Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и нравственное развитие




Джоан Миллер

Наверное, нет темы более важной для понимания культуры, чем нравствен­ность. Порой трудно определить, где заканчивается культура и начинается нравственность, настолько тесная и глубокая взаимосвязь существует между ними. Действительно, можно аргументированно доказать (и уже было доказа­но), что значительная часть содержания культуры и цели ее освоения состойте том, чтобы обеспечить включение индивида в культуро-специфичные процессы и постижение им норм нравственности, справедливости и честности.

В этой главе Миллер дает прекрасное и всестороннее общее представле­ние о литературе, касающейся культуры и нравственности. Она начинает с опи-сан.ия основных традиционных подходов к нравственному развитию, в том чис­ле взглядов на когнитивное развитие Пиаже и Колберга, подхода с точки зре­ния обособленных доменов Туриел и понимания нравственности как участия и заботы ("morality of canng) Гиллиган. Миллер не только мастерски описывает ба­зовые принципы этих подходов, но и раскрывает их теоретическую и эмпири­ческую ограниченность. Как отмечает Миллер, любой из этих трех подходов преуменьшает воздействие ассоциируемых с культурой идей и культурной практики, присоединяясь к мнению о том, что нравственность формируется сама собой в контексте повседневного опыта усвоения культуры и принимает одни и те же формы в условиях любой культуры.

Далее Миллер выходит за пределы традиционных взглядов, анализируя подходы, рассматривающие нравственное развитие через призму культуры. Сосредоточив внимание на трех ключевых проблемах — определения нрав­ственности, включающие понятие культуры, сущность ассоциируемых с куль­турой идей и культурный фундамент процессов развития, — Миллер рассмат­ривает важнейшие эмпирические данные в литературе по кросс-культурным исследованиям, которые говорят о тесной взаимосвязи культуры и нравствен­ности. При этом автор рассматривает данные, охватывающие практически все направления исследовательской работы, касающейся нравственности, вклю­чая суждения о моральных принципах справедливости, моральных принципах общества и межличностных отношений и моральных принципах, связанных с божественным началом и духовностью, и убедительно доказывает, что идеи, ассоциируемые с культурой, и культурные практики оказывают влияние на при-

менение моральных норм в повседневных ситуациях и ведут к появлению каче­ственных различий в рассуждениях, касающихся нравственности.

Используя сделанный обзор как стартовую площадку, Миллер планирует по­вестку дня будущих исследований, для которых будет характерно интегриро­ванное рассмотрение комплекса психологических процессов, включение на­правлений, связанных с нравственностью, которые традиционные исследования раньше обходили стороной, и лонгитюдный подход к осмыслению процессов нравственного развития в процессе адаптации к культурным нормам. Она вы­ступает, например, за необходимость более глубокого понимания взаимосвя­зи между Я и нравственными принципами, в особенности в процессе адапта­ции к культурным нормам и в культурах незападного типа. Она выступает так­же за расширение работы по изучению таких проблем, как нанесение ущерба субъекту, взаимосвязь культуры и контекста, доминирование. Ее замечания о культуре и контексте уместны не только в разговоре о нравственности, но и в связи со всеми темами, которые затрагивает данная книга. Она также выска­зывается в пользу изучения этнокультурных подходов к пониманию нравствен­ности и исследования факторов мотивации существующих культурных систем.

Комментарии Миллер, связанные с будущей теоретической и эмпирической работой, созвучны основной идее этой книги о необходимости теоретической интеграции разных дисциплин и тематических направлений и эмпирического совершенствования и эволюции методологии, что предполагает использова­ние и сближение качественных и количественных подходов; объединение под­ходов традиционной, культурной, кросс-культурной и этнокультурной психоло­гии; и использование лонгитюдных подходов. Несмотря на то что исследова­ния такого рода, несомненно, гораздо сложнее, чем те, которые проводятся на сегодняшний день, аргументы в их пользу достаточно убедительны.

Нравственность представляет собой одну из самых важных и сложных облас­тей психологических исследований. Важность определяется ее значением для че­ловеческой психологии и тесной связью нравственных установок с формировани­ем Я. В свою очередь, сложность определяется вопросами, которые возникают при изучении нравственности не только в связи с проблемой универсализма/реляти­визма, но также в связи с природой индивидуальности и формированием Я. Мо­раль универсальна, поскольку любая культурная группа оценивает определенный тип поведения как нравственное, используя критерии его восприятия как надле­жащего/недостойного. Однако конкретные нравственные принципы и поведение, соответствующее им, отличаются заметным разнообразием как в пределах одной культуры, так и в разных культурных обществах, а также в исторической перспек­тиве. В связи с этим встает ключевой вопрос; в какой мере данные различия могут считаться фундаментальными и как это связано с процессами, лежащими в основе формирования нравственных представлений.

Данная глава рассматривает роль культуры в формировании нравственных принципов (кроме того, свежие кросс-культурные обзоры психологических иссле­дований нравственности можно найти, например, в работах Eckensberger & Zimba, 1997; Edwards, 1994; J. R. Snarey, 1985; J. Snarey & Keljo, 1991). Основное внима-

ние в ней уделяется нравственному мышлению, а не более широкой теме просоци-ального поведения. В рамках этой традиции психологического исследования нрав­ственность рассматривается как домен, который базируется более на осознанно воспринимаемом естественном праве, чем на социальном консенсусе или личных предпочтениях. Например, рабство может считаться нарушением нравственных принципов, несмотря на то что оно широко практикуется в обществе и не считает­ся преступлением. Именно в этой исследовательской традиции встает вопрос об относительности-нравственности, и встает весьма остро, поскольку нравственность не отождествляется исключительно с соответствием норме.

Глава состоит из трех разделов. В первом рассматриваются традиционные под­ходы, которые доминировали в психологии нравственного развития, причем осо­бое внимание уделяется теоретическим предположениям, выдвинутым в рамках данных подходов, которые подтверждают их притязания на универсализм. Второй раздел содержит обзор подходов к нравственности, ориентированных на культу­ру; здесь освещена роль, которую они отводят культуре в формировании нравствен­ности и объяснении природы повседневных моральных суждений. И, наконец, тре­тий раздел определяет направления будущей теоретической и исследовательской работы. В нем делается вывод о том, что анализ культуры должен стать централь­ной частью психологических исследований нравственности при разработке подхо­дов, которые будут более динамичными, восприимчивыми в экологическом отно­шении и будут тесно связаны с формированием Я в контексте культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...