических формаций; 3) Идеалистическая философия истории русской религиозной философии – В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев; 4) Теория постиндустриального общества – Ф. Бродель, А. Турен, Д. Белл; 5) Теория глобализма – И. Валлерстайн. История понимается как цикличный процесс, протекающий внутри локальной культуры и имеющий общие признаки с аналогичными процессами. Основные темы и представители: 1) Проблема культурной самоидентификации (славянофильство-западничество); 2) Неославянофильство, почвенничество и органическая концепция (К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский); 3) Евразийство и теория разнонаправленности культур (Л. П. Карсавин, Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский); 4) Концепции О. Шпенглера, А. Тойнби; 5) Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва.  

 

 

1. Концепция единой общечеловеческой истории.

Концепцию единства истории в рамках своей философской концепции разработал Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его система абсолютного идеализма изложена в работах «Феноменология Духа» (1807), «Наука логики» (1812-1816), «Философия права» (1821). Как уже было сказано в предыдущей лекции, в гегелевской концепции смыслом истории оказывается осознание свободы в процессе проявления Мирового Духа, что проявляется, в том числе, и в постепенном увеличении политических и гражданских свобод. Основная методология Гегеля – диалектика, изучающая закономерности развития из двух противоположных начал (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания). Методы идеалистической диалектики Гегеля впоследствии применил в своём материалистическом учении марксизм.

Марксизм —направление в философской мысли, основатель которого, К. Маркс (1818–1883 гг. ) в работе «К критике политической экономии» (1859 г. ), «Капитал» (1867 г. ) доказывал, что в основании общественной жизни людей находится хозяйственная деятельность. Как уже говорилось, К. Маркс использовал в своей материалистической концепции диалектический метод Г. В. Ф. Гегеля. Однако, если в философии Гегеля развитие происходит от абстрактного к конкретному, то в философии Маркса, наоборот, от конкретного к абстрактному. Маркс применяет три закона диалектики Гегеля для изучения закономерностей развития, но вместо Мирового Духа Гегеля в концепции Маркса описывается движение саморазвивающейся материи. С точки зрения Маркса, в диалектическом единстве производственных отношений и производительных сил развивается человеческая история, как история экономики, хозяйства и революций.

 

 

       Способ производства материальных благ:

Производительные силы Производственные отношения
Средства производства | Рабочая сила                               Орудия труда     Предмет труда    Общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства.

 

Марксистское направление основывается на принципе детерминизма,
обусловленности общественного развития экономическим факторами. Способ производства материальных благ составляет экономический базис общества, который определяет, как функционирует идеологическая надстройка.

 

                             Общественное сознание:

государство право политика идеология мораль религия культура

                                    Н А Д С Т Р О Й К А

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ   БЛАГ.

Каждому уровню развития производительных сил соответствует свой способ производства и, соответственно, своя общественно-экономическая формация (ОЭФ). История человечества, согласно марксизму, представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, в каждой из которой присутствуют два основных антагонистических (противоборствующих) класса: эксплуататоры и эксплуатируемые. Принадлежность к тому или иному классу определяется характером собственности на средства производства. Те, у кого есть право собственности на средства производства, являются представителями эксплуататорского класса, те, у кого нет собственности на средства производства, оказываются в числе эксплуатируемого класса. В первобытнообщинном периоде истории ещё не было чёткого разделения труда, поэтому и не было государства, поскольку, согласно марксистской концепции, государство как социальный институт возникает для выражения и защиты интересов эксплуататорского класса.

Основные классы в общественно-экономической формации:

                Классы Формация Эксплуататоры Эксплуатируемые
Рабовладельческая ОЭФ Рабовладельцы Рабы
Феодальная ОЭФ Феодалы Крепостные
Капиталистическая (буржуазная) ОЭФ Буржуазия Пролетариат.

Формация определяется по названию эксплуататорского класса. Смена общественно-экономических формаций происходит с помощью революций, и в ходе исторического развития, с точки зрения марксизма, приведет к установлению коммунизма, при котором исчезнет эксплуатация и возрастет общественное богатство. Таким образом, только первобытнообщинная и коммунистическая формация свободны от классового деления общества: первобытная из-за примитивизма и отсутствия производства, коммунистическая из-за обобществления производства и отсутствия эксплуатации.

К концу XIX века марксизм стал влиятельным направлением русской общественной мысли. Основная идея народничества – возможность перехода от крестьянской общины к социализму, минуя стадию капитализма – не оправдала себя, так как в стране бурно развивались капиталистические отношения. Тема социальной справедливости, так остро волновавшая умы русской интеллигенции, в этот период нашла свое выражение в марксизме. Сущность ОЭФ определяется способом производства материальных благ и характером собственности на них. Следовательно, важнейшая сфера общества – экономика. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате революции. Движущей силой революции является гегемон – общественный класс, который будет правящим на следующей стадии исторического развития. В буржуазном обществе марксисты видели классом будущего пролетариат. Критерием истины марксизм признавал практику. Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) стал первым теоретиком и пропагандистом марксизма в России. В своих работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «О развитии монистического взгляда на историю» изобличал идеологию народничества. В конце XIX – начале ХХ века русский марксизм делился на такие направления, как «легальный марксизм» и «революционный марксизм». «Легальный марксизм», представленный Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, вел полемику в цензурированной печати и видел необходимость развития буржуазных отношений в России, чтобы капитализм исчерпал себя как общественно-экономическая формация перед переходом на следующую ступень исторического развития. «Революционный марксизм» - В. И. Ленин (1870-1924) стремился максимально приблизить революцию и наступление коммунизма. Русский марксизм добавил к классическому марксизму идею социализма как переходного периода между капитализмом и коммунизмом, а также идею о возможности социалистической революции в отдельной стране (в отличие от идеи мировой революции у Маркса).

В ХХ веке формационную концепцию философии истории на основе других методологических принципов развивают теория постиндустриального общества и теория глобализма.

2. Теория постиндустриального общества. Концепция постиндустриального общества разрабатывалась и европейскими, и американскими исследователями. По-другому она называется теорией информационного общества. Во Франции представители данного направления Ф. Бродель, А. Турен. В США – Дэниел Белл (1919-2011). Белл доказывал, что концепция постиндустриального общества представляет собой попытку научного предвидения изменений в социальной структуре западного общества. Для методологического обоснования теории он использует определенную концептуальную схему. Концептуальная схема – это логическая связь, с помощью которой исследователь упорядочивает ряд фактов. Возможно существование разных схем для одного и того же периода, это зависит от исследователя. С точки зрения Белла, концептуальная схема основывается на идее осевого принципа. Для его социологической концепции осевой принцип – это виды производства и используемого знания. Исходя из этого принципа, Белл определяет понятия «доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества». Доиндустриальное – это традиционное, аграрное общество. Индустриальное общество – промышленное, постиндустриальное в аналогичных теориях называется информационное.

Осевым принципом постиндустриального общества Белл провозглашает «центральное положение теоретического знания, как оси, вокруг которой организована новая технология, экономический рост и стратификация общества». Таким образом, основная задача постиндустриального общества – организация науки и образования.

Признаки перехода от индустриального общества к постиндустриальному:

1) осевой принцип – центральное положение теоретического знания для определения политики в обществе. Он предполагает контроль над технологией и технологическую оценку нововведений, а также создание новой интеллектуальной технологии.

2) В хозяйственной жизни происходит сдвиг от товарно-производящей к обслуживающей экономике. Соответственно, происходит перемещение рабочей силы из сферы промышленности и сельского хозяйства в сферу обслуживания. В постиндустриальном обществе в сферу обслуживания включены не только торговля, финансы, транспорт, но и управление, здравоохранение, образование.

3) В профессиональной сфере возникает преобладание профессиональных и технических классов.

Некоторые экономически развитые страны, например, США, уже приблизились к такому типу общества. Если в индустриальном обществе уровень жизни определялся качеством потребляемых товаров, то в постиндустриальном – качеством услуг. Требования нового качества жизни в постиндустриальном обществе сосредотачиваются в основном в двух сферах:

1) здравоохранении, которое обеспечивает снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни;

2) образовании, которое является основой социального статуса. В постиндустриальном обществе происходит сдвиг в принципе стратификации (расслоения). Это сдвиг от критерия собственности в сторону знаний как основы власти.

Постиндустриальное общество разделено на достаточно независимые друг от друга сферы. По мнению Белла, изменения в экономике необязательно влекут изменения в политике и культуре, а всего лишь ставят перед ними проблемы.

Социальная структура включает в себя экономику, технологию и профессиональную систему. Осевой принцип социальной структуры - экономизирование (рациональное производство, оптимальное распределение ресурсов, получение наибольшей прибыли при наименьшей стоимости).

Государственное устройство регулирует распределение власти и рассматривает конфликты групп и потребности индивидов. Осевой принцип принцип участия.

Культура - сфера экспрессивного символизма и значений. Осевой принцип социологизирование. В постиндустриальном обществе социальные программы, а не рынок служат механизмом распределения благ. Из-за этого возникают проблемы скорее этические, чем экономические: 1) проблема выработки механизмов сознательного установления социальной справедливости; 2) определение оптимального соотношения частного и государственного секторов в экономике. Таким образом, налицо противоречие между осевыми принципами социальной структуры и культуры.

По принципу образования и профессионализма Белл определяет в постиндустриальном обществе следующие социальные страты:

Профессиональный класс, состоящий из четырех сословий: ученого, технологического, административного, культурного.

Работники сферы обслуживания, особенностью современного постиндустриального общества является то, что в сферу обслуживания, кроме традиционно работавших в этой сфере транспорта, торговли, банковских услуг, бытовых услуг и т. д., включены функции госуправления, здравоохранения и образования.

Высококвалифицированные рабочие.

Полуквалифицированные рабочие.

 Исходя из такого деления общества на сферы и стратификации по принципу доступа к знаниям и возможности получения образования, которое должно выполнять функции «социального лифта» в системе социальной стратификации, Белл предвидит в постиндустриальном обществе следующие конфликты:

А) Основной социальный конфликт постиндустриального общества – между теми, кто обладает высоким уровнем знаний и основной массой. «Если борьба между капиталистом и рабочим на фабрике была признаком индустриального общества, то столкновение между профессионалами и популистами в организации и государстве является признаком конфликта в постиндустриальном обществе».

Б) Другой источник напряженности – фундаментальное противоречие между технической и гуманитарной интеллигенцией. (В английском языке наука определяется двумя понятиями: точные и естественные науки называются science, а гуманитарные – humanity). Белл утверждает, что в постиндустриальном обществе усиливается «глубокое расхождение между технической интеллигенцией, которая поддерживает функциональную рациональность и технократические способы производства и управления, и гуманитарной интеллигенцией, которая становится все более гедонистической и нигилистической».

3. Глобальная философия истории. Темы глобализации возникают в социологии с 70х годов ХХ века. Американский ученый И. Валлерстайн (1930-2019) утверждал, что социальные исследования должны изучать не отдельные общества, а мировую (глобальную) социальную систему. Он охарактеризовал три типа мировых систем, соответствующих основным стадиям социальной эволюции:

1) Самый ранний – мировая империя, который политически объединяет многообразие локальных культур. Например, Древний Египет, Римская империя, Россия эпохи крепостного права.

2) Господствующий в Новое Время тип мировой системы - мировая экономика (или мировое хозяйство). Мировую экономику составляют политически независимые государства, каждое из которых формировалось или формируется вокруг единой национальной культуры. Входящие в мировую экономику государства объединены общей хозяйственно-экономической системой. Единственный исторический пример – современная европейская мир-экономика, включая страны Восточной Европы.

3) Мировой социализм – сугубо теоретическая конструкция, еще не имевшая исторического воплощения. Мировой социализм представляет собой единую политико-экономическую систему («мировое правительство»), которая полностью вытеснит экономическое неравенство и политическое разделение современных национальных государств.

В 1974 году в Нью-Йорке была впервые опубликована книга И. Валлерстайна «Современная мировая система» (Wallerstein I. The modern world-system: capitalist agriculture and the origins of the European world-economy in the 16th century. N. -Y., 1974). В ней прослеживаются истоки возникновения современного капиталистического хозяйства с 16 века. Уже в этот ранний период мировое хозяйство, не являясь политической империей, приобретает имперские масштабы и свойственные ей черты: «Это «мировая система» не в силу того, что она объемлет целый мир, а потому, что она больше любой юридически определенной политической единицы. Это «мировая экономика», ибо основная связь между частями этой системы является экономической».

С точки зрения И. Валлерстайна, современная мировая экономика состоит из трех типов государств-участников:

- «ядерные» высокоразвитые государства, обладающие сильной и эффективной политической организацией, занимающие господствующее положение в мировой экономике и извлекающие максимальную выгоду из международного (всемирного) разделения труда.

- «периферийные» государства, служащие преимущественно сырьевой базой мировой экономики, управляемые слабыми правительствами и экономически зависимые от «ядра». К ним относятся некоторые страны Азии, большая часть Африки и Латинской Америки.

- «полупериферийные» страны, занимающие промежуточное положение по степени политической автономии внутри мировой системы, производящие менее технологичную продукцию и в какой-то степени зависящие от «ядерных» государств экономически. К ним отнесены государства Центральной и Восточной Европы, быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Основой дифференциации мировой экономики является международное разделение труда: близость к государствам, составляющим «ядро» мировой экономики, прямо пропорциональна доле высококвалифицированного (в том числе организационно-управленческого) труда, а также достигнутому уровню капитализации (чем ближе к «ядру», тем тверже валюта). Валлерстайн прослеживает основные этапы возникновения экономического господства, лежащего в основании современной мировой системы: от экспансии и работорговли, служившей источником очень дешёвой рабочей силы в начальной фазе, до современной дифференциации рынков рабочей силы в разных зонах мировой экономики. Европа традиционно поставляет правящий класс, менеджеров, квалифицированных рабочих, Африка – низкоквалифицированную рабочую силу. Преобладание свободного рынка труда в центре и несвободного рынка менее квалифицированного труда на периферии – это не просто характеристика, но и фундамент современной капиталистической мировой экономики. Выравнивание экономического развития, то есть всеобщая модернизация и «освобождение труда» стали бы концом мировой экономики и переходом к мировому социализму. Современная «европейская» мировая экономика оказалась единственной мировой системой, включившей весь цивилизованный мир. В отличие от других мировых систем, она имеет уникальный двигатель, встроенный в нее в качестве структурного принципа, – стремление к бесконечному накоплению капитала. Капиталистическое накопление свойственно и другим системам, но лишь современная мировая экономика имеет встроенные структурные механизмы, создающие постоянное «давление» капиталистического накопления. Институты мировой экономики обеспечивают постоянное и усиливающееся награждение для тех, кто аккумулирует капитал, а также наказание для тех, кто этого не делает. Традиционно понятие капитализма связано с понятием рынка, но Валлерстайн эти понятия противопоставляет.

Рынок - Предполагает эквивалентность товарообмена, здоровую конкуренцию, рациональность ценообразования и справедливую оплату труда. Рынок немыслим без постоянного ограничения спекулятивных тенденций, подрывающих его основу. Отсюда определенная замкнутость рынков, их тяготение к локализации, сосредоточению вокруг традиционно складывающихся рыночных «очагов». Предел расширительных тенденций рыночного хозяйства – отдельная страна. Потребности рынка необходимо обеспечивать и защищать государственным управлением. Капитализм оказывается паразитическим наростом над рыночными отношениями, обогащаясь за счет нарушения принципов эквивалентного обмена. Создать капитал, несоизмеримый с трудовыми усилиями и производственными возможностями его обладателя, можно только на пути разного рода спекулятивных авантюр. Капитал в поисках максимальной прибыли, которая достигается лишь на путях неэквивалентного обмена, тяготеет к глобализации, работая на перепадах цен локальных рынков, территориально и культурно удаленных друг от друга. Капитализм стремится охватить весь мир. Таким образом, антиглобализм стремится защитить локальные рынки от хищнических спекулятивных тенденций глобального капитализма.

 

Вопросы к теме «Философия Новейшего Времени. Часть II»:

1) Какое право, с точки зрения марксизма, определяет принадлежность индивида или социальной группы к классу эксплуататоров?

2) В чём заключается основная идея «эксплуататорской» концепции происхождения государства? Каких представителей, этой концепции, кроме К. Маркса, вы можете назвать?

3) С точки зрения марксизма, диалектическое единство каких составляющих формирует способ производства материальных благ?

4) Какое философское направление утверждало, что «практика – критерий истины»?

5) С точки зрения марксизма, что первично – базис или надстройка?

6) Какое философское течение утверждало, что «бытие определяет сознание»?

7) Каких идеологов и представителей русского марксизма вы можете назвать?

8) Почему основная идея народничества не осуществилась в дореволюционной России?

9) Какие три стадии исторического развития описывает концепция постиндустриального общества?

10) Какие признаки перехода от индустриального к постиндустриальному обществу вы можете вкратце перечислить?

11) Какие типы государств-участников современной глобальной экономики определяет И. Валлерстайн?

12) Что, с точки зрения И. Валлерстайна, является фундаментом современной капиталистической мировой экономики?

13) Вопрос для самостоятельного изучения: Какой класс в современной социальной философии обозначается словом «прекариат»? Каковы основные особенности этого класса (по книге Ж. Т. Тощенко)?

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...