Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 3.  Основные направления средневековой философии




1. Периодизация средних веков. В европейской истории и культуре период средневековья занимает с V по XV века. Это период со времени падения Римской империи в 476 году до падения Византийской империи, просуществовавшей с 395 по 1453 год. Символом расцвета средневековья были крестовые походы 1096-1270 годов, символом завершения – начало Раннего Возрождения в Италии в XV веке (1420 годы) и начало Реформации в Германии (1517 год). Временные границы для обозначения средневековья условны, потому что идеология средневековья формировалась в христианской философии, социальной церковной деятельности (например, церковных соборов типа Никейского собора 325 года, осуждавшего арианство как ересь), патристике (учении отцов церкви) и становлении монашества как социального института в IV веке. На формирование идейных установок средневековья оказали влияние многие мыслители того периода. Например, святой Иероним (342-419) сделал перевод Библии на латынь, а святой Амвросий (ок. 340-397) идеологически обосновывал монашество и независимость церкви от государства.

2. Локализация основных направлений средневековой философии. Вследствие разделения христианства на Западную и Восточную церкви в 1054 году в период средневековья сложились разные философские традиции. Западноевропейская традиция философствования была связана с латынью, византийская и восточноевропейская - не только с латынью, но и с греческим, и с церковнославянскими языками. На западноевропейскую философскую традицию оказала некоторое влияние ближневосточная философия, в основном, это были жившие в средневековой Испании арабские мыслители Аль - Кинди (ум. 873 г. ), Авиценна (ибн-Сина, 980-1037), Аверроэс (ибн-Рушд, 1126-1198), занимавшиеся общенаучными проблемами и осмыслением наследия Аристотеля и Платона, как и европейская традиция. Определённое влияние на европейскую и древнерусскую философию оказал еврейский философ Моисей Маймонид (1135-1204), например, «Логику» Моисея Маймонида перевёл на русский язык политический деятель А. М. Курбский (1528-1583).

3. Основные формы средневековой философии. Для средневековой философии был характерен теоцентризм, центральное положение теологии (богословия) в структуре знания. Философия признавалась разными авторами (Иоанн Дамаскин (675 -750), Пётр Дамиани (1006-1072, он обосновал целибат)) служанкой богословия. Философское богословие проявилось в двух формах – патристика и схоластика. Патристика – учение отцов церкви. Особо почитаемые – Василий Великий (330-379), Григорий Богослов (Назианзин, ум. 389), Иоанн Златоуст (ум. 407). Патристика сформировала канон, то есть отделила боговдохновенные тексты (Библию как Ветхий Завет и Новый Завет) от апокрифических текстов (небиблейские раннехристианские и позднеиудейские тексты на библейские сюжеты) и агиографии (жанра литературы, который посвящён житиям святых). В учении отцов церкви антропологические и этические проблемы решаются в контексте богословских и онтологических размышлений. Такова, например, философия каппадокийцев (византийских философов) Василия Великого, Григория Нисского и западноевропейского мыслителя Августина Аврелия. Василий Великий (330-379, «Шестоднев») считал, что в акте божественного творения заложено развитие, «самозарождение». Поэтому созерцание мира, красоты и величия космоса возводит ум к размышлениям о Творце (космологическое и телеологическое доказательства бытия Бога). Григорий Нисский (335-394, «Об устроении человека») утверждал, что богообразность (человек – образ и подобие Божие) – выражение единой сущности Бога и человека. Причастность к Благу означает, что в человеке есть «представление всего прекрасного, всякая добродетель и мудрость» (моральное доказательство бытия Бога). Благодаря им человек может быть свободен и самовластен. Однако свобода воли без контроля разума порабощает человека «естеству», и это порождает зло (идеи неоплатонизма). Его идеи были гуманистическими, он считал, что ничто так не укрепляет «взаимное общение и человеколюбие», как «словесные науки» - грамматика, риторика, философия. Августин Аврелий (354-430), известный также как Блаженный Августин, является одним из виднейших представителей западной патристики. Творчество святого Августина определило развитие христианского богословия на последующее тысячелетие. В трактатах «Исповедь» (377-400) и «Свободное суждение» (391-395) продолжал учение Платона об идеях, о сущностях, которые предшествуют существованию физического мира. Августин утверждал, что Бог создал мир из ничего. До того, как Бог сотворил мир, ничего не существовало, так как до творения не могло существовать время. Онтология Августина построена вокруг учения о Боге как принципе бытия (средневековый неоплатонизм). В трактатах «Исповедь» (397-398), «О Троице» (399-412), «О Граде Божьем» (ок. 426) Августин доказывал, что быть добродетельным – значит ценить душу больше тела, уметь контролировать страсти. Антропология Августина сформировала представления, определившие этические воззрения средневековья: - человек создан по образу и подобию Божьему;  -  человек может спастись, обратившись к Христу; - человек имеет свободу воли, это может быть свобода к добру и свобода ко злу (Боэций (ок. 480-524/6), «Утешение философией»); - человек от природы своей греховен, так как первородный грех совершили Адам и Ева, тело человека греховно. Схоластика (название происходит от слова «школа») направление в богословской (философской) мысли средневековья, которое развивает идеи «учителей церкви», внесших значительный вклад в католицизм. Список «учителей церкви» не является законченным, он может пополняться, например, в 1997 году римский папа Иоанн Павел II провозгласил одним из учителей церкви Терезу из Лизье. Схоластика решала проблемы доказательства бытия Бога, присутствия зла в мире и теодицеи (оправдания Бога за присутствие зла в мире). Примером ранней схоластики в византийской мысли было творчество Иоанна Дамаскина. Иоанн Дамаскин (675 – ок. 753/780) своими трактатами способствовал сохранению и формированию церковного культа. В своей работе «Источник знания» (Ч. I «Диалектика», ч. II «О ересях» (выступал за иконопочитание), ч. III «Точное изложение православной веры», на церковнославянский язык перевод осуществил Иоанн Экзарх Болгарский (Х век), на русский кн. А. М. Курбский (XVI век)) характеризовал философию как «служанку веры». Он давал следующие определения философии: 1) постижение сущего; 2) познание вещей божественных и человеческих; 3) помышление о смерти; 4) уподобление Богу; 5) искусство искусств и наука наук; 6) любовь к мудрости (согласно учению Августина, истинная мудрость есть Бог). Ярчайшим примером западноевропейской схоластики является Фома Аквинский (1225(6) – 1274). В комментариях на трактаты Аристотеля он проявил себя как последователь Аристотеля, стремился вывести бытие Бога из бытия вещей. Фома Аквинский утверждал, что всё человеческое знание возникает из частных понятий, которые могут быть абстрагированы в универсальные идеи, а также верил в непрерывность процесса божественного творения – Бог продолжает создавать всё, включая людей. В основе онтологии Фомы Аквинского – восходящая к Аристотелю антитеза потенциального (возможного) и актуального (действительного). I. «Потенциальное» - незавершённость, открытая для перемен, несовершенство. Понятие «потенциального» у Фомы Аквинского близко аристотелевскому понятию «формы». II. «Чистая потенциальность» - материя, «слабейший» вид бытия, характеризуется пассивной восприимчивостью к воздействию извне. III. «Актуальное» - завершённость, осуществление, то есть совершенство. В своей противоположности материи актуальна форма как принцип порядка. Абсолютная актуальность – Бог, источник всякого оформления. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский различает субстанцию (самодостаточную сущность) и акциденции (несущественные свойства вещи). Соглашаясь с Аристотелем, Фома определяет душу как энтелехию (форму) тела, и источник форм – Бог как высшее благо, поэтому человеческое счастье – не плотские наслаждения, а стремление к познанию Бога. В трактате «Сумма теологии» Фома Аквинский систематизировал доказательства бытия Бога: онтологическое, космологическое, кинетическое, телеологическое и моральное. Онтологическое доказательство определяет Бога как беспричинную причину бытия, первую причину, самодостаточную сущность, саму себя производящую (causa sui) – это Бог. Космологическое доказательство – Бог как нефизическая сущность, производящая существование физических объектов. Кинетическое доказательство – Бог как недвижимый двигатель. Если всё в мире постоянно движется, то что-то произвело первое движение – это Бог как источник движения. Телеологическое доказательство указывает на то, что всё в мире целесообразно, закономерно, значит, цель вложена Творцом. Моральное доказательство – это доказательство от степени совершенства, знание о добре и зле. Примером схоластических дискуссий является также дискуссия номиналистов и реалистов об универсалиях (самодостаточных сущностях наподобие «идей» в онтологии Платона).

 Реалисты (доминиканцы) Номиналисты (францисканцы)
Последователи Платона. Философское направление, признающее бытие универсалий (идеальных объектов) реально и независимо от человеческого сознания. Представители: Иоанн Скот Эриугена (9 в. ) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме и предшествует ему в Божественном уме; Ансельм Кентерберийский(11 в. ); Аделард Батский(12 в. ); Альберт Великий (13 в. ). Фома Аквинский(13 в. ) утверждал, что универсалии существуют трояко: 1) «до вещей» - в Божественном разуме как их «идеи», вечные прообразы; 2) «в вещах» - как их сущности, субстанциальные формы; 3) «после вещей» - в человеческом разуме как понятия и результат абстракции. Последователи Аристотеля. Считали, что универсалии не имеют самостоятельного реального существования и находятся только в уме. Представители: Беренгар Турский (11 в. ); Росцелин (ок. 1050 – ок. 1122), Роджер Бэкон (ок. 1214 – после 1292); Иоанн Дунс Скот (1266 – 1308). Уильям Оккам (ок. 1285 – 1349) считал, что предметом познания могут быть только единичные индивидуальности, «не следует умножать сущности без необходимости». Представителем «умеренного» номинализма был Пьер Абеляр (1079 – 1142).  

4. Восточноевропейская и русская средневековая философия.   Основоположниками славянской философской традиции стали Кирилл(826-869) и Мефодий (820-885), которые изобрели славянский алфавит, перевели Писание и богослужение на церковнославянский язык, а также Максим Исповедник (VII в. ) и Антоний и Феодосий Печерские (XI в. ). Для славянской традиции характерно сближение философии с моралью, этикой. Примером древнерусских философских текстов являются «Пчела» (рукописные варианты 12-18 веков), содержащая высказывания античных и христианских философов в нескольких частях («О правде», «Об истине и лжи», «О философии и обучении детей»). Также можно назвать «Диоптру» Филиппа Пустынника, текст 14 века (самый ранний сохранившийся список ок. 1471 года), в котором происходит символический диалог Души-Госпожи и Служанки-Плоти; «Толковую Палею», относимую к началу 13 века (самый ранний сохранившийся список датируется 1406 годом), где излагаются гуманистические идеи, намеченные в христианском платонизме. Примером не только философско-богословского, но и социально-политического текста является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (кон. X – сер. XI веков), где противопоставляются Ветхий Завет (закон) как узконациональная правовая норма и Новый Завет (благодать) как символ свободы и равенства всех народов. Иларион видел суть развития человеческой истории в увеличении свободы. Уникальное явление, порождённое византийской монашеской практикой, духовным опытом Афона – исихазм (молчальники), предполагавший мистическое познание Бога, божественных энергий, божественного света. Текстами, формировавшими исихастскую идеологию, был трактаты Псевдо - Дионисия Ареопагита (прибл. VI век) «О божественных именах», «О мистическом богословии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», где отразилась традиция апофатического (отрицательного) богословия. Усиление ритуального момента в восточном христианстве, упрочение «обрядоверия» связано с социальной ролью византийского исихазма. Исихазм продвигал Симеон Новый Богослов (942-1022), обосновавший идеи осознанной аскезы как способа духовного усовершенствования, «умного делания» (молитвенного молчания) и учение о «фаворском свете». Другими последователями этого течения были Григорий Синаит (ум. 1346 г. ), развивавший идеологию «келейного исихазма» и Григорий Палама (ум. 1358 г. ), защищавший афонскую мистику на церковных соборах 1347 и 1351 годов и добившийся её провозглашения официальной идеологией Византийской империи. Исихазм распространился в России благодаря деятельности митрополита киевского Киприана (1330-1406). Исихазм в России трансформировался в нестяжательство, церковное течение, настаивавшее на аскетизме как способе духовного совершенствования. Духовные искания приобрели особую популярность во второй половине XV века в связи с эсхатологическими настроениями, связанными с падением Византии в 1453 году и ожиданиями предсказанного в 1492 году конца света. Нестяжательство противостояло иосифлянству, которое отстаивало неприкосновенность церковной собственности и политической роли церкви.

Нестяжатели (исихасты) Иосифляне
Нил Сорский (1433-1508, в миру Никита Майков, трактат «Предание ученикам») на церковном соборе 1503 года выступил с предложениями о 1) запрете на монастырскую собственность – монахи должны жить не за счёт эксплуатации крепостных крестьян или платы за церковные обряды, а собственным трудом; 2) об отказе от богатого украшения храмов. Решением церковного собора было осуждено, за церковью сохранилась земельная собственность. Последователи – Вассиан Патрикеев (ок. 1470 – после 1531), Максим Грек (ок. 1470-1556, в миру Михаил Триволис). Артемий Троицкий (16в) Иосиф Волоцкий(1439-1515, в миру Иван Санин, трактат «Просветитель, или обличение ереси жидовствующих») боролся за церковную собственность. Обосновывал идеологию московского самодержавия, развивая традиционный для византийской, а затем российской политики принцип симфонии – единства светской и духовной власти. У Иосифа Волоцкого это концепция «двух мечей» - государство поддерживает церковь в борьбе с ересями, а церковь поддерживает государство идеологически. Последователь – монах Филофей (ок. 1465-1542), популяризатор идеологии «Москва – третий Рим».

 

Таким образом, в период средневековья в мировоззренческой триаде «Бог-мир-человек» центральное место отводилось категории Бога.

 

Вопросы к теме «Основные направления средневековой философии»:

1) Какие хронологические рамки были у средневековья?

2) В каких основных формах существовала средневековая философия?

3) Каких представителей патристики Вы можете перечислить?

4) Что такое схоластика? Какие теоретические проблемы решала схоластика?

5) Что такое теодицея?

6) В чём выражается идея свободы воли человека в средневековой философии, например, в теории блаженного Августина?

7) Какие доказательства бытия Бога собрал в своём трактате «Сумма теологии» Фома Аквинский? В чём их основная аргументация? Какой античный мыслитель утверждал, что неподвижный Ум-Перводвигатель является причиной всякого движения?

8) В чём сущность теократической концепции происхождения государства?

9) В чём сущность дискуссии номиналистов и реалистов? Что такое «универсалии»? Представители какого направления были последователями Платона, а какого – последователями Аристотеля?

10) Кто утверждал, что «не следует умножать сущности без необходимости»? Почему говорят, что «бритва Оккама подрезала бороду Платона»?

11) В чём различие между апофатическим и катафатическим богословием? Какой мыслитель утверждал, что «Бог есть свет»?

12) В чём принципиальное различие между западноевропейским и византийским (в том числе восточноевропейским и древнерусским богословием)?

13) Какие древнерусские литературные тексты имели философское содержание?

14) В чём смысл принципа симфонии светской и духовной власти, позже «концепции двух мечей» И. Волоцкого? Как принцип симфонии отразился в символике византийского (затем российского) герба, почему орёл двуглавый, если не утверждать, что он по-имперски смотрит на восток и на запад? Как эта концепция трансформировалась в «теорию официальной народности» С. С. Уварова?

15) Почему считается, что для древнерусской философской мысли характерна этическая и социально-политическая направленность? Справедливо ли это утверждение, по Вашему мнению?

16) В чём заключается основная идея концепции Филофея Псковского «Москва – третий Рим»?

17) В чём сущность спора иосифлян и нестяжателей? Чья точка зрения победила на церковном соборе 1503 года?

18) Народная поговорка «слово – серебро, а молчание – золото» отражает традицию византийского религиозно-философского учения. Как оно называлось? Какая группа социальных мыслителей развивала его в древнерусской философской мысли – иосифляне или нестяжатели?

19) Что такое эсхатология? Можете ли Вы привести примеры эсхатологических настроений в обществе из истории или современности?

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...