Лекция 5. Философия Нового Времени
1. Периодизация эпохи Нового Времени. Период Нового Времени датируется XVI-XVIII веком и характеризуется открытиями в области науки и техники, этот период часто называют эпохой Просвещения, идеология которого утверждала, что прогресс человечества зависит от развития знаний. Философия Нового Времени в своём онтологическом аспекте развивалась как учение о субстанции, в гносеологическом - как дискуссия рационалистов и эмпириков, а в этико-социальном – как теория естественного права. 2. Учение о субстанции развивали Б. Спиноза, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Рене Декарт (1596-1650) был сторонником механицизма, считал, что материя (в том числе тонкая) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Обосновывал существование двух субстанций – протяжённой и мыслящей. В гносеологии был сторонником рационализма, теории врождённых идей (например, cogito ergo sum) как универсального метода познания с помощью дедукции – рассуждения от общего к частному. Что такое врождённые идеи? Можно было бы провести аналогию не из времён Декарта, а из современности. Что необходимо, чтобы наш компьютер работал? Кроме электроэнергии (подобной жизненной силе человека), для работы компьютера необходимо программное обеспечение. Подобно предустановленному программному обеспечению, в человеческом сознании есть доопытные способы систематизации информации. Принцип сомнения Декарта предполагает поиск и осознание очевидных несомненных аксиоматических истин. К ним относится, например, утверждение cogito ergo sum. В чём смысл cogito ergo sum – мыслю, значит, существую? Один из аспектов в том, что структуры мышления отражают структуры бытия, то есть мы доопытно можем просчитать характеристики материального мира, потому что в нашем сознании заложены априорные способности к математическому исчислению, формально-логическому мышлению и речевые способности (иначе невозможна была бы криптография как наука о шифрах или расшифровка утраченных древних языков на основе оставшихся знаков письменности). Благодаря методу рационализма, изучавшего доопытные способы познания, стало возможным появление современного программирования. Основные произведения Рене Декарта – «Рассуждение о методе» (1637 г. ), «Метафизические размышления» (1641 г. ), «Начала философии» (1644 г. ). Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) был пантеистом, обосновывал тождество Бога и природы. Считал, что природа – единая, вечная и бесконечная субстанция, исключающая существование какого-либо другого начала, то есть являющаяся причиной самой себя (causa sui). Атрибуты – неотъемлемые свойства субстанции. Количество атрибутов субстанции не ограничено, но человеческий ум может познать только два атрибута – протяжение и мышление. Если Декарт утверждает существование двух субстанций – протяжённой и мыслящей (дуализм), то Спиноза доказывает существование одной субстанции с двумя атрибутами – протяжением и мышлением (монизм). В 1664 г. Спиноза публикует работы «Основы философии Декарта», «Метафизические размышления», в 1675 году заканчивает «Этику», но не успевает опубликовать, её публикуют после его смерти в 1678. Для Спинозы характерно механистическое истолкование детерминизма, отождествление причинности и необходимости, то есть механистический фатализм. Мир подобен математической системе и может быть познан геометрическим способом. В работе «Этика», рассматривая человека как часть природы, Спиноза утверждал, что тело и душа взаимно независимы вследствие онтологической независимости двух атрибутов субстанции. Это воззрение сочетается у Спинозы с тенденцией в объяснении мыслительной деятельности человека: зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно Спинозе, на стадии чувственного познания. Оно составляет первый род знания – мнение (opinion). Чувственное познание может вести к заблуждению. Рационализм Спинозы проявляется в противопоставлении чувственного познания и понимания (intellection) как единственного источника достоверных истин. Понимание выступает как второй род познания, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intellectus). Достижение адекватных истин, возможное только на этой стадии, обуславливается тем, что человеческая душа как модус атрибута мышления способна постичь всё, что происходит из субстанции. Оно возможно также в силу основополагающего тезиса рационалистического панлогизма, отождествляющего принципы мышления с принципами бытия: «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Третий род познания составляет интуиция как фундамент достоверного знания. Интуиция истолковывается Спинозой как интеллектуальная; она даёт познание вещей с точки зрения вечности – как необходимых модусов единой субстанции. В антропологии Спиноза отвергал идею свободы воли: воля совпадает в теории Спинозы с разумом. Спиноза считал, что все действия человека необходимы, то есть свобода и необходимость совместимы, являются свободной необходимостью (libera necessitas). Свобода отождествляется с познанием, так как стремление к самопознанию признаётся сильнейшим человеческим стремлением. Спиноза выдвинул положение об интеллектуальной любви к Богу (amor Dei intellectualis) и вечности человеческой души, смерть человека понимается как возвращение в единую субстанцию. Таким образом, с точки зрения Спинозы, свобода – это осознанная необходимость. Можно сказать, в центре антропологической системы Спинозы находится понятие «свободный человек», руководствующийся только разумом. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) доказывал, что реальный мир состоит из бесчисленных психически деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия – монад, которые находятся между собой в отношении предустановленной гармонии (плюрализм). Монады образуют умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный (физический космос). Гармония как взаимно однозначное соответствие изначально установлена Богом. Все действия монад полностью взаимосвязаны и предопределены. В мире существует восходящая иерархия монад от простых, способных к перцепциям (восприятиям) монад до сложных монад (душ людей), способных к перцепциям и апперцепциям (самосознанию). Основные работы Лейбница – «Рассуждения о метафизике» (1685 г. ), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710 г. ), «Монадология» (1714 г. ).
3. Теория познания Нового Времени развивалась в дискуссиях между рационализмом и эмпиризмом.
Важной категорией философии Нового Времени становится понятие свободы. Тема свободы рассматривается в разных аспектах. Примером рассмотрения метафизического характера свободы является творчество Б. Спинозы (смотрите выше). Проблемы политической свободы рассматривались в социальной философии, популярной в то время теории «естественного права». 4. Теория естественного права: основные характеристики. «Естественное право» понимается совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и не зависящих от социальных условий. Естественное право противопоставляется позитивному (то есть реально действующему) праву, во-первых, как совершенная идеальная форма несовершенной существующей; во-вторых, как норма, вытекающая из природы человека и потому остающаяся постоянной и неизменной величиной. Основные пункты теории естественного права: 1) Исследование природы человека исходит из представления о добре и зле. Те представители теории естественного права, которые утверждали, что «человек по природе своей добр», считали, что «естественное» негосударственное состояние было «золотым веком человечества». Те же, кто полагал, что человек по природе своей зол, считали, что естественное состояние общества до возникновения государства было «войной всех против всех» (Bellum omnium contra omnes). Впервые это понятие было введено Т. Гоббсом в трактате «Левиафан». 2) Теория общественного договора объясняет происхождение гражданского общества, государства и права как результат соглашения между людьми. Общественный договор подразумевает, что люди частично отказываются от суверенитета и передают его власти, чтобы получить и поддержать общественный строй через государство и право. 3) Утверждение естественных неотъемлемых прав человека – на жизнь, свободу и приобретение собственности.
5. Примеры применения теории естественного права. Под влиянием теории естественного права были составлены такие законодательные акты, как «Декларация независимости США» от 4 июля 1776 года. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года во Франции также отражает идеи естественного права, статья 2ая этой декларации гласит: «Цель всякого естественного союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека». В России также применялись теории естественного права. Например, А. Н. Радищев (1749-1802), участник комиссии по составлению законов, составил «Опыт о законодавстве», являющийся примером теории естественного права. Ф. Прокопович (1681-1736) был автором «Духовного регламента», закона, содержавшего в себе идеи «естественного права», который ввёл вместо патриаршества Синод (Духовную Коллегию), вице-президентом которого он стал в 1721 году. 6. Основные идеи представителей теории естественного права. Томас Гоббс (1588-1679) создал систему механистического материализма. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывал, что мыслящая вещь – материальна. Утверждал, что чувственные качества – не свойства самих вещей, а свойства их восприятия. Признавал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики». Главная философская работа – трилогия «Основы философии», которая состоит из трёх частей: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Основной обществоведческий трактат – «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Гоббс – один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Государство – результат договора между людьми, положившего конец естественного до государственного состояния - «войны всех против всех». Отдельные граждане посредством общественного договора добровольно ограничили свои права и свободы в пользу государства, задача которого – обеспечение мира и безопасности. Т. Гоббс придерживался принципа правового позитивизма, который состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых норм только нормы позитивного (то есть наличного, действующего сейчас) права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху, несмотря на то, справедливо это право или нет. Гоббс превозносил государство как абсолютного суверена, считал, что лучшая форма правления – монархия. Гоббс отстаивал необходимость подчинения церкви государству, считая, что религия – орудие государственной власти для обуздания народа. Этика Гоббса исходит из его представления о природе человека. Основа нравственности – «естественный закон» - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели зависят от разумного понимания блага, а моральный долг – это гражданские обязанности, вытекающие из общественного договора. Джон Локк (1632-1704) в своей теории познания определял личность через непрерывность сознания. Согласно его концепции, ум человека от рождения как «чистая доска» (tabula rasa), постепенно заполняемая эмпирическим восприятием. Таким образом, вопреки Декарту, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, знания определяется только опытом, полученным чувственным восприятием. Таким образом, Локк был представителем эмпиризма в теории познания. В политической философии он был представителем либерализма. В работах «Опыт о веротерпимости», «Послания о веротерпимости» (1е вышло в 1689 году, 2е и 3е – в 1692, 4е – 1706), а также «Право народа на восстание против тирании», «Размышления о славной революции 1688 года» развивал теорию взаимоотношений народа и государства, гражданского и политического общества. Локк считал, что государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность). Локк был сторонник ограниченной монархии, что и обосновывал в своей теории общественного договора. Как теоретик гражданского общества выступал за правовое демократическое государство, за подотчётность короля и лордов закону. Предложил разделение властей на законодательную и исполнительную ветви, отдавая приоритет законодательной. Гуго Гроций (Hugo Grotius, 1583 – 1645) – видный представитель теории «естественного права». Закончил университет г. Лейдена в 1598 году (15 лет) по специальности юрист, адвокат. Заложил нормы современного международного права, основываясь на теории «естественного права». Из его рукописи «Комментарий о праве добыче», найденной и опубликованной только в 1864 году, XII глава ещё при его жизни в 1609 году была опубликована под названием «Mare Liberum» («Свободное море»). Уже в этой работе были обозначены принципы, которые оказались в основе его работы по международному праву «De jure belli ac pacis» («О праве войны и мира») 1625го года. В «Mare Liberum» Гроций сформулировал новый принцип, что море – международная территория и все народы имеют право использовать его для торговли. Однако с Голландией конкурировала Великобритания, и для обоснования прав Великобритании Джон Селден (1584-1654) в трактате «Mare Clausum» («Закрытое море», 1635) доказывал, что море имеет свойство сухопутной территории и поэтому Великобритания притязает на установление суверенитета над морскими просторами. Гуго Гроций в трактате 1625го года «De jure belli ac pacis libri tres» («Три книги о праве войны и мира»), посвящённом Людовику XIII обосновал правовые нормы, связанные с ведением войны. В книге I Гроций развивает вопросы теории войны и природной справедливости, рассматривая вопросы «справедливой» войны. Книга II определяет три «справедливых» причины для войны: самооборона, возмещение убытка и наказание, а также детально анализирует основные международно-правовые институты. Книга III обращается к вопросу, какими нормами руководствоваться, когда началась война, а также намечает пути к скорейшему прекращению войн. К 1775 году было уже 77 изданий этой работы на латыни, голландском, французском, немецком, английском и испанском языках. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) был сторонником географической школы, приоритет в развитии цивилизаций отдавал условиям географической среды. Отстаивал идеи либерализма и представительной демократии. В трактате «О духе законов» (1748 г. ), в книге I «О законах вообще» развивал идеи естественного права, доказывал, что потребность людей в обществе, в общих законах детерминирует образование государства. Для образования государства (политического общества) и установления общих законов необходимо гражданское общество, единство воли многих людей. Монтескье обосновывает либеральную идею о том, что свобода может быть обеспечена только законами. «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами». Монтескье доказывал, что необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Монтескье отметил связь законов с климатом, а также соответствие между законами и принципами правления. В рассуждениях о трёх различных образах правления обосновывал, что для демократической республики это честь и добродетель, для аристократической – умеренность, для монархии – честь, для деспотии – страх. Доказывает, что миром управляет не божественный промысел, а общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа». «Дух народа», с его точки зрения, формируется как результат взаимодействия климата, религии, законов, принципов правления, примеров прошлого, нравов и обычаев. Законодатель должен сообразовываться с духом нации, тогда будет осуществляться политическая свобода. Монтескье утверждал основополагающие принципы политического либерализма как приоритет индивидуальной свободы, базирующейся на принципах естественного права – разграничение сфер государства и гражданского общества, а также разделение властей. Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778) стал символом вольнодумства, которое в XVIII веке называли вольтерьянством. Сенсуалист, но противник материалистической философии, при этом выступал против религиозности, в статьях выдвигал яркую критику теоретических представлений церкви, религиозной морали, обличал преступления церкви. Теоретически был сторонником естественного права, отстаивал идеалы свободы, собственности, безопасности и равенства, однако считал, что позитивные (то есть действующие) законы нужны, так как «люди злы». Его взгляды на взаимоотношения Бога и мира называются деизм: Бог сотворил Вселенную и в её дела не вмешивается. При этом Вольтер считал, что религию надо сохранять как «узду для народа»: «Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать». Трактаты «Философские письма» (1734 г. ), «Карманный философский словарь» (1764 г. ) являются частью его огромного литературного наследия. Вольтер был сторонником социального неравенства, просвещённого абсолютизма и выступал против образования простого народа. Дени Дидро (1713-1784) основал «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751 г. ) вместе с Монтескье, Вольтером, а также написал множество пьес. По своим философским взглядам был материалистом. Отрицал дуалистическое представление о раздвоении материального и духовного начала, утверждал, что существует только материя, обладающая чувственностью, а сложные и разнообразные явления – результат движения её частиц. Политические взгляды Дидро – теория просвещённого абсолютизма, которая во многом была адресована Российской императрице Екатерине II. Жан-Жак Руссо (1712-1778) по своим политическим взглядам был сторонник прямой демократии (как, например, в Швейцарии). Его работа «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» выступала против социально-политического и имущественного неравенства. Литературно-философское творчество Руссо развивало такое культурное течение, как сентиментализм, ориентировавшееся на приоритет чувства, а не разума. Одним из направлений развития теории естественного права стал утилитаризм. Например, В. Н. Татищев (1686 – 1750) был представителем теории утилитаризма, польза общества была его главной целью. Татищев был автором работ «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «История российская». Татищев развивал характерную для Эпохи Просвещения идею о том, что прогресс человечества зависит от развития знаний. Представитель утилитаризма Иеремия Бентам (1748-1832) по своим политическим взглядам был сторонником представительной демократии и либерализма. С одной стороны, критиковал теорию общественного договора. С другой стороны, был сторонником требований реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. По своим этическим взглядам был сторонником утилитаризма. Этика понималась Бентамом как учение об обязанностях, он считал, что из совокупности индивидуальных интересов складываются общественные интересы. В работе «Деонтология, или наука о морали» (1834 г. ) обосновывается, что в основе этики находится принцип «пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой им пользе. Принцип «наибольшего счастья наибольшего числа людей» полагал, что личное счастье и преуспеяние – основа общего преуспевания. Бентам отстаивал идеи свободной торговли, конкуренции, выступал против рабства, за отделение церкви от государства, за свободу слова, за равноправие женщин, за право на развод, отстаивал запрещение пыток и телесных наказаний. Бентам был идеологом рыночных отношений в промышленности Великобритании. «Идеальный человек» для Бентама – это «разумный» человек, представитель английского среднего класса. К. Маркс называл его «гением буржуазной глупости».
Вопросы к теме «Философия Нового Времени»: 1) Что означает термин «субстанция» в философии? Не путаем с бытовыми представлениями типа «вещество», «взвесь», «материя», «какая-то непонятная смесь» и т. п., а находим философское определение понятия «субстанция». 2) В чём ключевая разница в теории субстанции Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница? 3) Что такое «causa sui»? 4) В чём принципиальная разница между рационализмом и эмпиризмом? 5) Что такое «врождённые идеи» в рационализме? Надо понимать, что это не инстинкты, не рефлексы, а какие-то доопытные структуры познания. Какие? 6) Что такое дедукция и индукция как методы познания? 7) Каких представителей рационализма и эмпиризма вы можете перечислить? 8) Есть ли какое-то географическое разделение (по странам или континентам) между рационализмом и эмпиризмом? 9) Что значат термины «tabula rasa» и «ratio»? 10) Какой мыслитель утверждал, что «Знание – сила»? 11) Какое определение свободы сформулировал Б. Спиноза? 12) Что такое «естественное право»? 13) Каких представителей теории «естественного права» вы можете перечислить? 14) В чём разница между «естественным» и «положительным» правом? 15) Какой мыслитель утверждал, что «человек человеку волк»? 16) В чём смысл «договорной» концепции происхождения государства? Каких представителей «договорной» концепции государства вы можете перечислить? Чем отличаются «гражданское» и «политическое» общества в современной политологии? 17) Какие три основные вида естественных прав перечисляются в теории «естественного права», и в каких четырёх видах детализируется право на свободу? 18) Какие примеры применения «теории естественного права» вы можете назвать? 19) Вопрос для самостоятельного изучения. Можете ли Вы утверждать, что концепция «норманнского» происхождения Российского государства, сформулированная в XVIII веке, но основанная на более древней «Повести временных лет» Нестора Летописца, является примером применения «договорной» концепции происхождения государства в исторической науке? Какие города северо-запада России и в каком году призвали Рюрика для основания государственности? 20) Какие российские мыслители были представителями теории «естественного права» и философии эпохи Просвещения?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|