Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кросс-культурные теории усвоения тендерной ролевой ориентации




Большинство теорий, касающихся усвоения тендерных ролевых функций, уделя­ют первоочередное внимание сведениям, касающимся пола, которые доступны в рамках определенной культуры, несмотря на то что данные теории были разрабо­таны главным образом в США [1]. Каждая теория может быть адаптирована для объяснения кросс-культурных моделей развития.

Теории социального научения

Теории социального научения (Bandura, 1969; Bussey & Bandura, 1984; Mischel, 1970) рассматривают формирование тендерной ролевой ориентации как результат накопленного опыта. Родители, учителя, сверстники и другие агенты социализа­ции формируют поведение детей, связанное с поло-ролевой ориентацией, путем подкрепления и наказания адекватного и неадекватного поведения, моделирова­ния, ожиданий, подбора игрушек и других моментов, связанных с разным обраще­нием родителей с мальчиками и девочками. Проведенные в США исследования показали, что родители одного пола с детьми и родители противоположного пола по-разному реагируют на детей, и эти различия в обращении более отчетливо проявляются в поведении отцов (Maccoby & Jacklin, 1974). Интересно, что немно­гочисленные исследования, проведенные в других странах (Bronstein, 1984,1986; Lamb, Frodi, Hwang, Frodi & Steinberg, 1982; Russell & Russell, 1987; Sagi, Lamb, Shoham, Dvir & Lewkowicz, 1985), не выявили различий в обращении с мальчика­ми и девочками.

Бест и ее коллеги (Best, House, Barnard & Spicker, 1991) наблюдали поведение родителей и детей дошкольного возраста в общественных парках и на игровых площадках во Франции, Германии и Италии и обнаружили, что взаимоотношения родителей с детьми различаются как в зависимости от пола, так и в зависимости от страны. Родители и дети в Италии и Франции вступали в более тесные взаимоот­ношения друг с другом, чем дети и родители в Германии, при этом французские и итальянские дети чаще стремились что-либо показать или чем-то поделиться с отцом, чем с матерью, в Германии же дети предпочитали мать. Такие различия во взаимоотношениях могут быть связаны с культурными различиями в усвоении тендерных стереотипов, которые упоминались выше. Возможно, дети в Германии усваивают характеристики, связанные с женским полом, раньше, чем с мужским, поскольку они больше общаются с матерью, чем с отцом. Подобная модель не была обнаружена в других странах.

В то время как существуют убедительные кросс-культурные свидетельства того, что социальные факторы играют важную роль в усвоении тендерной ролевой ори­ентации, само по себе социальное научение еще не дает удовлетворительного объяснения. Степень различий в обращении с мальчиками и девочками в значи­тельной мере варьирует в зависимости от культуры и не всегда связана с различи­ями в поведении (Bronstein, 1984; Lamb et a!., 1982; Russell & Russell, 1987). Пору­чения, которые даются детям, а также ролевые модели, которые предлагает куль­тура в более широком плане, дают детям возможность усвоить различные роли и

типы поведения. Следует систематически обращаться к характерным аспектам культуры, которые оказывают влияние на усвоение детьми поло-ролевой ориен­тации и поведения.

Теория когнитивного развития

Другой известной теорией, касающейся усвоения тендерной ролевой ориентации, является теория когнитивного развития (Kohlberg, 1966; Ruble, 1987), подчерки­вающая роль внешних факторов при формировании поло-ролевой ориентации. Однако воздействие этих факторов определяется формированием когнитивных структур ребенка. Дети в своем развитии проходят определенные стадии усвоения сведений, связанных с полом, и приобретаемый ими опыт структурируется в соот­ветствии с доступным уровнем понимания. Слэби и Фрей (Slaby & Frey) выделя­ют четыре уровня понимания американскими детьми проблем, связанных с полом. Сначала дети не делают различий между полами, однако на втором этапе они на­чинают использовать категории, связанные с полом, которые базируются на поверх­ностных физических характеристиках. На последних двух уровнях, которых дети достигают в возрасте 4,5-5 лет, они приходят к пониманию того, что пол является устойчивой и непреходящей характеристикой.

Занимаясь проверкой теории когнитивного развития, Р. Монро, Шиммин и Монро (R. H. Munroe, Shimmin & Munroe, 1984) ожидали обнаружить культурные различия в прохождении этих уровней, обусловленные тем, насколько общество подчеркивает различия между мужским и женским полом. Однако, вопреки ожи­даниям, такой культурной специфики обнаружено не было. Дети из Кении и Не­пала, принадлежащие к культурам, которые акцентируют различия между полами, усваивали тендерные понятия не ранее детей из Белиза и Самоа. Фактически, дети из Кении усваивали эти понятия позднее, чем дети из Самоа, а дети из Непала не отличались от детей из других групп. Как и предполагалось, достижение более поздних.уровней, связанных с факторами когнитивно-структурного характера, происходило с небольшими вариациями в разных культурах. Монро и Монро (R. H. Munroe & Munroe, 1982) полагают, что усвоение тендерных понятий медлен­нее осуществляется в тех культурах, где дети мало контактируют с представителя­ми мужского пола, что часто происходит в традиционных культурах, где забота о детях почти полностью ложится на мать.

Басси (Bussey, 1983) обнаружил, что представление о неизменности пола не является значимой предпосылкой для формирования поведения, определяемого половой принадлежностью. Модель поведения мальчиков включает два процесса: усвоение маскулинного поведения и неприятие фемининного поведения; для дево­чек модель включает только один процесс: усвоение поведения, связанного с жен­ским полом, без неприятия поведения противоположного пола. Вследствие этого, Для маленьких девочек поведение девчонки-сорванца вполне приемлемо, в то время как поведение «маменькиного сынка» отвергается мальчиками.

В целом можно сказать, что имеющиеся данные говорят о том, что факторы ког­нитивного развития играют доминирующую роль в процессе формирования ген-дерных представлений, в отличие от культуро-специфичных факторов, роль кото­рых относительно нев'елика.

Теория тендерной схемы

Не так давно сформировалась модификация теории когнитивного развития и тео­рии когнитивного научения, теория тендерной схемы (Bern, 1981; Liben & Signorella. 1980, 1987; Signorella, Bigler & Liben, 1993). Схема представляет собой комплекс-представлений, которые используются для организации информации, фильтрации новых сведений и направления когнитивной деятельности. Теория тендерной схе­мы предполагает, что тендерный приоритет в рамках конкретной культуры слу­жит основой для организации информации (Jacklin, 1989) Впрочем, это предполо­жение не получило достаточных подтверждений в культурах за пределами США.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...