Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социализация мальчиков и девочек




Многие различия в поведении мальчиков и девочек объясняются различиями в социализации. Барры, Бэкон и Чайлд (Barry, Bacon & Child, 1957) исследовали практики социализации более чем в 100 обществах и обнаружили, что мальчи­ков обычно учат добиваться своего, полагаться на собственные силы, быть неза­висимыми, тогда как девочек приучают заботиться о слабых, быть ответственными и послушными. Однако Хендрикс и Джонсон (Hendrix & Johnson, 1985) повторно проанализировали эти данные и не пришли к подобным выводам о различии в социализации представителей мужского и женского пола. Действительно, ин­струментально-экспрессивные составляющие представляли собой не полярные противоположности, а, скорее, параметры ортогонального характера, не связан­ные между собой, с одинаковой расстановкой акцентов при обучении мальчиков и девочек.

Литтон и Ромни при проведении метаанализа (Lytton & Romney, 1991) обнару­жили, что в 158 исследованиях социализации, проведенных в Северной Америке, единственно ощутимый результат давало поощрение поведения, определяемого полом. Еще в 17 исследованиях, проведенных в других западных странах, наблю­дались значительные различия между полами в отношении применения физиче­ских наказаний, которые для мальчиков были более суровыми, чем для девочек. Различия в обращении с мальчиками и девочками сглаживались с возрастом, осо­бенно в отношении строгости воспитания и поощрения поведения, связанного с половой принадлежностью.

В целом, данные, касающиеся социализации, говорят о том, что, возможно, существуют едва уловимые различия в том, как- родители обращаются с мальчика­ми и девочками. В исследованиях эти различия лишь изредка являются ощутимы­ми, возможно, в связи с категориями, которые использовались для получения ко­личественных характеристик разных типов поведения. Даже если родители не де­лают различия между сыновьями и дочерьми, одинаковое обращение родителей может по-разному воздействовать на мальчиков и девочек в связи с биологически­ми различиями или изначальными предпочтениями.

Поручение определенной работы

Изучение условий, в которых происходит научение детей в различных культурных группах, позволяет лучше понять, каким образом культурные различия в процессе социализации влияют на развитие детей. Условия научения изучались в процессе исследования шести культур (Edwards & Whiting, 1974; Minturn & Lambert, 1964; E. Whiting & Edwards, 1973), которое касалось поведения детей, связанного с агрессией, заботой о младших, ответственностью, поиском помощи и внимания. В исследовании принимали участие дети 3-11 лет с острова Окинава, из Мексики, Филиппин, Индии, Кении и США. Незначительные тендерные различия были обнаружены в трех выборках (США, Филиппины, Кения), в которых как мальчи­ки, так и девочки заботились о младших'братьях и сестрах и выполняли работу по дому. Более существенные различия были выявлены в трех других выборках (Ин­дия, Мексика, Окинава), где с мальчиками и девочками обращались по-разному и к девочкам чаще обращались с просьбами позаботиться о младших и работе по дому. Самыми незначительными были различия между мальчиками и девочками в американской выборке, где ни мальчики, ни девочки не принимают особого уча­стия в заботе о младших и работе по дому.

Брэдли (Bradley, 1993) изучал детский труд по 91 культуре из стандартной кросс-культурной выборки (Murdock & White, 1969) и пришел к выводу, что дети младше 6 лет выполняют не много работы, тогда как дети старше 10 лет выполняют работу, которая в значительной степени подобна работе взрослых представителей того же пола. Как мальчики, так и девочки выполняют женскую работу (например, принести воды) чаще, чем мужскую (например, охота), при этом дети часто выпол­няют работу, которую взрослые считают унизительной или неквалифицированной. За работой детей следят женщины, что помогает усвоению детьми культурных норм и облегчает труд матерей. Таким образом, тот, кто воспитывает детей, не только растит свою будущую опору в старости, но и имеет возможность воспользоваться плодами труда детей.

Уход за детьми и забота о них

Вейснер и Галлимор (Weisner & Gallimore, 1977) проанализировали данные по 186 обществам и пришли к выводу, что в первую очередь уходом за младенцами и присмотром за ними занимаются матери, взрослые родственницы и девочки. Однако как только малыши подрастут, ответственность за их воспитание берут на себя не только их сестры, но и братья. Братья и сестры в качестве нянек играют основную роль в социализации в обществах, в которых дети 2-4 лет проводят с та­кими няньками более 70 % времени ежедневно. В таких обществах матери прово-

дят большую часть времени, занимаясь разного рода производительной деятельно­стью, не посвящая все время исключительно материнским обязанностям (Greenfield, 1981; Mintern & Lambert, 1964), хотя во всех культурах дети видят в матери того, кто за них отвечает.

Фактически в 20% из 80 обследованных культур (Katz & Коппег, 1981; West & Konner, 1976) отцы достаточно редко или никогда не занимались младенцами. Близкие отношения отцов с младенцами были выявлены лишь в 4 % культур, но даже при такой близости отцы проводили с младенцами лишь 14 % своего времени и обеспечивали лишь 6 % потребностей по уходу за ними. В большинстве обществ общение отца с детьми в основном представляет собой игры (R. L. Мипгое & Мипгое, 1994).

Отсутствие отца связывается с чрезмерно агрессивным или гипермаскулинпым поведением (Katz & Коппег, 1981; Segall, 1988; В. В. Whiting, 1965). При длитель­ном отсутствии отца, например из-за войны или продолжительных уходов в море (Gronseth, 1957; Lynn & Sawrey, 1959), сыновья ведут себя явно немужественпым образом, обнаруживая высокий уровень зависимости, чрезмерно буйную фанта­зию, наряду с гипермаскулинным поведением.

Отцы уделяют меньше внимания дочерям, чем сыновьям, и в большей степени, чем матери, поощряют деятельность, определяемую полоролевой ориентацией (Lytton & Romney, 1991). Воспитательная роль матери в одинаковой мере важна для мальчиков и девочек, однако отец обычно играет более важную роль в воспи­тании сыновей (Rohner & Rohner, 1982). Маки (Mackey, 1985; Mackey & Day, 1979) наблюдал за поведением детей и родителей в общественных местах в 10 различных культурах и обнаружил, что девочки чаще были в группах, в которых не было взрос­лых мужчин, тогда как мальчики чаще находились в группах, которые целиком состояли из мужчин, эти различия усиливались с возрастом.

Сверстники

В детстве и юности важную роль при социализации играют сверстники. Влияние сверстников возрастает по мере взросления детей, помогая структурировать пере­ход от детства к зрелости (Edwards, 1992).

Анализ взаимодействия детей 2-10 лет со сверстниками, который проводился в рамках исследования шести культур и шести дополнительных выборок (Edwards, 1992; Edwards & Whiting, 1993), показал универсальную в кросс-культурном от­ношении устойчивую тенденцию к предпочтению представителей своего пола, ко­торая проявляется после 2-летнего возраста. У детей постарше сегрегация по поло­вому признаку встречается очень часто. Здвардс высказывает предположение, что влечение к себе подобным может мотивироваться желанием понять самого себя, а сверстники того же пола — это лучшее зеркало. Для ребенка сверстники - это те, кто имеет сходные с его собственными возможности и предпочтения определен­ных видов деятельности, но они же еще и обеспечивают возможности для сопер­ничества и конфликтов.

Обряды инициации подростков, которые обнаруживаются во многих культу­рах, имеют своей целью отделить инициируемого от родных; подготовить его к приемлемым в рамках данной культуры сексуальности, доминированию и агрес­сии; заложить основы преданности группе сверстников; укрепить политические

связи. Коллективные ритуалы более распространены применительно к мальчикам, чем к девочкам, и чаще встречаются в обществах воинов, которые делают акцент на различиях в деятельности, свойственной мужчинам и женщинам (Edwards, 1992). Хотя западное образование начинает менять обряды инициации, их следы тем не менее остаются.

Образование

Условия образования также оказывают существенное влияние на поведение детей. Наблюдения-за учениками пятых классов в Японии и США показывают, что учи­теля в обеих странах уделяют больще внимания мальчикам, причем оценивая их негативно, и что большее внимание нельзя объяснить плохим поведением или не­выполнением заданий (Hamilton, Blumcnfeld, Akoh & Miura, 1991).

Установки родителей в отношении успеваемости могут также оказывать значи­тельное воздействие на достижения детей. Серпелл (Serpell, 1993) обнаружил, что в Замбии считается, что образование важнее для мальчиков, чем для девочек, по­этому ответственность за учебу в школе обычно берет на себя отец, тогда как мать главным образом занимается уходом за детьми. В Китае, Японии и США матери считают, что мальчики должны лучше успевать по математике, а девочки лучше справляться с чтением (Lummis & Stevenson, 1990), хотя на самом деле и те и дру­гие показывают одинаковый уровень успеваемости по этим дисциплинам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...